Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 09:45, курсовая работа
Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый фирмой товар или оказываемая ею услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.
Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских и, конечно, маркетинговых решений.
ВВЕДЕНИЕ.
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВОГО ТОВАРА НА РЫНОК.
ВАРИАЦИЯ ТОВАРА.
ЭЛИМИНАЦИЯ ТОВАРА.
СЕРВИС И ГАРАНТИЙНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Техника анкеты свойств и характеристик товара используется для поиска творческих идей по улучшению товара. Все свойства, характеристики и признаки объекта (к которому может относится товар) обобщаются и излагаются в письменном виде. Создание новой идеи осуществляется путем изменения или замены одного или нескольких признаков объекта и их последующего объединения в виде новой комбинации свойств.
Метод вынужденных отношений (сочетаний) несколько схож с техникой анкеты свойств. Идея рождается как результат обдуманного обобщения знания о предметах, которые первоначально не входили в одну группу. Например, из анализа свойств таких отдельных товаров, как письменный стол, пишущая машинка и настольная лампа, с помощью метода вынужденных отношений (сочетаний) могут быть найдены следующие идеи: в столешницу письменного стола встроить пишущую машинку; преобразовать поверхность стола для установки картотеки; настольную лампу заменить лампой на подвижных шарнирах и т. д.
Техника анкеты свойств и метод вынужденных сочетаний базируется на комбинации свойств имеющихся товаров, что ограничивает их использование. Тем более что возможна зависимость качества новой идеи от качества ранее использованных идей.
Морфологический метод базируется на принципах структурного анализа. В соответствии с этим методом все важнейшие параметры товара исследуются по отдельности и в комбинации их возможных сочетаний. Он построен на полной и строгой классификации объектов, явлений, их свойств и параметров, позволяющей оценить возможные сценарии развития идеи и путем сопоставления этих сценариев получить комплексное представление идеи будущего развития товара.
Процесс морфологического анализа включает пять основных этапов.
2. Разложение проблемы на отдельные компоненты, которые могут влиять на решение.
3. Альтернативные решения для каждого компонента. Компоненты проблемы и альтернативные решения сводятся в матрицу, которая называется морфологическим ящиком (табл. 4 ).
4. Комбинация альтернативных решений по отдельным компонентам проблемы. Различные комбинации дают альтернативные общие решения.
5.
Выбор и реализация альтернативы, оптимальной
с точки зрения выгоды предприятия.
Морфологический
ящик для конструкции кофеварки
Функция |
Возможные решения | ||
1 | 2 | 3 | |
Кипячение воды | Нагревательная пластина (внешняя) | Нагревательная спираль (внутренняя) | Индукционный нагрев |
Фильтрация кофе | Бумажный фильтр | Пористый материал | Центрифуга |
Сохранение температуры кофе | Подогрев |
Изоляция |
Термос |
Разлив кофе | Контейнер
Для разлива |
Насос для подачи кофе | Кран для разлива |
На основании анализа морфологического ящика и технологических возможностей фирмы формируются два альтернативных варианта конструкции кофеварки:
Функции
Вариант 1
Кипячение
Нагревательная
Фильтрация Пористый материал Бумажный фильтр
Сохранение
тепла
Термос
В отличие от логико-систематических методов, в основе которых лежат принцип разложения системы на части и принцип комбинации отдельных решений, интуитивно- творческие методы базируются на принципе целостного рассмотрения проблемы.
Наиболее известными методами этого вида получения идей являются мозговая атака и синектика.
Метод мозговой атаки был предложен американским специалистом в области рекламы Алексом Осборном в 1953 г. Он базируется на принципах свободной ассоциации мышления творческих рассуждениях участников группового обсуждения о той или иной идее и способах воплощения ее в жизнь. Способами проведения этого метода являются интенсивная дискуссия всех участников и положительный обмен ассоциациями и мнениями с последующей оценкой результатов дискуссии. Для успешного применения этого метода необходимо соблюдать ряд условий:
в обсуждении должно участвовать от 5 до 15 человек;
продолжительность заседания от 15 до 30 мин.
равноправность всех участников заседания;
критика в любом виде запрещается;
количество важнее, чем качество;
тематика проблемы сообщается участникам заседания непосредственно перед его открытием;
оценка идей осуществляется в период от трех до пяти дней после заседания.
Синектика является достаточно результативным методом поиска идей. Он был предложен В. Гордоном и основан на принципе систематического отчуждения от исходной проблемы. Отчуждение достигается путем использования аналогий из других областей жизни. Процесс синектического поиска идей включает следующие этапы:
1) изучение проблемы;
2) анализ проблемы и разъяснение ее экспертам;
3) тестирование понимания проблемы;
4) формулирование спонтанных решений;
7) создание связей между аналогией и проблемой;
8) переход к проблеме;
9) разработка решения.
Метод синектики может проводится при соблюдении следующих условий:
в обсуждении должно участвовать 5-7 человек;
проведение предварительного обучения участников этому методу;
продолжительность заседания от 90 до 120 мин;
обеспечение наглядности путем фиксирования отдельных шагов на большой доске.
К интуитивно- творческим методам относится и известный метод Дельфи.
Следующим этапом является отбор, селекция идей о товаре. Если поиск и формирование банка идей направлены на увеличение их объема, то цель отбора идей заключается в том, чтобы выявить и отсеять непригодные решения. При этом устанавливается соответствие идеи целям фирмы, возможности реализации идеи имеющимся на предприятии ресурсам.
Установлено, что число идей, принятых и доведенных до реального товара, уменьшается во времени, а затраты на их поиск и отбор растут.
Процесс отбора идей включает две стадии:
1) проверка соответствия принципам, требованиям фирмы;
2) проверка шанса идеи в рыночных условиях.
Для проведения тестирования идей могут применяться следующие критерии: вид и величина объема и потенциала рынка; ситуация с конкуренцией; реализуемость идеи при исследовании и разработке; реализуемость идеи в сфере производства, ее финансовое и маркетинговое сопровождение.
В качестве основных методов оценки на этой стадии инновационного процесса применяются чек - листы и оценочные шкалы. Чек - листы позволяют установить, в каком объеме возможный товар потребуется или он не потребуется вообще. Ответы на вопросы чек - листа даются обоснованно, если нужно, то приводятся соответствующие исследования. В табл. 5 приведена структура чек - листа для оценки фактора риска в инновационном процессе товара. Чек - лист показывает, какие виды рисков могут иметь место в рамках инновационного процесса товара. Использование чек - листа помогает заранее установить возможности предотвращения возможных рисков.
Структура чек - листа факторов риска
в инновационном процессе.
Целевая группа и проблемы риска
Риск предприятия
Риск рынка
Технологический риск
Риск разработки
Риск затрат
Риск времени
Финансовый риск
Риск сбыта
Риск кооперации
Риск экономичности
Риск принятия решений
Риск калькулирования
Остаточный
риск
Метод оценочной шкалы позволяет осуществить оценку идеи путем взвешивания важности ее основных факторов. В качестве весов важности используется шкала:0,+1,+2 и -1,-2. Этот метод позволяет провести оценку в табличной форме или в виде графического изображения. Недостатком метода является невозможность использования численной оценки весомости каждого фактора (табл.6).
Метод оценочной шкалы позволяет оценить,
насколько анализируемые факторы способствуют
воплощению данной идеи в товар, который
будет представлять интерес для покупателей.
Каждый фактор получает ряд оценок, каждая
из которых показывает, насколько идея
соответствует необходимым требованиям.
По каждому фактору определяется сумма
баллов, на основе которой делают оценку
идеи по отдельному фактору или совокупности
рассмотренных факторов. Тем самым метод
оценочной шкалы позволяет с определенной
вероятностью осуществлять численную
оценку идеи нового товара.
Метод оценочной шкалы.
Факторы оценки |
Оценочная
шкала
(-2 -1 0 +1 +2) | ||
1.
Факторы в области разработки товара:
опыт разработки родственных товаров вклад в разработку других идей превосходство над конкурентами защита от имитации |
|||
2.
Факторы в области снабжения будущего
производст ва:
известность новых рынков производительных сил использование существующих связей с поставщиками число конкурентоспособных поставщиков возможности поставщиков в кризисных условиях стабильность цен на рынках производительных сил |
|||
3.
Факторы в области производства товара:
возможность привлечения существующей рабочей силы вероятность воздействия технологии производства товара на окружающую среду (шум, пыль, влажность и т. д.) опасность несчастных случаев трудности преобразования существующей технологии возможность приспособления существующих установок к обработке продукта резервные возможности установок возможность ремонта установок |
|||
4.
Факторы в области сбыта товара:
использование существующих торговых организаций покупательная способность потребителей возможность экспорта |