Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:19, контрольная работа
Человек – существо свободное и обречено на выбор решений, стараясь сделать всё наилучшим образом. В наиболее общем смысле теория принятия оптимальных решений представляет собой совокупность математических и численных методов, ориентированных на нахождение наилучших вариантов из множества альтернатив и позволяющих избежать их полного перебора. Ввиду того, что размерность практических задач, как правило, достаточно велика, а расчеты в соответствии с алгоритмами оптимизации требуют значительных затрат времени, то методы принятия оптимальных решений главным образом ориентированы на реализацию их с помощью ЭВМ.
Введение...................................................................................................................3
1. Постановка задач принятия оптимальных решений........................................5
2. Принятие решений в условиях риска................................................................9
2.1 Критерий ожидаемого значения (КОЗ)...........................................................9
2.2 Критерий предельного уровня.......................................................................10
2.3 Критерий наиболее вероятного исхода.........................................................10
2.4 Учет неопределенных факторов, заданных законом распределения.........11
3. Постановка задачи стохастического программирования..............................13
4. Метод статистического моделирования..........................................................16
4.1 Учет неопределенных пассивных условий...................................................16
4.2 Учет активных условий...................................................................................21
Заключение.............................................................................................................25
Список литературы................................................................................................26
Методический учет случайных факторов, заданных распределением, может быть выполнен двумя приемами: заменой случайных параметров их математическими ожиданиями (сведением стохастической задачи к детерминированной) и "взвешиванием" показателя качества по вероятности (этот прием иногда называют "оптимизация в среднем").
Первый прием предусматривает
определение математического
Второй прием предусматривает определение W в соответствии с зависимостями соответственно для дискретных и непрерывных величин:
,
,
где P(ui) – ряд распределений случайной величины ui;
f(ui) – плотность распределения случайной величины u.
При описании дискретных случайных величин наиболее часто используют распределения Пуассона, биноминальное. Для непрерывных величин основными распределениями являются нормальное, равномерное и экспоненциальное5.
При перспективном и оперативном
планировании работы предприятия возникает
необходимость в учете ряда случайных
факторов, существенно влияющих на
процесс производства. К таким
факторам относятся спрос, который
не всегда может быть предсказуем, непредусмотренные
сбои в поступлении сырья, энергии,
рабочей силы, неисправности и
аварии оборудования. Еще больше случайных
факторов необходимо учитывать при
планировании производства, эффективность
которого зависит от климатических
условий, урожайности и т.д. Поэтому,
например, задачи планирования лесного
производства целесообразно ставить
и исследовать в терминах и
понятиях стохастического
Подходы к постановке и анализу стохастических задач существенно различаются в зависимости от последовательности получения информации – в один прием или по частям. При построении стохастической модели важно также знать, необходимо ли принять единственное решение, не подлежащее корректировке, или можно по мере накопления информации один или несколько раз корректировать решение. В соответствии с этим в стохастическом программировании исследуются одноэтапные, двухэтапные и многоэтапные задачи.
В одноэтапных задачах решение принимается один раз и не корректируется. Они различаются по показателям качества решения (по целевым функциям), по характеру ограничений и по виду решения.
Задача СП может быть сформулирована в M- и P-постановках по отношению к записи целевой функции и ограничений. Случайны элементы вектора С (целевая функция).
При M-постановке целевая функция W записывается в виде:
.
Что означает оптимизацию математического ожидания целевой функции.
От математического ожидания целевой
функции можно перейти к
.
При P- постановке имеем:
- при максимизации
где Wmin – предварительно заданное допустимое наихудшее (минимальное) значение целевой функции;
- при минимизации
где Wmax – предварительно заданное допустимое наихудшее (максимальное) значение целевой функции.
Суть P-постановки заключается в том, что необходимо найти такие значения xj, при которых максимизируется вероятность того, что целевая функция будет не хуже предельно допустимого значения.
Ограничения задачи, которые должны выполняться при всех реализациях параметров условий задачи, называются жесткими ограничениями. Часто возникают ситуации, в которых постановка задачи позволяет заменить жесткие ограничения их усреднением по распределению случайных параметров. Такие ограничения называют статистическими.
В инженерной практике наиболее часто используется нормальный закон распределения, поэтому дальнейшие зависимости приведем для этого случая6.
В задачах принятия оптимальных решений широкое применение получил метод Монте-Карло. Основными особенностями этого метода, основанного на многократном повторении одного и того же алгоритма для каждой случайной реализации, являются: универсальность (метод не накладывает практически никаких ограничений на исследуемые параметры, на вид законов распределения); простота расчетного алгоритма; необходимость большого числа реализаций для достижения хорошей точности; возможность реализации на его основе процедуры поиска оптимальных параметров проектирования.
Отметим основные факторы, определяющие
применение метода статистического
моделирования в задачах
Неопределенные факторы, закон
распределения которых
В соответствии с критерием Вальда в качестве оптимальной выбирается стратегия, гарантирующая выигрыш не меньший, чем "нижняя цена игры с природой":
.
Правило выбора решения в соответствии с критерием Вальда можно интерпретировать следующим образом: матрица решений [Wir] дополняется еще одним столбцом из наименьших результатов Wir каждой строки. Выбрать надлежит тот вариант, в строке которого стоит наибольшее значение Wir этого столбца.
Выбранное таким образом решение полностью исключает риск. Это означает, что принимающий решение не может столкнуться с худшим результатом, чем тот, на который он ориентируется. Какие бы условия Vj не встретились, соответствующий результат не может оказаться ниже W. Это свойство заставляет считать критерий Вальда одним из фундаментальных. Поэтому в технических задачах он применяется чаще всего как сознательно, так и неосознанно. Однако в практических ситуациях излишний пессимизм этого критерия может оказаться очень невыгодным.
Применение этого критерия может быть оправдано, если ситуация, в которой принимается решение, характеризуется следующими обстоятельствами:
- о вероятности появления
- с появлением состояния Vj необходимо считаться;
- реализуется лишь малое
- не допускается никакой риск.
Критерий Байеса-Лапласа в отличие от критерия Вальда, учитывает каждое из возможных следствий всех вариантов решений:
.
Соответствующее правило выбора можно интерпретировать следующим образом: матрица решений [Wij] дополняется еще одним столбцом, содержащим математическое ожидание значений каждой из строк. Выбирается тот вариант, в строках которого стоит наибольшее значение Wir этого столбца.
Критерий Байеса-Лапласа
- вероятность появления
- принятое решение теоретически допускает бесконечно большое количество реализаций;
- допускается некоторый риск при малых числах реализаций.
В соответствии с критерием Сэвиджа в качестве оптимальной выбирается такая стратегия, при которой величина риска принимает наименьшее значение в самой неблагополучной ситуации:
.
Здесь величину W можно трактовать как максимальный дополнительный выигрыш, который достигается, если в состоянии Vj вместо варианта Ui выбрать другой, оптимальный для этого внешнего состояния, вариант.
Соответствующее критерию Сэвиджа правило выбора следующее: каждый элемент матрицы решений [Wij] вычитается из наибольшего результата max Wij соответствующего столбца. Разности образуют матрицу остатков. Эта матрица пополняется столбцом наибольших разностей Wir. Выбирается тот вариант, в строке которого стоит наименьшее значение.
Согласно критерию Гурвица выбирается такая стратегия, которая занимает некоторое промежуточное положение между крайним пессимизмом и оптимизмом:
.
Правило выбора, согласно этому критерию, следующее: матрица решений [Wij] дополняется столбцом, содержащим средние взвешенные наименьшего и наибольшего результатов для каждой строки. Выбирается тот вариант, в строках которого стоят наибольшие элементы Wir этого столбца.
Критерий Гурвица предъявляет к ситуации, в которой принимается решение, следующие требования:
- о вероятности появления
- с появлением состояния Vj необходимо считаться;
- реализуется лишь малое
- допускается некоторый риск.
Критерий Ходжа-Лемана базируется одновременно на критериях Вальда и Байеса-Лапласа:
.
Правило выбора, соответствующее этому критерию, формулируется следующим образом: матрица решений [Wij] дополняется столбцом, составленным из средних взвешенных (с постоянными весами) математического ожидания и наименьшего результата каждой строки. Отбирается тот вариант решения, в строке которого стоит наибольшее значение этого столбца.
При z=1 критерий преобразуется в критерий Байеса-Лапласа, а при z=0 превращается в критерий Вальда. Таким образом, выбор параметра z подвержен влиянию субъективизма. Кроме того, без внимания остается и число реализаций. Поэтому этот критерий редко применяется при принятии технических решений.
Критерий Ходжа-Лемана предъявляет к ситуации, в которой принимается решение, следующие требования:
- о вероятности появления
- принятое решение теоретически
допускает бесконечно большое
количество реализаций; допускается
некоторый риск при малых
Общие рекомендации по выбору того или иного критерия дать затруднительно. Однако отметим следующее: если в отдельных ситуациях не допустим даже минимальный риск, то следует применять критерий Вальда; если определенный риск вполне приемлем, то можно воспользоваться критерием Сэвиджа. Можно рекомендовать одновременно применять поочередно различные критерии.
Такой подход позволяет, во-первых, лучше
проникнуть во все внутренние связи
проблемы принятия решений и, во-вторых,
ослабляет влияние
Применение данных критериев с методической точки зрения удобно продемонстрировать на примере одной задачи9.
Как правило, решение практических задач, связанных с оценкой качества и надежности изделий лесного машиностроения, зависит не только от оперирующей стороны (допустим, конструктора), но и от действий других субъектов системы (например, технолога-лесозаготовителя). Каждая из сторон преследует собственные цели, не всегда совпадающие друг с другом. Неопределенность такого рода при принятии решений относят к классу поведенческих неопределенностей. Теоретической основой нахождения оптимального решения в условиях неопределенности и конфликтных ситуаций является теория игр. Игра – это математическая модель процесса функционирования конфликтующих элементов систем, в котором действия игроков происходят по определенным правилам, называемых стратегиями. Ее широкому распространению в последнее время способствовало как развитие ЭВМ, так и создание аналитического аппарата, позволяющего находить аналитические решения для широкого класса задач. Основной постулат теории игр – любой субъект системы, по меньшей мере, так же разумен, как и оперирующая сторона и делает все возможное, чтобы достигнуть своих целей. От реального конфликта игра (математическая модель конфликта) отличается тем, что она ведется по определенным правилам, которые устанавливают порядок и очередность действий субъектов системы, их информированность, порядок обмена информацией, формирование результата игры10.
Существует много классов игр, различающихся по количеству игроков, числу ходов, характеру функций выигрыша и т.д. Выделим следующие основные классы игр:
- антагонистические (игры со строгим соперничеством) и неантагонистические. В первом случае цели игроков противоположны, во втором – могут совпадать;
- стратегические и
Информация о работе Постановка задач принятия оптимальных решений