Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 00:53, курсовая работа
В настоящее время остро встает вопрос о необходимости разработки методических подходов и прикладных аспектов такой научной проблемы как исследование управления на предприятиях новой организационной формы — виртуальных организациях, установления видовых отличий от других форм организаций (традиционных и сетевых предприятий), определения основных функций и институций таких организаций, обоснования фундаментальных принципов управления ими в рамках современной теории управления.
Введение..................................................................................................................3
I.Виртуальная корпорация
1.1. Понятие и сущность виртуальной корпорации…………………………….4
1.2. Виртуальные корпорации – разновидность организации будущего……...8
1.3. Информационные технологии и сотрудничество виртуальных
корпораций………………………………………………………………………10
1.4. Особенности виртуальных корпораций и их управление………………...13
II.Виртуальные корпорации - новая организационная форма
2.1. Основные характеристики виртуальных корпораций……………………16
2.2. Структура виртуальной корпорации………………………………………20
2.3. Главные составляющие виртуальной корпорации……………………….23
Вывод....................................................................................................................27
Библиографический список………………………………………………….28
Переход от иерархической системы к структуре сетевой корпорации происходит последовательно. Сначала иерархия функциональных подразделений заменяется проблемно - ориентированными командами, центральная роль в которых принадлежит менеджерам этих команд. При этом участие менеджера в узко специализированной команде не исключает его участия в командах более высокого уровня. Затем менеджеры постепенно отходят от своей центральной роли в командах, оставаясь при этом лидерами этих коллективов, имеющими определенное влияние на каждого членов в отдельности. При этом управленческие функции менеджера постепенно уступают место для проявления его способностей как специалиста.
На следующем этапе менеджер превращается в одного из равноправных членов команды, на которого возлагаются представительские функции на более высоком корпоративном уровне.
И
в конце этих преобразований возникает
корпоративная структура
Иерархическая
система управления лишает организацию
той гибкости, которая от неё требуется
в современных условиях. Каждый член структуры
рассматривается как организационный
“винтик” в системе, как функционеров.
Сетевые структуры напротив рассматривают
людей как потенциальный ресурс, доступный
для всей организации. Менеджер при этом,
как и любой другой работник организации,
является носителем определенных знаний,
опыта, деловых связей - это и является
основным его капиталом. В определённый
момент его знания могут понадобиться
другому работнику предприятия. Например,
менеджеру по производству необходимы
для решения свих задач знания о состоянии
рынка. Эти знания есть у специалиста по
маркетингу. Но тот же специалист по маркетингу
не обязательно должен быть сотрудником
именно той организации, где работает
упомянутый менеджер по производству;
он может быть сотрудником специализированной
маркетинговой компании. Менеджеру по
производству абсолютно безразлично,
где находится нужный ему специалист,
ему важно воспользоваться знаниями этого
специалиста.
Заключение
по I главе
Хотелось бы отметить, что, несмотря на грядущую экономику и появление виртуальной организации, другие организационные формы сохранят свою актуальность в силу сложившихся потребностей и отношений между людьми.
Необходимо уже сегодня искать новые формы организации, выходить за известные стереотипы в соответствии с возможностями, которые открывает Интернет. Если сегодня не планировать то, чего еще нет, то завтра невозможно будет успеть за происходящими изменениями.
Корпорации,
рассчитывающие сохранить
II.Виртуальные
корпорации – новая
организационная форма
2.1. Основные характеристики виртуальных корпораций
Можно выделить следующие отличительные черты виртуальной корпорации:
- непостоянный характер функционирования;
- осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций;
- взаимоотношения
со всеми партнерскими и
- образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности;
- частичная
интеграция с материнской
- договорные
отношения работников с
Очевидно, что виртуальные корпорации не имеют практически ничего общего с традиционными формами организации. Другой вопрос, кто из них более адаптирован к постоянно изменяющейся экономике и необходимости постоянной реорганизации и развития? Чтобы ответить на данный вопрос необходимо провести сравнительный анализ традиционных организаций и ВК. Результаты такого анализа представлены на следующей таблице 1.
Различия
между традиционными и
Форма кооперационной связи | Основная цель | Типичные признаки | Отличия от виртуальной организации |
Групповая или проектная организация | Отдельные проекты с целью решения сложных и рисковых задач | Временная организационная структура, сотрудничество различных подразделений иерархических уровней | Ограничение определенными областями задач, диктуемых отраслевой или рыночной обстановкой. Отсутствие стратегической управленческой концепции |
Внутрифирменное организационное образование | Псевдосамостоятельные
структуры для повышения |
Псевдосамостоятельные единицы, самоорганизация, внутрифирменное предпринимательство | Временной кооперационной сетью не является, концепции с третьей стороной не увязываются |
«Кэйрэцу» | Сплочение торгового, нескольких промышленных предприятий и одного крупного банка (или страховой компании0 | Объединение базируется на культурных связях, теснейшие контакты с политиками и администрацией | Кооперация на неопределенный срок, низкая гибкость при смене партнеров, сложные финансовые связи (перекрестный холдинг) |
Стратегический альянс или совместное предприятие | Хозяйственное сотрудничество для получения преимуществ во времени, издержках «ноу – хау» | Долгосрочное сотрудничество со взаимным участием, использование общего процесса производства благ | Долгосрочная кооперация с немногими партнерами. Как правило, взаимное участие в капитале, обычно жесткие, прочные договорные связи |
Отдача работ на сторону | Вычленение и передача своеобразных задач третьей стороне | Договорные, а не культурные связи. Отдельные фазы производства благ | Классический подход «производить или покупать». Договорные связи обычно с одним партнером, перемещение частей |
Многонациональное предприятие | Международная, иногда глобальная деятельность предприятий для извлечения выгоды от расширения масштабов производства или ассортимента продукции | Правовое соглашение между предприятиями, общая хозяйственная политика | Правовая единица на длительный срок, стабильность состава партнеров, слабая рыночная подвижность |
Итак, достаточно ясно видно, что виртуальные корпорации обладают большей динамичностью и гибкостью, как в смене партнеров, так и смене сферы своей деятельности. Традиционные объединения ориентированы на более долгосрочные проекты, что лишает их возможности адекватно реагировать на изменения рыночной ситуации. Громоздкие, а подчас просто гигантские, структуры требуют огромных капиталовложений (это связано прежде всего с затратами на управление). В области управления ВК сделали значительный шаг вперед по сравнению с традиционной иерархической структурой многих объединений. Иерархическая структура управления, где каждая новая ситуация выносится на высший уровень, где и принимаются решения, становится неработоспособной в современном быстроменяющемся мире. В противовес этому ВК применяют сетевую структуру, где каждый доступен для каждого, а функции руководящих менеджеров ограничиваются организацией совместной работы, подбором персонала, обучением. Виртуальные организации обеспечивают серьезные конкурентные преимущества за счет существенного снижения затрат на основные и оборотные средства. Вот основные характеристики сетевых организаций пожалуй, наиболее существенные преимущества
Таблица
2
Тип сети | Особенности организации | Сферы применения | Недостатки, связанные с расширением сети | Недостатки связанные с модификацией структуры |
Стабильная | Крупная фирма (с центром), создающая рыночно ориентированные связи с ограниченным потоком информации вверх и вниз | Добывающие отрасли требующие крупных капиталовложении Объединение собственности партнеров ограничивает риск и побуждает к полному использованию всех ресурсов | Чрезмерное использование услуг поставщиков или продавцов может привести к их излишней зависимости от центра фирмы | Большие надежды возлагаемые на кооперацию могут ограничить творческий потенциал партнеров |
Внутренняя | Совместное владение, распределение ресурсов по ценностной цепи с использованием рыночных механизмов | Добывающие отрасли требующие крупных капитале вложении Рыночные цены позволяют оценивать работу внутренних подразделении | Фирма может рас ширить владение активами за пределы возможностей «внутреннего рынка» и механизмов оценки результатов деятельности | Руководители фирмы используют команды вместо влияния и стимулов, чтобы направлять внутренние операции |
Динамичная | Независимые элементы фирмы вдоль ценностной цепи формируют временные союзы из большого числа потенциальных партнеров | Отрасли с низким техническим уровнем с коротким производственным циклом и динамично изменяющиеся высокотехнологичные отрасли (электроника, биотехнология и т. д. | Экспертиза может оказаться слишком узкой и выгоды от ценностной цепи могут достаться другой фирме | Могут быть разработаны действенные механизмы, чтобы предотвратить сопротивление партнеров Ограниченное общение с нижестоящими и вышестоящими партнерами |
2.2. Структура Виртуальной Корпорации
Анализ существующих виртуальных корпораций в сети Internet показал, что развитие концепции происходит, в основном, либо в направлении, связанном с использованием высоких вычислительных возможностей техники (моделирование объектов в гиперпространстве при проектировании), либо в области "чистого" бизнеса (виртуальный магазин, виртуальная юридическая консультация, аудиторская фирма, и т.д.). Наряду с этим крайне недостаточно исследованы возможности виртуальной корпорации в области реального промышленного производства. Причиной сложившейся ситуации является специфика объединения производственных подразделений в состав корпорации, связанная с необходимостью управления реальным технологическим оборудованием, именно поэтому необходим системный комплекс решений.
Под виртуальной корпорацией понимается проблемно-ориентированная изменяющаяся во времени совокупность субъектов производства, объединенных современными средствами связи в единую технико-информационную структуру с целью максимально-эффективного использования принадлежащих субъектам ресурсов. ВК состоит из некоей иерархии структур, которые по решаемым задачам удобно разбить на несколько уровней (см. табл.1)
|