Жизненный цикл товара. Стратегический подход к его этапам

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить жизненный цикл товара и стратегические подходы к его этапам, а также рассмотреть влияние рекламы на кривую жизненного цикла товара.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты жизненного цикла товара.……………...........5
1.1. Понятие жизненного цикла товара.……………………………………........5
1.2. Этапы жизненного цикла товара…………………………………………….6
1.3. Кривая жизненного цикла товара и её виды………………………………13
1.4. Современные тенденции смены жизненных циклов товаров……………15
Глава 2. Стратегический подход к этапам жизненного цикла товара………..17
2.1. Основные маркетинговые стратегии, применяемые на различных этапах жизненного цикла товара…………………………………………......................17
2.2. Маркетинговые инструменты, применяемые на различных этапах жизненного цикла товара………………………………………………………..21
Глава 3. Реклама и жизненный цикл товара…………………………………...24
3.1. Влияние рекламы на кривую жизненного цикла товара……………...….24
3.2. Применение видов рекламы на различных этапах жизненного цикла товара……………………………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….....30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Приложение 1
Приложение 2

Работа содержит 1 файл

текст плюс все.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, цель применения этих маркетинговых  инструментов – сократить продолжительность  этого этапа, так как прибыль  снижается, а издержки растут.

    Глава 3. Реклама и жизненный  цикл товара. 

    3.1. Влияние рекламы  на кривую жизненного цикла товара.

     Так как реклама увеличивает объем сбыта, то она влияет и на жизненный цикл товара и на его  кривую. Используя рекламу и другие средства стимулирования, производители не только увеличивают объем продаж, но и продляют жизненный цикл своего товара. Влияние рекламы на жизненный цикл товара можно  графически изобразить, нарисовав кривую жизненного цикла товара без рекламной поддержки и товара, который широко рекламируется (Приложение 2, рис.2).

     Заштрихованной  площадью на этом рисунке является дополнительный объем товаров, который продается при проведении рекламной кампании. Продавая эти товары, фирма получает дополнительную прибыль. Правда часть ее уходит на рекламные затраты. Остальное является дополнительной прибылью фирмы, которую она получает в результате ведения  рекламной поддержки своего товара.

     Деформацию  кривой жизненного цикла товара можно  рассмотреть, изучая изменение длинны каждой стадии и  объема проданного товара на ней:

  1. Внедрение. На новой кривой сильно сокращается фаза внедрения товара на рынок. Большое количество потенциальных покупателей быстро узнают о новом товаре  из его рекламы и часто совершают первую (часто пробную) покупку. В случае если товар понравился покупателю, то он будет совершать и повторные покупки. При интенсивной рекламе товара эта фаза его жизненного цикла может сократиться с нескольких лет до считанных месяцев или недель.  Эффект на кривой – смещение влево.
  2. Рост. Эта фаза тоже  сокращается во времени, однако не так сильно, как фаза выведения. За счет усиленной рекламы подавляющее большинство людей узнают о новом товаре и быстрее соглашаются на свою первую покупку. Фаза  протекает с большей интенсивностью. С помощью рекламы о новом товаре узнают даже те, кто без неё мог вообще не узнать о товаре (нелюдимы или отшельники), поэтому фаза роста заканчивается на большем объеме проданных товаров. Эффект на кривой – смешается влево вверх.
  3. Зрелость. Этот этап не только намного раньше начинается, но и за счет усиленной агитации задерживается на некоторое время. Кроме того, объем продаж на этом этапе также сильно  превосходит объем продаж товара без рекламной поддержки. Реклама уговаривает многих покупателей еще раз купить предлагаемый товар. Эффект на кривой – смещение вверх и удлинение вправо.
  4. Насыщение. Рекламе путем увещевания клиентов удается несколько отодвинуть этот этап. Насыщение наступает позже и фирме удается больше продать товаров и их запасы на складах. Эффект на кривой – удлинение кривой вправо.
  5. Спад. На этом этапе фирмы обычно не дают рекламы своего товара и снимают товар с рынка. Сбыт падает намного стремительней, чем падал бы сбыт товара, который вообще не рекламировался. Видя постоянное падение спроса,  фирма перестает создавать миф о хорошем и полезном товаре, и потребители быстрее начинают покупать другой товар (часто – модификацию первого). Сбыт падает очень быстро и только распродает остатки. Эффект на кривой – более пологий наклон на  стадии спада.
 

     3.2. Применение видов рекламы на различных этапах жизненного цикла товара.

     На  каждом этапе жизненного цикла товара необходим особый подход к рекламе. Необходимость в этом обуславливается тем, что экономическая и конкурентная среда изменяется  в каждой  фазе жизненного цикла,  да и структура издержек производителя изменяется при переходе от фазы к фазе. В связи с этим, при планировании рекламной кампании нужно определять цели, методы и виды рекламного воздействия.

     Рассмотрим  этапы жизненного цикла товара и  определим цели и методы рекламы  на каждом из них:

     1. Выведение. На этом этапе необходимо учитывать полную неосведомленность потребителя о новом товаре, поэтому основными целями рекламы являются:

  • добиться известности существования товара и марки;
  • информировать рынок о выгодах нового товара;
  • побудить покупателей испытать новый товар;
  • побудить реализаторов (оптовых и розничных) брать товар на продажу.

     Таким образом, основной акцент в целях рекламы ставится на информирование покупателей и реализаторов, области применения, основных характеристиках, названии нового товара. Реклама на этом этапе требует настолько значительных   затрат, что они намного превышают прибыль. Часто производители прибегают к раздаче бесплатных образцов нового товара.

     2. Рост. На этом этапе уровень продаж стремительно растет. Многие покупатели начинают совершать повторные покупки. Большинство покупателей знают о товаре и марке товара (часто из рекламы на первом этапе жизненного цикла). Так как на рынке начинают появляться конкуренты, то основной целью рекламы является уже не простая информация о товаре, а формирование предпочтения марки товара. Все цели рекламы можно сформулировать:

  • создание сильного, устойчивого образа марки товара;
  • создание и поддерживание  приверженности марке;
  • стимулирование приобретения товара;
  • дальнейшее повышение осведомленности покупателей.

     Основной  упор в рекламе делается на качество товара, его престижность и дополнительный сервис, оказываемый покупателям товара фирмы.

     Затраты на рекламу в общем остаются постоянными, но, так как товаров продается  намного больше, то они постоянно  уменьшаются на единицу товара. Появляется и растет прибыль, так как все расходы по стимулированию сбыта опускаются до нормального уровня.

     На  этом этапе основным видом рекламы является агитирующая реклама и элементы информационной.

     3. Зрелость. На этом уровне новых покупателей очень мало и сбыт состоит главным образом из повторных покупок. Этап зрелости является пиком рекламной кампании. Позиции основных конкурентов и их марки хорошо известны. Рынок не увеличивается, поэтому основной целью рекламы является недопущение уменьшения и даже рост доли рекламируемого товара на рынке.

     Основной  упор в рекламе делается на разнообразные  скидки при приобретении товара, распродажи по сниженным ценам, дополнительный сервис и дальнейшее повышение качества.

     Основным  видом рекламы является агитирующая реклама.

     4. Насыщение. Эта фаза не сильно отличается от предыдущей, поэтому основные цели и виды рекламы остаются те же. Но на этом этапе основной упор в рекламе делается на улучшение имиджа фирмы (связь с общественностью или престижная реклама) и большое снижение цены (к этому этапу технология полностью отработана, первоначальные затраты на разработку и выведение окупились). Конкуренция становится преимущественно ценовой. На этом этапе фирма создает модификацию товара  (вероятность чего очень высока) и рекламирует это, либо постепенно готовится к уходу с рынка и начинает уменьшать рекламу. Также фирма начинает использовать такой вид рекламы, как напоминающую рекламу. Иногда фирма проводит новую рекламную кампанию для распродажи оставшихся товаров на складе перед снятием товара с производства.

     5. Спад. На этом этапе происходит резкое снижение продаж и реклама нецелесообразна. Товар снимается с рынка. Однако если на складе осталось большое количество товаров, то фирма все же рекламирует товар до полной его распродажи (иногда с очень большой скидкой).

     Необходимость использования теории жизненного цикла  товара при планировании рекламной  кампании обуславливается тем, что  для повышения эффективности  рекламной кампании реклама не должна быть одинаковой на всех этапах жизненного цикла. Это можно проиллюстрировать простым примером: при появлении нового товара, предположим копировальных аппаратов, неразумно рекламировать их с лозунгом "Покупайте Ксероксы". Покупатель просто не знает о том, что это такое и нужно ли ему это. Такая реклама не будет принята  покупателями, они не готовы  к ней. Сначала в рекламе необходимо рассказать (иногда подробно) о том, что представляет собой новый товар, кто его производитель, какие у него преимущества перед предыдущими моделями. После того, как все потенциальные покупатели  узнали о новом товаре (или новых свойствах старого товара) все знают, что представляет собой рекламируемый товар (копировальный аппарат) и многие его характеристики. Продолжать делать упор в рекламе на его новые потребительские свойства бессмысленно, так как покупатель уже знает то, что ему предоставляет реклама и такое объявление будет уже не столь эффективно, чем объявление, в котором затрагиваются какие-либо новые стороны товара или то,  которое рассчитано в основном на запоминаемость  товара и название фирмы-производителя. Основной упор в рекламе переносится с информирования о потребительских свойствах товара на формирование в сознании покупателя предпочтения к марке товара, создание устойчивого образа товара и фирмы. Дальнейшая реклама рассчитана на то, что потребитель не только знает о  свойствах товара, но также у него в памяти  запечатлен образ этого товара  и фирмы. Цель этой рекламы состоит в том, чтобы не  дать  забыть покупателю о том, что он уже знает о товаре и фирме. Реклама должна постоянно напоминать покупателю об их существовании.

     Реклама, построенная по такому  принципу, будет более эффективной, чем однообразное сообщение покупателю о товаре и его свойствах. Постоянное повторение после определенного времени будет  пропускаться покупателем "мимо ушей" и не сможет выполнить возложенных на нее  задач. Кроме психологического выигрыша от  такого планирования рекламы возрастет отдача также за счет сокращения средств, направляемых на рекламы, так как реклама на последующих стадиях будет стоить рекламодателю меньше,  чем реклама на первых стадиях рекламирования. Даже если учесть то,  что число или частота объявлений  возрастут, эффект от снижения стоимости одного объявления перекроет издержки повышения числа объявлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Жизненный цикл товара –  это полезный инструмент, подсказывающий стратегии, которые надо использовать в течение жизни товара (или марки), и моменты, когда стратегии следует менять. Поэтому менеджеру товара не всегда легко определить место товара в его жизненном цикле. Продажи могут, например, возрасти на самой ранней стадии, а затем внезапно сократиться. В этом случае, положившись на концепцию жизненного цикла товара, менеджер может ошибочно предсказать переход к стадии роста, выделив больше денег на рекламу и распределение в ближайший период. Еще одна сложность – изменчивая продолжительность жизненного цикла. Крайне трудно предвидеть, сколько времени пройдет от выхода марки товара на рынок до ее роста и зрелости. Успешная стратегия оживления продаж способна продлить стадию зрелости, несмотря на предсказанные ранее сроки, и даже обеспечить переход от роста к зрелости и снова к росту.

     Модель  жизненного цикла применяется, кроме  прогнозов сбыта, для определения базисных стратегий на разных этапах развития продукта.

     Этапы жизненного цикла товара делят обычно на внедрение (введение), рост, зрелость, насыщение и спад.

     Смена жизненных циклов товаров подчиняется  требованиям ряда законов. Во-первых, закону возвышения потребностей. Каждая удовлетворенная потребность образует основу дня возникновения новых, более высоких потребностей и одновременно создает предпосылки для их удовлетворения.

     Таким образом, закон возвышения потребностей приводит к необходимости разработки товаров с более высокими потребительскими свойствами (скорость, комфортность, безопасность и т. д.). Это позволяет увеличивать объемы реализации этих товаров в натуральном и денежном выражении.

     Во-вторых, жизненный цикл товаров подчиняется  закону ускорения темпов общественного развития. В соответствии с этим законом, все процессы, протекающие в обществе, имеют тенденцию к ускорению их протекания. Как следствие этих законов, ускоряется также процесс создания и обновления новых образцов продукции.

     В результате действия этих законов происходит, во-первых, сокращение продолжительности жизненных циклов товаров, во-вторых, рост максимальных объемов продаж товаров и, в-третьих, удорожание разработки и производства новых товаров.

     При анализе зрелых товаров предприятие должно учитывать следующие факторы: размер существующего рынка, его характеристики, потребности и неиспользованные сегменты; уровень конкуренции; модификацию товары; наличие новых товаров для замены старых; размер прибыли; маркетинговые усилия, необходимые для совершения каждой сделки; структуру продвижения; важность товаров в ассортиментной группе; влияние товаров на образ предприятия.

     Не  для всех зрелых товаров жизненные  циклы могут быть оживлены или  продлены. Исчезают нужды потребителей, разрабатываются лучшие, более дешевые и удобные товары. Конкуренты могут добиться стратегического преимущества. Наконец, если рынок насыщен, дополнительное маркетинговые усилия не смогут создать объем сбыта, достаточной для покрытия затраты времени и средств на производство и продвижение товара. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы.

  1. Алексунин В.А. Маркетинг: краткий курс. М.: ИТК «Дашков и К», 2006 г.
  2. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М: «Инфра-М», 2007 г.
  3. Годин А.М. Маркетинг: Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИТК «Дашков и К», 2006 г.
  4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М.; «Финпресс», 2008 г.
  5. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. М.: «Вильямс», 2006 г.
  6. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособие для вузов. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2005 г.
  7. Ноздрева Р.Б. Маркетинг: учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу. М.: «Юристъ», 2007 г.
  8. Маркетинг. Учебник  под ред. Э.А. Уткина. М.: «ЭКСМОС», 2005 г.
  9. Маслова Т.Д., Базук С.П., Ковалик Л.Н. Маркетинг. СПб.: «Питер», 2003г.
  10. Морозов Ю.В. Основы маркетинга. М.: «Хронограф», 2006 г.
  11.   Хисамутдинов С.П., Шабанова Л.Б. Маркетинг: Теория и практическое применение: учебник. М.: «Вуз и школа», 2007 г.
  12. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Финансы и статистика», 2008 г.

Информация о работе Жизненный цикл товара. Стратегический подход к его этапам