Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 22:55, курсовая работа
Слухи никогда не бывают достоверными, поскольку в процессе циркуляции фабула слуха претерпевает психологически закономерные трансформации. В процессе устной передачи любая самая достоверная информация теряет степень «достоверности» (тождественности оригиналу) и, рано или поздно, превращается в слух.
Цель курсовой работы: рассмотреть механизм управления слухами.
Задачи курсовой работы:
•Изучить определение и типологию слухов
•Рассмотреть слухи как канал распространения информации
•Выявить направления использования слухов
•Рассмотреть слухи как фактор формирования общественного мнения
Введение
1.Понятие и классификация слухов
2.Факторы слухов
3.Управление слухами
Заключение
Библиографический список
По
уровню циркуляции слухи делятся на:
• «Локальные», отмеченные внутри относительно
небольшой социальной группы, которой
может быть население деревни или городка,
коллектив предприятия или учебного заведения,
зрители кинотеатра или стадиона, пассажиры
поезда или теплохода.
• «Региональные», которые циркулируют
в связи с ценностями и целями населения
определённого географического региона.
Отмечен факт ограничения распространения
слухов региональными рамками по принципу
религиозности, этнического расселения,
занятия определенными промыслами, подверженности
общей опасности в стихийном бедствии.
• «Национальные» и «межнациональные».
Придя в какую-то страну с «помощью» зарубежного
радиоголоса, такой слух циркулирует в
национальных рамках, утратив любые межнациональные
черты. Именно так происходило преднамеренное
«подсаживание» провокационных слухов
о событиях в Венгрии в 1956 г., Чехословакии
в 1968 г., Польше в начале 80-х годов, Украине
в 2002, 2004 гг.
Слухи можно также классифицировать по содержанию (политические, экономические, экологические), по временной opиентации (касающиеся прошлого, предсказывающие будущее), по отношению к реальности (рациональные, фантастические), по результатам влияния на сознание и поведение людей (будоражащие общественное мнение, но не выходящие за рамки явно выраженного асоциального поведения, вызывающие антиобщественное поведение известной части населения, разрушающие социальные связи между людьми и выливающиеся в массовые беспорядки).
© Д.В. Ольшанский, Политическая
психология, М. 2002 г.
2. ФАКТОРЫ СЛУХОВ
Устное распространение информации по неофициальным каналам играет гораздо большую роль в жизни человека, чем это представляется на первый взгляд. Так, к примеру, опросы, проведенные после убийства Кеннеди, показали, что 50 % опрошенных узнали о случившемся от других людей, а не из сообщений средств массовой коммуникации. Слухи сопровождают человечество постоянно, поскольку ситуации с дефицитом информации с неизбежностью повторяются.
Возникновению
слухов способствует ряд факторов:
1. Слухи возникают в условиях желательной,
значимой информации при неудовлетворенном
интересе.
2. Источником возникновения слуха часто
являются люди с повышенным уровнем тревожности
или люди, удовлетворяющие личные потребности,
например, демонстрирующие свое превосходство
во владении информации.
3. Если человек не чувствует себя в безопасности
– он испытывает тревогу, страх. Эмоциональное
напряжение само по себе является фактором
возникновения слухов, с помощью которых
люди контролируют угрожающие условия
реальности. Разделив с другим свои тревожные
опасения, человек получает эмоциональную
разрядку.
4.
Дефицит или слабая
5. Возникновению слухов способствует
неблагоприятная, тревожная обстановка,
наличие различных серьезных проблем.
6.
Иногда слухи порождает «
7. Слухи, точнее «порочащий компромат»
часто распространяют конфликтующие стороны.
8.
Длительная задержка в
9.
Малая стоимость или
Факторы распространения слухов:
1.
Передавая другому сведения («эксклюзивную»,
«неофициальную» информацию), составляющие
содержание слуха, человек
2. Потребность во власти. Информационная
власть с успехом может реализовываться
в поведении людей, с кем–то делящихся
информацией, а с кем–то нет. Именно поэтому
наиболее активными распространителями
слухов являются люди, формальная деятельность
которых играет в организации далеко не
первую роль, но которые хотят показать
свою значимость и влияние.
3. Чувство солидарности, которое выражается
в стремлении помочь коллегам, друзьям,
знакомым, предупредить их и дать возможность
самим или совместно подготовиться к встрече
с неприятным событием.
4. Побуждение
других к поддержке себя и
своей позиции, подталкивание
к групповым действиям,
5. Потребность
в принадлежности к обществу. Когда
человек распространяет слухи, им движет
ощущение своей включенности в группу.
6. Слухи – это также весьма распространенный
способ релаксации и развлечения, своеобразное
проведение свободного времени.
7. Человек, распространяющий слухи, может
испытывать наслаждение, удовольствие
от их содержания, от реакций на них людей.
В частности, мотивом может быть личное
озлобление, ненависть по отношению к
конкретным людям (социальным группам).
8. Благоприятную почву для слухов образует и противоположное эмоциональное состояние – скука. Н.В. Гоголь, рассказывая о причине столь бурных страстей вокруг персоны Чичикова, подчеркнул, что три месяца перед тем не было никаких событий, вестей или хотя бы сплетен, которые, «как известно, для города то же, что своевременный подвоз съестных припасов».
Факторы восприятия слухов:
1.
Прежде всего, это упомянутые
ранее, общие обстоятельства
2.
Стремление предупредить
3.
Механизм психического
4. Очень
важной особенностью
5. Эксклюзивная информация воспринимается
как более убедительная.
6.Стереотипность
мышления.
7. Социально-психологические
особенности групп и
8. Уверенность
в достоверности сообщения. Не
зная, откуда исходит слух, люди
склонны предполагать, что информация
представлена из надежных
Основной закон слухов предложен в 1947 году Олпортом и Постмэном. Согласно этому закону, интенсивность (мощность) слуха находится в непосредственной зависимости от важности и неопределенности события (темы), лежащего в его основе:
R
= i*a,
R — rumor (слух),
i — impotance (важность) вопроса для заинтересованных
лиц,
a — ambiguity (двусмысленность) сведений, касающихся
обсуждаемой темы (неоднозначность).
Авторы подчеркивают, что если важность или двусмысленность отсутствуют, то слух не имеет места. То есть слухи распространяются тогда, когда отражаемые в них события важны для аудитории (грубо говоря, жителей Киева не волнует рост цен на верблюдов в Египте, а состояние дамбы Киевского моря – волнует), а полученные относительно них известия либо недостаточны, либо субъективно двусмысленны.
Однако результаты экспериментальных исследований не всегда подтверждают обозначенную зависимость. Установлено, что значимость темы для субъекта не является решающим фактором: порой люди склонны распространять слухи, малозначимые для них.
В
ходе самопроизвольной, «естественной»
циркуляции слухов в них происходят
определенные изменения в трех основных
направлениях:
1. Наблюдается определенное «сглаживание»
содержания слуха.
2. Идет
«заострение» его
3. Возникает
своеобразная «адаптация»
Сглаживание состоит в том, что несущественные в глазах данной аудитории детали исчезают; сюжет становится короче и функциональнее. Такими деталями могут стать цвет и марка столкнувшихся автомобилей, одежда и имена участников события, дата предстоящего события.
При заострении происходит увеличение масштабов деталей, которые представляются существенными: количества действующих лиц, количества жертв, степени достигнутых успехов и т. д. Какие именно детали исходного события будут подвергнуты сглаживанию, а какие, наоборот, заострятся, определяется стереотипами и установками аудитории, в которой распространяется слух. Так, цвета попавших в аварию автомашин становятся существенными деталями в культуре, где царят предрассудки цветовой символики, марки и номера автомашин — в аудиториях, связывающих с этими признаками социальную принадлежность водителей или пассажиров.
Третий
процесс – уподобление (адаптация):
под стереотипы и установки подстраивается
отдельная деталь сюжета, без выраженных
признаков сглаживания или
Эти процессы обычно действуют одновременно и нередко приводят к значительному отклонению содержания и длительности существования слуха от его первоначального состояния.
Исследования
и специальные эксперименты показали,
что, распространяясь, сам слух деформируется:
каждый человек несколько изменяет
его (не отдавая себе в этом отчета),
чаще всего в соответствии со стереотипами,
существующими в данном обществе
или социальной группе.
3.УПРАВЛЕНИЕ СЛУХАМИ
Слухи являются важным фактором формирования общественного мнения, имиджа личности, организации. Они крайне важны в определенных сферах экономики, например в банковском бизнесе, когда одного негативного слуха порой бывает достаточно, чтобы вызвать серьезный отток вкладов. На фоне слухов может порождаться паника, они зачастую серьёзно компрометируют органы государственного управления, способствуют политической дестабилизации общества. Таким образом, слух – это довольно мощный коммуникативный инструмент, что заставляет задуматься о его использовании более серьезно.
Слухи либо возникают стихийно, либо целенаправленно фабрикуются и распространяются для удовлетворения конкретных потребностей людей. Рассмотрим вариант целенаправленной организации слухов: для чего и как они создаются, как управляются, какие методы профилактики и противодействия им.
Слухи начали целенаправленно создавать не вчера, не год и даже не столетие назад. Еще в давние времена люди поняли, что с помощью правильного использования слухов можно достичь нужного результата. Например, об Александре Македонском распространялись слухи о том, что он сын бога. В целях своего возвышения и достижения власти активно использовал слухи и Цезарь. В 30-х годах в некоторых зарубежных странах существовали даже коммерческие фирмы, которые распространяли слухи в интересах своих клиентов. В настоящее время пропаганда с использованием слухов, по мнению некоторых специалистов в области массовой коммуникации, стоит в одном ряду с пропагандой через прессу, радио, телевидение и Интернет.
В качестве основных направлений использования слухов можно выделить: