Управление ассортиментом на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – на примере реального предприятия раскрыть тему управления товарным ассортиментом в условиях конкурентного рынка.
Задачи:
- раскрытие понятия товарного ассортимента;
- планирование, формирование и управление ассортиментом;
- провести анализ и разработку оптимального ассортимента на примере компании «Маклер».

Содержание

Введение …………………………………………………………….…...3
Глава 1. Характеристики товарного ассортимента..…….…...……....6
1.1.Понятие и задачи товарного ассортимента………………...…..…6
1.2. Планирование, формирование и управление ассортиментом…13
Глава 2. Изучение и анализ ассортиментной политики фирмы........20
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………..20
2.2 Анализ ассортиментной политики фирмы…………….………….22
Заключение……………………………………………………….……...28
Список используемой литературы……………………………………..31

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 75.40 Кб (Скачать)
 

     Фирме «Маклер» необходимо применить стратегию низких цен. То есть применить маркетинговый прием, когда на 3-4 популярных препарата сознательно поддерживаются цены ниже, чем в других аптеках. Расчет прост: репутация «дешевой аптеки» привлечет дополнительных клиентов, которые, привыкнув ходить сюда, будут покупать именно здесь и другие лекарства, даже по высокой цене. Сегодня в аптеках появился интерес к эффективному ценообразованию. С одной стороны, цена должна удовлетворять покупателя, с другой стороны, аптека не хочет оставаться в проигрыше. Сегодня, при большом количестве поставщиков и посредников, легче «сыграть» с ценой на препарат. Некоторые позиции лекарственных средств у поставщиков совпадают: аптека купит у того, кто продаст дешевле. Соответственно, при сохранении торговой наценки, аптека дешевле продаст покупателю. Тем более это важно, если рядом соседствуют конкуренты.

     Оценка конкурентоспособности фирмы.

     У фармацевтической фирмы «Маклер» существует 3 основных конкурента: «Витим», «Лидиана», «Первая помощь». Но среди этих фирм потребители отдают большее предпочтение фирме «Маклер».

  • Фармацевтическая фирма «Витим». Материальный потенциал существует; финансовый – на хорошем уровне; трудовой – при желании, фирма может составить хорошую конкуренцию.
  • Фармацевтическая фирма «Лидиана». Мнение потребителей о фирме не благоприятное, из-за высоких цен, не полного ассортимента.
  • Фармацевтическая фирма «Первая помощь». Аптечный пункт фирмы находится в крупном торговом центре. Поэтому всегда огромное количество покупателей и высокая прибыль. Данная фирма, при большом желании и хороших усилиях может стать главным конкурентом фирмы «Маклер».

     Для того чтобы вести верную конкурентную борьбу, необходимо выяснить более конкретно преимущества и недостатки фирм-конкурентов.

  Наименование  фирмы   Сильные стороны   Слабые  стороны
  «Витим»
  • Хорошее обслуживание
  • Плохое месторасположение аптек
  «Лидиана»    
  • Высокие цены
  • Узкий ассортимент
  «Первая помощь»
  • Отличное обслуживание
  • Большой ассортимент
  • Доступные цены
  • Всего2 аптеки на город
 

       Затем чтобы оценить эффективность ассортиментного набора конкурентов, необходимо провести сравнительный анализ.

     Исходя из сравнительного анализа, можно расставить приоритеты. На рынке фармации в городе Рубцовске лидером является фирма «Маклер». Основным конкурентом является фирма «Первая помощь». Потенциальным конкурентом – «Витим».  
 
 
 

  Наименование  показателей   «Маклер»   Конкуренты
  «Первая помощь»   «Витим»
  1. Насколько широк ассортимент  товаров реализуемых фирмой?   +   +   +-
  2. Насколько глубок ассортимент  товаров реализуемых фирмой?   +   +   +-
  3. Отвечают ли товары таким требованиям  как:
  • качество;
  • цена;
  • безопасность.
 
  +

  +

  +

 
  +

  + -

  +

 
  +

  -

  +

  4. Имеет ли фирма конкурентные  преимущества на рынке?   +   +   -
  5. Какие виды цен на новые  товары применяет фирма:
  • завышенные цены;
  • более низкие цены;
  • следование в ценах за лидером рынка.
 
 
  +
 
 
 
  +
 
  +
  6. Какие подходы применяет к  ценообразованию фирма:
  • постепенное снижение цен;
  • сегментирование цен;
  • введение гибких цен;
  • введение преимущественных цен;
  • продажа товара с убытком.
  +

  +

 
 
  +

  +

  +

 
 
 
 
  +
 

           Фирма «Маклер» должна постоянно контролировать ситуацию и уделять большое внимание исследованию конкурентной среды. Необходимо систематически наблюдать и собирать данные о конкурентах. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Заключение 

     Ассортиментная политика – одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

     Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.

     Сегодня у аптеки совершенно иное лицо. Она сама формирует свой ассортимент. И на сей раз, представленные на прилавках лекарства не расходятся с пожеланиями потребителей. Около 90 процентов препаратов, считаемых самыми ходовыми, можно купить в аптеке.

     Аптеки вынуждены временем и новой, рыночной, ситуацией учиться ассортиментной политике.

     Расширение и углубление ассортимента аптек, использование новых методов работы и услуг для посетителей, привлечение новых потребителей ведет к значительному увеличению товарооборота аптек и их дохода, и, соответственно к оптимизации финансовых результатов предприятия.

     В данной  работе были изучены теоретические основы ассортиментной политики. Рассмотрены такие вопросы как формирование, управление, планирование ассортиментной политики, методы ее анализа и повышения эффективности. Итак, ассортиментная политика призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управления, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров. Хорошо продуманная ассортиментная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.

     В практической части был проведен анализ ассортиментной политики фармацевтической фирмы «Маклер» через следующие методы:

  • матрицу БКГ;
  • жизненный цикл товаров;
  • оценку конкурентоспособности.

     После проведения данных исследований можно сказать, что ассортимент товаров реализуемых фирмой «Маклер» отвечает запросам потребителей. Цены на препараты ниже, чем у конкурентов. Ассортиментная политика фирмы оптимальна.

     То есть у фирмы много преимуществ перед конкурентами. Она пользуется большим уважением у потребителей.

     Но все же для наиболее эффективной ассортиментной политики фирме «Маклер» следует учесть следующие рекомендации:

  • расширить ассортимент:

     1) путем расширения товарной номенклатуры за счет включения новых ассортиментных групп товаров.

     2) за счет достижения гармоничности товаров различных ассортиментных групп.

     3) за счет углубления товарной номенклатуры, т.е. увеличения насыщенности уже существующих ассортиментных групп.

     4) путем оптимизации рационального набора обязательного перечня;

  • заниматься инновационной деятельностью, заказывать новые лекарственные препараты, появившиеся на рынке фармации;
  • постоянно отслеживать конкурентную среду и давать оценку конкурентоспособности своей ассортиментной политики;
  • проводить мониторинг за целевым рынком и объемом продаж, используя жизненный цикл товаров;
  • периодически анализировать покупательские предпочтения к продукции фирмы;
  • систематически знакомиться с каталогами по товарам-новинкам и посещать пресс-конференции о выходе новой фармацевтической продукции;
  • создать базу данных по ассортименту реализуемой продукции, конкурентах, потребителях;
  • шире применять систему стимулирования продаж для потребителей.

     Данные рекомендации могут помочь фирме усовершенствовать ассортиментную политику, занять еще большую долю рынка, вытиснив при этом конкурентов, и полностью удовлетворять запросы потребителей. 
 
 
 
 
 

    
 
 
 
 
 
 

           Список используемой литературы.

  1. Баранчеев В.П. Маркетинг инноваций, Учебник: - М., 2007.
  2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003.
  3. Выгодская Э.Г. Маркетинг: учебно-наглядное пособие. СПб., 2008.
  4. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник 4-е изд. М.,2005.
  5. Голубков Е.П. Основы маркетинга. М.,2006.
  6. Данько Т.П. Управление маркетингом издание 2. М., 2001.
  7. Завьялов П.С. Формула успеха – маркетинг. М., 2006.
  8. Зотов В.В. Ассортиментная политика фирмы. М.,2005.
  9. Котлер Ф. Основы маркетинга – М.: Прогресс, 1991.
  10. Манн И. Маркетинг на 100. СПб., 2004.
  11. Маслова Т.Д. Маркетинг, - СПб., 2007.
  12. Панкрухин А.П. Маркетинг. М.,2007.
  13. Савицкая П.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.4-е изд.Мн.,2003.
  14. Снегирева В. Управление ассортиментом по товарным категориям. СПб.,2007.
  15. Фатхудинов Р. Стратегический маркетинг: Учебник. – М.,2008
  16. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг. М., 2006.
  17. http://ru.wikipedia.org/

Информация о работе Управление ассортиментом на предприятии