Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:36, курсовая работа
Объектом исследования является процесс формирования, распределения и использования фонда оплаты труда на предприятиях машиностроения. Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты проблемы ввода комплексного механизма формирования, распределения и использования фонда оплаты труда на акционерных предприятиях при условиях становления рыночных отношений.Фонд оплаты труда,методы и формы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….....3
РАЗДЕЛ 1. Научные и практические способы функционирования фонда оплаты труда в машиностроении…………………………………………………….....……...5
Фонд оплаты труда в системе рыночных отношений.......................................5
1.2. Формирование и использование фонда оплаты труда в условиях рыночной экономики…………………………………………………….......................................13
РАЗДЕЛ 2. Анализ механизма формирования, распределения и использования фонда оплаты труда в машиностроении………………………………………….....20
2.1. Анализ практики оплаты труда……………………………………………..20
2.2 Анализ существующих методов форм фонда оплаты труда в машиностроении……………………………………………………………….......................……27
РАЗДЕЛ 3. Разработка механизма формирования фонда оплаты труда машиностроительного предприятия в условиях рыночных отношений………….............35
3.1. Механизм формирования фонда оплаты труда на ПАО «НКМЗ»……….35
3.2. Разработка механизма формирования фонда оплаты труда машиностроительного предприятия…………………………………………...............................41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….......…44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………....……………...…45
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………………48
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………………51
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………………………52
Особенностью современной практики оплаты труда является то, что с переходом к рыночным отношениям и введением коллективно-договорного регулирования оплаты труда ограничено количество рычагов государственного регулирования заработной платы. Поэтому состояние реформирования оплаты труда в большей мере в настоящее время зависит от состояния коллективно-договорного ее регулирования в отрасли.
Но
много недостатков в
Организация и регулирование оплаты труда, а также размера ее фонда в выборочной совокупности машиностроительных предприятий Донецкой области осуществляется согласно ст.15 Закона Украины "Об оплате труда", то есть формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсирующих и гарантированных выплат устанавливаются предприятиями в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предвиденных законодательством, генеральной и отраслевыми (региональными) соглашениями. Это значит, что на основании согласования двух посторонних интересов рабочих и работодателя на предприятии устанавливаются как тарифные, так и другие условия оплаты труда, включая формы и системы заработной платы.
В условиях недостаточного развития рыночных механизмов регулирования оплаты труда, и относительно небольших масштабов действия отраслевых и региональных соглашений сегодня можно выделить две группы характерных подходов предприятий машиностроения Донецкой области к разработке тарифных условий.
Первая группа - предприятия, на которые не распространяется действие отраслевых и региональных соглашений (объективные причины), или в случае неприсоединения предприятий к таким соглашениям, с которыми они по некоторым причинам несогласны, или не могут принять условия таких соглашений (субъективные причины). Предприятия разрабатывают тарифные условия, ориентируясь исключительно на общегосударственные нормы оплаты, установленные в законодательном порядке, которые рассматриваются и признаются как минимально необходимые.
Вторая группа предприятий - те, которые при разработке тарифных условий оплаты придерживаются норм, предвиденных отраслевыми и региональными соглашениями, то есть ратифицировали эти соглашения.
Для усовершенствования организации заработной платы, повышения мотивации к труду, важное значение на современном этапе деятельности предприятий имеет разработка внутрипроизводственных тарифных условий оплаты труда. Прежде всего, это касается определения минимальной тарифной ставки с учетом действующего законодательства и экономических возможностей предприятий, а также фиксация этого уровня в коллективном договоре.
При определении минимальной тарифной ставки предприятия должны ориентироваться на оптимальную для современного состояния экономики государства ,и определенную стратегией экономического и социального развития, на перспективу удельный вес тарифа в заработной плате на уровне 50-60% с постепенным повышением этого уровня до общеевропейского стандарта. Аналогичный показатель в государствах с развитой рыночной экономикой складывает не меньше 80%, обеспечивая тем же высокий уровень организации оплаты и эффективности труда.
Для рабочих при оценке сложности их труда применяется, в основном, шестиразрядная тарифная сетка с установлением ставок с прогрессирующим их межразрядным ростом, а для руководителей, специалистов и служащих - схема должностных окладов с регрессивным наращиванием размеров от одной квалификационной группы к другой.
Для отдельных групп
рабочих занятых на автотранспортных
работах и в акционерных
О разнице в действующих подходах к определению тарифных условий оплаты свидетельствует и такой факт: если для определения тарифной ставки рабочему необходимо лишь установить соответствие его работы и квалификации содержания требований Единственного тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС), то при разработке штатно-окладной системы учитывается несколько условий, среди которых соответствие их работы требованиям ЕТКС является не главным.
Отличия в подходе к дифференциации оплаты труда рабочих, руководителей, специалистов и служащих в действующей системе выплывают из принципов бывшей модели системы. В частности, считалось, что оплата специалистов не должна превышать среднюю оплату труда рабочих, повышения квалификации которых необходимо стимулировать всеми возможными средствами.
Такие принципы тарификации не присущие рыночной экономике, а построенные на их основе системы оплаты, как свидетельствует осуществленный анализ, по большей части негативно влияют на заинтересованность работающих в результатах труда.
Из проведенного анализа можно сделать вывод, что при нынешних экономических условиях необходимы специальные государственные антикризисные мероприятия, важной составной частью которых должны быть государственные мероприятия относительно поощрения производства.
Необходимая программа его действенного стимулирования, создания высокоэффективного механизма мотивации к труду, главной составной частью которого ,должна стать заработная плата и механизм ее регулирования, который бы мог влиять на производителя и блокировать рост цен, повысить производительность, улучшить качество продукции, его конкурентоспособность, и на этой основе вернуть заработной плате ее основные функции - стимулирующая и воссоздающая.
Усовершенствование
системы оплаты труда в Украине
позволит приблизить величину части заработной
платы в расходах на производство до уровня
экономически развитых стран, а стоимость
рабочей силы - к европейским стандартам.
2.2
Анализ существующих методов
форм фонда оплаты труда в
машиностроении.
Методы государственного регулирования ФОТ включают систему законодательных, методических и других материалов, которые регламентируют порядок расчета и процедуру контроля за затратой его средств.
В экономической литературе выделяют три метода регулирования ФОТ : административный, экономический и административно-экономический. Однако, детальные характеристики этих методов в литературе не проделаны.
Основными признаками классификации регуляторов процесса фондообразования , следующие: что именно регламентирует (перечень основных регуляторов); где регламентирует (допроизводственная фаза, производственная фаза и постпроизводственная фаза); кто регламентирует (субъект регулирования).
Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания мер государственного воздействия с системой договоров.
Государственное регулирование оплаты труда включает:
Регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами, индивидуальными договорами ( контрактами).
Состав затрат на оплату труда регламентируется “Инструкцией о составе средств, которые направлены на потребление” от 22.02.93, соответствующими дополнениями и Основным положением о составе затрат производства (оборота) и формирование финансовых результатов на предприятиях и в организациях Украины. К средствам, которые направлены на потребление, относятся затраты на оплату труда (фонд оплаты труда) всех работников предприятий, учреждений, организаций, состоящие из:
В состав фонда основной заработной платы включают такие элементы:
В состав фонда дополнительной оплаты труда включают следующие элементы:
К денежным выплатам и поощрениям относят:
-
материальную помощь (суммы, которые
превышают предусмотренные
-
суммы предоставленных
-
другие затраты, которые имеют
индивидуальный характер (оплата
квартплаты и найма жилища, продовольственных
и промышленных товаров,
-
суммы прибыли, направленные
-
средства, которые направлены на
выкуп собственности
Предприятиям предоставлены широкие права в области оплаты труда. Руководитель предприятия самостоятельно выбирает формы и системы оплаты труда, устанавливает работникам конкретные тарифные ставки, должностные оклады, сдельные расценки, премии, надбавки и доплаты на условиях, предусмотренных договором.
«Тарифная система оплаты труда» является совокупностью взаимосвязанных элементов: тарифной сетки, тарифных ставок, схем должностных окладов и тарифно-квалификационных характеристик.