Управление и контроль в маркетинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – Изучить сущность управления и контроля в маркетинге.
Задачи, решенные для достижения поставленной цели:
- изучение основных функций управления маркетингом;
- изучение основных концепций управления маркетингом;
- изучение основных видов контроля в менеджменте.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 2
Глава Ι. Сущность и основные функции управления маркетингом
1.1 Сущность управления маркетингом……………………………. 4
1.2 Основные функции управления маркетингом…………………. 5
1.2.1 Планирование……………………………………………….. 5
1.2.2 Информационное обеспечение…………………………….. 5
1.2.3 Коммуникационное обеспечение………………………….. 6
1.2.4 Контроль…………………………………………………….. 6
1.3 Основные концепции управления маркетингом……………… 7
1.3.1 Концепция совершенствования производства…………… 8
1.3.2 Концепция совершенствования товара…………………… 8
1.3.3 Концепция интенсификации коммерческих усилий……... 9
1.3.4 Концепция маркетинга…………………………………….. 9
1.3.5 Концепция социально-этического маркетинга…………... 10
Глава ΙΙ. Организация контроля в маркетинге
2.1 Виды контроля…………………………..................................... 12
2.1.1Контроль за выполнением годовых планов ……………… 13
2.1.2 Контроль прибыльности……………................................. 14
2.1.3 Стратегический контроль……………………………….. 14
2.2.4 Основные характеристики аудита маркетинга………… 15
2.2 Уровни контроля маркетинга…………………………………18
Заключение…………………………………………………………………. 22
Список литературы……………………………………………………….... 24

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по маркетингу Управление и контроль в маркетинге.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

   Далее кратко рассмотрим сущность названных ранее концепций управления маркетингом. 

1.3.1 Концепция совершенствования  производства

   В этом случае имеется в виду то, что потребители отдают предпочтение тем товарам, которые наиболее широко распространены и предлагаются по умеренной цене. В основе данной концепции лежат следующие предпосылки:

   1) компания концентрирует внимание на снижении себестоимости (путем повышения производительности) с тем, чтобы производить товары по доступным ценам;

   2) потребители заинтересованы в покупке товаров, производимых данной конкретной фирмой. В этом случае возможна ситуация превышения спроса на товар над его предложением, вследствие чего главной задачей фирмы становится поиск путей расширения производства;

    3) потребители знают о наличии изделий аналогов и осуществляют свой выбор на основе сравнения цен на аналогичные товары. [3, с. 78] 

1.3.2 Концепция совершенствования  товара

   Основная  идея этой концепции состоит в ориентации потребителей на те или иные товары или услуги, которые по техническим характеристикам и эксплуатационным качествам превосходят аналоги и тем самым приносят потребителям больше выгоды. Производители при этом направляют свои усилия на повышение качества своего товара, несмотря на более высокие издержки, а, следовательно, и цены. [3, с. 79]

   К факторам, поддерживающим существование  такой концепции маркетинга, могут быть отнесены следующие:

   1) общество нуждается не в количественных, а качественных характеристиках уровня жизни;                  

    2) неустойчивость экономической конъюнктуры;

   3) инфляция;

   4) монополистические ограничения рынка;

   5) быстрый моральный износ товаров.                                   

1.3.3 Концепция интенсификации коммерческих усилий

       Сбытовая концепция, или концепция интенсификации коммерческих усилий, предполагает, что потребители будут покупать предлагаемые товары в достаточном объеме лишь в том случае, если компанией приложены определенные усилия по продвижению товаров и увеличению их продаж.                             

  Основные  предпосылки использования сбытовой концепции заключаются в следующем:

   1) главная задача фирмы состоит в достижении определенного объема продаж своих товаров;

   2) потребители не будут покупать товары в объеме, необходимом с точки зрения фирмы, без определенного воздействия;

   3) потребителей можно заставить купить данные товары с помощью различных методов стимулирования продаж;

  4) покупатели будут делать повторные покупки или имеется достаточное количество потенциальных потребителей.

   Таким образом, на практике реализация концепции  связана с навязыванием покупки, причем продавец стремится, во что бы то ни стало заключить сделку, а  удовлетворение потребностей покупателя является второстепенным моментом. [3,с. 82] 

1.3.4 Концепция маркетинга

      Данная концепция является новым направлением в сбытовой деятельности. В её основе лежат следующие положения:

  1) фирма видит свою задачу в удовлетворении потребностей определённой группы потребителей;

  2) фирма отдает себе отчет, что удовлетворение этих потребностей требует проведения целого комплекса маркетинговых исследований для их выявления;                   

  3) маркетинговая деятельность фирмы постоянно контролируется и анализируется;

  4) фирма уверена, что результаты ее деятельности по удовлетворению спроса приведут к повторным покупкам продукции и обеспечат благоприятное общественное мнение.

   Таким образом, концепция маркетинга - это ориентация на покупателей, подкреплённая комплексом мер, нацеленных на удовлетворение потребностей рынка. [3, с.84] 

1.3.5 Концепция социально-этического  маркетинга

   Также как и концепция чистого маркетинга предполагает, что первостепенной задачей фирмы является определение нужд и потребностей отдельных групп потребителей и использование более эффективных и продуктивных, чем у конкурентов, способов удовлетворения этих потребностей. Но, наряду с этим, фирма должна обеспечить сохранение и укрепление благополучия потребителя и общества в целом. Появлению данной концепции послужили некоторые сомнения относительно того, насколько концепция чистого маркетинга соответствует нашему времени, когда налицо ухудшение окружающей среды, нехватка природных ресурсов, стремительный прирост населения, всемирная инфляция и запущенное состояние сферы социальных услуг. По Ф.Котлеру данная концепция " требует от деятелей рынка увязки в рамках политики маркетинга 3-х факторов ". [3, с. 104]

  Таким образом, первоначально при разработке политики маркетинга фирмы ориентировались главным образом на получение прибыли. С течением времени акцент переносится на удовлетворение покупательских потребностей, результатом чего явилась концепция маркетинга. В настоящее время в процессе принятия решений учитываются также и интересы общества. Сочетание всех трех указанных факторов и характеризует концепцию социально-этичного маркетинга, результатом принятия которой может быть значительный рост продаж и доходов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГлаваΙΙ Организация контроля в менеджменте 

2.1 Виды контроля 

         Контроль – заключительная фаза цикла управления маркетингом, завершающее звено в процессе принятия решений и их реализации. Вместе с тем фаза контроля является отправным моментом нового цикла управления маркетингом и реализации управленческих решений. [9, с. 80]

Задачи и цели контроля:

- Установить степень достижения цели (анализ отклонений);

- Выявить возможности улучшения полученных результатов (обратная связь);

- Проверить степень приспособляемости предприятия к изменению условий окружающей среды. [9, c. 81]

Рис 2.1 Объекты  Маркетингового контроля

[9, c. 82]

Обычно  выделяют три вида контроля маркетинга: контроль выполнением годовых планов, контроль прибыльности и стратегический контроль.  

2.1.1 Контроль за выполнением  годовых планов.

        Контроль годовых планов — оценка и корректировка уровня выполнения годовых заданий по объему продаж, прибыли и другим показателям в разрезе отдельных рынков и продуктов. Поскольку именно в годовом плане маркетинга в указанных разрезах, как правило, детально прорабатываются отдельные направления и показатели маркетинговой деятельности, то информация об уровне их реализации представляет большой интерес для руководства организации. Осуществление марке­тинговой деятельности предполагает существенные затраты. Оценка их разумности и эффективности осуществляется также при контроле годовых планов маркетинга. Далее при данном виде контроля осуществляется анализ правильности предположений относительно внешней среды маркетинга, заложенных в годовой план маркетинга. [2, c. 170] 

        При контроле годовых планов выполняются анализ продаж, анализ рыночной доли, анализ соотношения между затратами на маркетинг и объемом продаж, наблюдение за отношением клиентов. Анализ продаж заключается в измерении и оценке фактического объема продаж разных продуктов на различных рынках сбыта по отношению к поставленным в этой области целям. Анализ рыночной доли направлен на выяснение позиции на рынке по отношению к конкурентам. Анализ соотношения между затратами на маркетинг и объемом продаж позволяет организации оценить эффективность маркетинговых затрат и определить их наиболее приемлемую величину. Наблюдение за изменением отношения к организации ее клиентов, дилеров и других участников маркетинговой деятельности позволяет руководству организации заранее принять необходимые меры.

       Контроль за выполнением годовых планов заключается в постоянном слежении за текущими маркетинговыми усилиями и достигнутыми результатами, чтобы убедиться в достижении запланированных на год показателей сбыта и прибыли. Основными средствами контроля является анализ возможностей сбыта, анализ доли рынка, анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбытом, наблюдение за поведением клиентов.

2.1.2 Контроль прибыльности

         Контроль прибыльности — оценка и осуществление корректирующих действий с целью обеспечения прибыльности различных продуктов, территорий, групп потребителей, каналов распределения, деятельности на разных рынках. Данный контроль может осуществляться на разной временной базе — еженедельно, ежемесячно, раз в квартал и т.п. Он может являться частью годового контроля.

Контроль  прибыльности требует выявления  всех издержек и установления фактической рентабельности деятельности фирмы по товарам, сбытовым территориям, сегментам рынка, торговым каналам и заказам разного объема.

2.1.3 Стратегический контроль

        Стратегический контроль – это деятельность по анализу выполнения маркетинговых задач, стратегии и программы фирмы. Осуществляется такой контроль посредством ревизии маркетинга, которая представляет собой комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды, задач, стратегий и оперативной деятельности фирмы. Цель ревизии маркетинга - в выявлении открывающихся маркетинговых возможностей и возникающих проблем и в выдаче рекомендаций относительно плана перспективных и текущих действий по комплексному совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы. [2, c. 175]

        Стратегический контроль предполагает критический анализ эффективности маркетинга в целом. В основе стратегического контроля лежит использование методов аудита маркетинга.

2.2.4 Основные характеристики аудита маркетинга.

        Аудит маркетинга представляет собой всеобъемлющую, систематическую, независимую и периодическую проверку внешней среды маркетинга, целей, стратегий и отдельных видов маркетинговой деятельности для организации в целом или для отдельных хозяйственных единиц.  

         Целью аудита маркетинга является выявление областей, где существуют проблемы и новые возможности, и выдача рекомендаций по разработке плана повышения эффективности маркетинговой деятельности. [ 2, c.180] 

Рассмотрим  четыре характеристики аудита маркетинга.  

       Всеобъемлемость. Аудит охватывает все главные виды маркетинговой деятельности и не ограничивается анализом только отдельных критических моментов. Аудит называется функциональным, если он охватывает деятельность сбытовиков, ценообразование и другие функции маркетинга. Хотя функциональный аудит является полезным, однако временами он дезориентирует руководство относительно его реальных проблем. Например, проблемы с реализацией товара могут быть следствием не слабой подготовленности сбытовиков или плохой системы стимулирования их труда, а — следствием слабости продуктов и системы их продвижения.  

        Систематичность. Аудит маркетинга включает упорядоченную последовательность диагностических шагов, охватывающих внешнюю среду маркетинга для данной организации, внутренние системы маркетинга и отдельные функции маркетинга. За диагнозом следуют разработка плана корректирующих действий, включающего как краткосрочные, так и долгосрочные предложения по улучшению общей эффективности маркетинговой деятельности.  

       Независимость. Аудит маркетинга может быть реализован шестью способами: самоаудит, перекрестный аудит, аудит со стороны вышестоящих подразделений или организаций, аудит со стороны специального аудиторского подразделения, аудит, проводимый специально созданной группой, и внешний аудит. Самоаудит, основанный на использовании специального опросного листа руководителем подразделения для оценки эффективности своей деятельности, может быть полезным, однако может отсутствовать его независимость и объективность.

Информация о работе Управление и контроль в маркетинге