Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 18:20, курсовая работа
Целью исследования является анализ и оценка сбытовой деятельности предприятия и поиск путей повышения эффективности сбытовой деятельности предприятия.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы сбытовой деятельности предприятий;
2. Исследовать современное состояние сбытовой деятельности предприятия;
3. Разработать пути совершенствования управлением сбыта предприятия.
Объектом исследования является УП «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко».
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1 Сущность управления сбытом 5
1.2 Формирование сбытовой политики организации 8
1.3 Направления совершенствования системы сбыта 12
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОМ ПРОДУКЦИИ НА УП «БРЕСТСКИЙ ЛИКЕРО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД «БЕЛАЛКО» 23
2.1 Общая характеристика предприятия 23
2.2 Управление сбытом продукции на УП «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко» 32
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕМ СБЫТА ПРОДУКЦИИ НА УП «БРЕСТСКИЙ ЛИКЕРО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД «БЕЛАЛКО» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Работники ОМС и С назначаются на должность и освобождаются от должности приказом генерального директора завода по представлению заместителя генерального директора по внешнеэкономическим связям и коммерческим вопросам и ведущего инженера по подготовке и укомплектованию кадров.
ОМС и С руководствуется в своей работе действующими законодательными актами и руководящими документами Республики Беларусь, приказами и указаниями руководства завода, Концерна «Белгоспищепром», Уставом завода, документами системы менеджмента качества (СМК) и системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности труда (СУОТ), техническими нормативными правовыми актами (ТНПА) и Положением, осуществляет свою деятельность в соответствии с принятой политикой в области качества в части маркетинговых исследований, снабжения и сбыта.
Основные задачи отдела по маркетингу:
2.3
Исследование существующих
2.4. Анализ потребительских свойств выпускаемой (реализуемой) предприятием продукции и требований, предъявляемых к ней покупателями.
2.5. Организация и совершенствование сбыта выпускаемой продукции.
Основные задачи по снабжению:
2.6..Обеспечение производственных подразделений предприятия материально-техническими ресурсами.
2.7.
Подготовка и заключение
Основные задачи по сбыту:
2.9.Организация сбыта продукции.
2.10.Формирование сбытовой сети через фирменные магазины и секции.
2.11.
Выполнение сроков и объема
поставки продукции в
2.12.Отчетность по отгруженной продукции.
Структуру и "штатную численность отдела утверждает и изменяет приказом генеральный директор завода в соответствии с типовыми структурами, нормативами численности работников с учетом объема работ и особенностей производства по согласованию с заместителем генерального директора по маркетингу и идеологической работе и ведущим инженером по подготовке и укомплектованию кадров.
Структурная
схема ОМС и С приведена
на рис. 2.3.
Рис.
2.3 Структурная схема ОМС и С
Функции, права, ответственность работников отдела определены их должностными инструкциями.
Стратегия
ценообразования предприятия
Формирование ценовой политики на рыках ликёроводочной продукции происходит под влиянием целого ряда факторов. Определяющими из них являются:
Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга предприятия, т.к. от уровня цен во многом зависят коммерческие результаты его деятельности.
УП «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко» придерживается стратегии ценообразования, основанной на сбыте своей продукции. Предприятие ориентируется на высокий объем реализации и увеличение своей доли продаж по сравнению с конкурентами.
Выбор этой стратегии объясняется:
На УП «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко» применяют следующие виды оптовых цен:
1. Расчетные цены, которые слагаются из себестоимости и прибыли, определенной исходя из уровня рентабельности. По расчетным ценам объединение реализует продукцию сбытовым организациям.
2.
Временные оптовые цены
3.
Ступенчатые оптовые цены –
это последовательно
4.
Разовые оптовые цены
Возможности выбора ценовой политики заключается в варьировании различными ценовыми стратегиями в зависимости от текущих условий на локальных рынках. Можно выделить следующие ценовые стратегии, которых придерживается УП «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко»:
- стратегия лидера на рынке водочной продукции в регионе Брестской и Гродненской областях;
- стратегия второго поставщика водочной продукции по остальным областям Республики;
- стратегия расширения сбыта продукции на внутренних рынках РБ и РФ, позволяющая решить проблему импортозамещения и увеличить валютную выручку;
- стратегия расширения сбыта сувенирной продукции в Российскую Федерацию;
- стратегия освоения рынков региона Ближнего зарубежья, для расширения рынков экспорта предприятия (Польша, Украина, Литва).
Сегментация
рынка по цене и географическому
расположению регионов предприятием УП
«Брестский ликеро-водочный завод «Белалко»
представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Географическая и ценовая сегментация рынка
Рынок | Стратегия | Ценовая политика | Ценовая политика |
Рынок водочной продукции | Стратегия лидера | Брестская и Гродненская область | Цена конкурентных преимуществ |
Стратегия расширения сбыта | Остальные области | Минимальная торговая надбавка | |
Рынок винной продукции | Стратегия второго поставщика | Остальные области | Средняя цена региона |
Стратегия расширения сбыта | Республика Беларусь, Россия | Минимальная торговая надбавка | |
Рынок новых и сувенирных изделий | Стратегия освоения рынков | Ближнее зарубежье | Средняя цена региона |
Стратегия второго поставщика | Российская Федерация | Средняя цена региона |
Ценовые стратегии УП «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко» во многом определяются тем, что у предприятия существует три реальных конкурента (ОАО «Кристалл», ОАО «Витебский ЛВЗ», «Аквадив»). Пока у предприятия положение на рынке устойчивое, оно имеет высокий престиж в деловом мире и лидирует по объему продаж. Такое положение в данный момент позволяет предприятию придерживаться лидирующих ценовых стратегий на отдельных сегментах рынка.
УП «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко» разрабатывает маркетинговую стратегию на основе изучения возможностей конкурентов. Это необходимо для правильного определения своего места на рынке, сопоставления своих возможностей с возможностями конкурентов, определения, какими средствами будет достигнут необходимый эффект, будь то увеличение доли рынка за счёт конфронтации с крупными «игроками» либо поиск специфических ниш.
Основными элементами сбытовой политики УП «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко» являются:
На заводе определены и осуществляются меры по поддержанию связи с потребителем:
- сбор информации о продукции завода в соответствии с РИ-ОМСиС-02-03 - ОМСиС;
- согласование с потребителем изменений и дополнений к заключенным договорам на поставку продукции завода в соответствии с ПСК 7.2-01-03 - ОМСиС;
- сбор информации от потребителя о претензиях к продукции в соответствии с ПСК 8.3-01-03 - ПЛ и ОМСиС.
ОМСиС периодически проводит опрос потребителей о качестве продукции с оформлением листа опроса потребителей. Результаты обратной связи потребителя изучаются, анализируются и принимаются меры по недопущению недовольства потребителя и предвосхищению его ожиданий.
Поступившие на завод претензии на поставленную продукцию анализируются специальной комиссией, которая устанавливает характер и причину возникновения несоответствия и их виновников. Разрабатываются корректирующие и предупреждающие действия. Отправителю претензии направляется ответ.
На
заводе осуществляется обратная связь
с потребителем, для чего проводится
мониторинг информации потребителя
о его удовлетворенности
ОМСиС определяет критерии оценки степени удовлетворенности потребителя.
Источниками информации оценки степени удовлетворенности потребителя на заводе являются:
- листы опроса потреоителеи;
- письма потребителей;
- отзывы потребителей по Интернету.
ОМСиС организовывает сбор информации, ее обработку и анализ для дальнейшего использования по повышению и улучшению уровня удовлетворенности потребителей и предвосхищения его требований и ожиданий.
Процедура управления процессами, связанными с потребителем, описана в ПСК 7.2-01-03.
Уровень внутренних потребителей процессов СМК в части достаточности обеспечения ресурсами для достижения целей в области качества, полноты и качества входных данных процессов СМК определяется при проведении анализа СМК со стороны руководства
Начальник ОМС и С определяет потребность необходимого для производства ликеро-водочной продукции сырья и материалов, а при закупке сырья и материалов обеспечивает соответствие закупаемого сырья и материалов установленным в НД требованиям.
Ответственность за качество закупок несут зам. генерального директора по внешнеэкономическим связям и коммерческим вопросам и начальник ОМС и С.
Процедура управления процессами, связанными с потребителем продукции, описана в ПСК 7.4-01-03.
Закупка сырья и материалов может осуществляться только у тех поставщиков, которые доказали свои возможности выполнить все установленные требования. Методы подтверждения таких возможностей могут включать любые сочетания перечисленных ниже элементов, хотя и не ограничиваться только ими:
- оценка возможностей поставщика или его СМК непосредственно у него на предприятии или путем письменного запроса;
- оценка образцов продукции;
- статистика предыдущих поставок аналогичной продукции;
- результаты испытаний аналогичной продукции;
- документальные отзывы других потребителей.
К каждому новому поставщику должна быть применена процедура его оценки и одобрения. Применяемый при этом метод и его глубина зависят от требований к поставляемой и конечной продукции и выбираются в каждом конкретном случае. Данные по оценке документируются и на их основании руководители, ответственные за выбор поставщиков, производят отбор приемлемых поставщиков. С одобренным поставщиком может быть заключено соглашение о поставке.