Жизненный цикл организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определение технологии управления процессом развития предприятий в современных условиях хозяйствования на основе анализа жизненных циклов.
Задача работы:
Обосновать целесообразность применения модели жизненных циклов как инструмента управления изменениями на предприятиях.
Провести анализ различных видов жизненных циклов и исследовать их взаимосвязи на соответствующих уровнях управления экономикой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1. Жизненный цикл организации…………………………………………….7
1. Понятие жизненного цикла организации…………………………..7
2. Модели жизненного цикла………………………………………….8
3. Анализ моделей жизненного цикла……………………………….12
2. Основа жизненного цикла организации…………………………………15
1. Графическая модель жизненного цикла организации…………15
2. Основные этапы жизненного цикла организации………………16
1. Выхаживание……………………………………………………16
2. Младенчество…………………………………………………...17
3. «Давай-давай» - стадия быстрого роста………………………18
4. Юность…………………………………………………………..19
5. Расцвет…………………………………………………………..21
6. Стабилизация…………………………………………………...21
7. Аристократизм…………………………………………………22
8. Ранняя бюрократизация………………………………………23
9. Бюрократизация и смерть…………………………………….24
3. Применение теории жизненного цикла И. Адизеса непосредст-венно для Российской Федерации………………………………...25
3. Развитие жизненного цикла организации………………………………26
1. Социальный компонент жизненного цикла организации……….26
2. Перспективные модели теории эволюции организации………...28
4. Заключение………………………………………………………………..32
5. Список использованных источников……………………………………35

Работа содержит 1 файл

жцо.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

     Модель  жизненного цикла была создана для  прогнозирования изменений, ожидаемых  в организации, находящейся в  той или иной стадии развития. Получив  информацию о пребывании организации  на определенном этапе, руководитель может с большей долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства.

     В работе были рассмотрены созданные  в течение десятилетия разными  авторами модели эволюции организации, причем в основе каждой из них лежит особая уникальная идея. Тем не менее, все модели в той или иной степени отражают сущность эволюции компании, описываемые с разных точек зрения.

     Отсутствие  единой объективной модели обусловлено  тем, что авторами не были  произведены полноценные длительные исследования, объектом которых стали бы организации, прошедшие полный жизненный цикл. Сложность подобных экспериментов помимо прочего состоит в том, что некоторые стадии могут занимать до нескольких лет и изучение подобных процессов в разных организациях может дать отличающиеся результаты. Однако в работе обозначены основные критерии, по которым возможно диагностирование организации на предмет пребывания ее на том или ином этапе эволюции.

     На  основе модели, предложенной И.Адизесом, были подробно рассмотрены такие стадии развития, как выхаживание, младенчество, стадия  быстрого роста, юность, расцвет, стабильность, аристократизм, ранняя бюрократизация, бюрократизация и смерть. Была представлена графическая модель эволюции организации; даны описания проблем, характерных для определенных этапов развития, и рекомендации руководителю компании о принятии управленческих решений, способных предотвратить возможное старение организации.

     Вследствие  особой специфики российских предприятий (большая доля государственных и приватизированных предприятий) теория И.Адизеса применима лишь к части предприятий нашей страны, созданных в период рыночных преобразований. Но для руководства адаптированных к рынку предприятий данная теория может служить источником теоретических основ управления и способствовать принятию решений, не противоречащих естественному процессу развития компании. 

       В современных условиях исследуются  новые аспекты теории жизненного  цикла организации. Так, автор  одной из новых теорий предложила  соотнести развитие компании с развитием организационной культуры, господствующей на предприятии. Однако, соотнеся определенные типы организационных культур со стадиями эволюции организации, исследователь не внесла принципиальных изменений в саму парадигму жизненного цикла.

     Но  существуют и принципиально иные точки зрения на эволюцию организации. Так, системно-интеграционный подход  предполагает, что развитие происходит не в целом в организации, а  в отдельных ее подсистемах, названных  «организационными рутинами» и  развивающихся по собственным жизненным циклам. Причем часть из них является фундаментальными, и реже подвергается изменениям, другая же часть является функциональными, зависит от внешней среды и обеспечивает адаптацию организации к происходящим вовне изменениям. Находясь в соподчиненности, взаимодействуя друг с другом, обозначенные организационные рутины формируют объективные предпосылки для эволюции внутренней среды организации в целом.

     Таким образом, очевидно, что теория жизненного цикла успешно применяется на практике руководителями, позволяя им принимать рациональные управленческие решения. И в будущем можно ожидать появление новых моделей эволюции организации, еще более глубоко рассматривающих предпосылки развития организации и учитывающих самые различные аспекты ее жизнедеятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
  1. Акулов  В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации: Учебное пособие. – М., 2003
  2. Акулов В. Б., Рудаков М. Н. К характеристике субъекта стратегического менеджмента// Проблемы теории и практики управления. 1998. № 4.            с. 112-115.
  3. Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие// www.distance.ru
  4. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Т.1. – М.:Экономика, 1989
  5. Воробьев С. Где и почем брать головы. // Эксперт, №13, 1996, с.36-41.
  6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд. – М.:Банки и биржи, ЮНИТИ,1995
  7. Дырин С.П. Теория организации: Учебник. – Набережные Челны, Изд-во Института управления, 2003
  8. Жизненные стадии и циклы организации// www.cpt21.ru
  9. Ивашковская И.В., Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Становление корпорации в контексте жизненного цикла организации
  10. Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Теория жизненных циклов организации И.Адизеса и российская действительность// Социс. –  1996, № 10, с.63-71
  11. Лавизина О.В. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система/ http://ecsocman.edu.ru
  12. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/пер. с англ.. – М.: Дело. 1996
  13. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М., Инфра-М, 2002
  14. Пригожин А.И.  Методы развития организаций. Москва: МЦФЭР, 2003
  15. Экономическая социология. Т. 2. N 5. с. 49-58 (Ноябрь 2001)
  16. Попов Е.В., Хмелькова Н.В. О жизненном цикле внутренней среды организации// Менеджмент в России и за рубежом. – 2004, №1 с.63-59
  17. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебник. – М., Экзамен, 2004
  18. Современный финансово-кредитный словарь//www.rubicon.ru
  19. Ушаков К.М.  Эволюция организации: развитие, расцвет, спад// Директор школы. 1998. N 2. С. 18-22
  20. Шрайэгг Г., Носс К. Изжила ли себя организационная структура?// Проблемы теории и практики управления. 1994. № 4. с. 78-83.
  21. Экономическая Школа. Выпуск 3. СПб, 1993

Информация о работе Жизненный цикл организации