Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:54, курсовая работа
Цель исследования – на примере реального предприятия раскрыть тему управления товарным ассортиментом в условиях конкурентного рынка.
Задачи:
- раскрытие понятия товарного ассортимента;
- планирование, формирование и управление ассортиментом;
- провести анализ и разработку оптимального ассортимента на примере компании «Маклер».
Введение …………………………………………………………….…...3
Глава 1. Характеристики товарного ассортимента..…….…...……....6
1.1.Понятие и задачи товарного ассортимента………………...…..…6
1.2. Планирование, формирование и управление ассортиментом…13
Глава 2. Изучение и анализ ассортиментной политики фирмы........20
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………..20
2.2 Анализ ассортиментной политики фирмы…………….………….22
Заключение……………………………………………………….……...28
Список используемой литературы……………………………………..31
Фирме «Маклер» необходимо применить стратегию низких цен. То есть применить маркетинговый прием, когда на 3-4 популярных препарата сознательно поддерживаются цены ниже, чем в других аптеках. Расчет прост: репутация «дешевой аптеки» привлечет дополнительных клиентов, которые, привыкнув ходить сюда, будут покупать именно здесь и другие лекарства, даже по высокой цене. Сегодня в аптеках появился интерес к эффективному ценообразованию. С одной стороны, цена должна удовлетворять покупателя, с другой стороны, аптека не хочет оставаться в проигрыше. Сегодня, при большом количестве поставщиков и посредников, легче «сыграть» с ценой на препарат. Некоторые позиции лекарственных средств у поставщиков совпадают: аптека купит у того, кто продаст дешевле. Соответственно, при сохранении торговой наценки, аптека дешевле продаст покупателю. Тем более это важно, если рядом соседствуют конкуренты.
Оценка конкурентоспособности фирмы.
У фармацевтической фирмы «Маклер» существует 3 основных конкурента: «Витим», «Лидиана», «Первая помощь». Но среди этих фирм потребители отдают большее предпочтение фирме «Маклер».
Для того чтобы вести верную конкурентную борьбу, необходимо выяснить более конкретно преимущества и недостатки фирм-конкурентов.
Наименование фирмы | Сильные стороны | Слабые стороны |
«Витим» |
|
|
«Лидиана» |
| |
«Первая помощь» |
|
|
Затем чтобы оценить эффективность ассортиментного набора конкурентов, необходимо провести сравнительный анализ.
Исходя
из сравнительного анализа, можно расставить
приоритеты. На рынке фармации в городе
Рубцовске лидером является фирма «Маклер».
Основным конкурентом является фирма
«Первая помощь». Потенциальным конкурентом
– «Витим».
Наименование показателей | «Маклер» | Конкуренты | |
«Первая помощь» | «Витим» | ||
1. Насколько широк ассортимент товаров реализуемых фирмой? | + | + | +- |
2. Насколько глубок ассортимент товаров реализуемых фирмой? | + | + | +- |
3.
Отвечают ли товары таким
|
+ + + |
+ + - + |
+ - + |
4. Имеет ли фирма конкурентные преимущества на рынке? | + | + | - |
5.
Какие виды цен на новые
товары применяет фирма:
|
+ |
+ |
+ |
6.
Какие подходы применяет к
ценообразованию фирма:
|
+
+ |
+ + + |
+ |
Фирма «Маклер» должна постоянно контролировать
ситуацию и уделять большое внимание исследованию
конкурентной среды. Необходимо систематически
наблюдать и собирать данные о конкурентах.
Ассортиментная политика – одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.
Сегодня у аптеки совершенно иное лицо. Она сама формирует свой ассортимент. И на сей раз, представленные на прилавках лекарства не расходятся с пожеланиями потребителей. Около 90 процентов препаратов, считаемых самыми ходовыми, можно купить в аптеке.
Аптеки вынуждены временем и новой, рыночной, ситуацией учиться ассортиментной политике.
Расширение и углубление ассортимента аптек, использование новых методов работы и услуг для посетителей, привлечение новых потребителей ведет к значительному увеличению товарооборота аптек и их дохода, и, соответственно к оптимизации финансовых результатов предприятия.
В данной работе были изучены теоретические основы ассортиментной политики. Рассмотрены такие вопросы как формирование, управление, планирование ассортиментной политики, методы ее анализа и повышения эффективности. Итак, ассортиментная политика призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управления, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров. Хорошо продуманная ассортиментная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.
В практической части был проведен анализ ассортиментной политики фармацевтической фирмы «Маклер» через следующие методы:
После проведения данных исследований можно сказать, что ассортимент товаров реализуемых фирмой «Маклер» отвечает запросам потребителей. Цены на препараты ниже, чем у конкурентов. Ассортиментная политика фирмы оптимальна.
То есть у фирмы много преимуществ перед конкурентами. Она пользуется большим уважением у потребителей.
Но все же для наиболее эффективной ассортиментной политики фирме «Маклер» следует учесть следующие рекомендации:
1) путем расширения товарной номенклатуры за счет включения новых ассортиментных групп товаров.
2) за счет достижения гармоничности товаров различных ассортиментных групп.
3) за счет углубления товарной номенклатуры, т.е. увеличения насыщенности уже существующих ассортиментных групп.
4) путем оптимизации рационального набора обязательного перечня;
Данные
рекомендации могут помочь фирме усовершенствовать
ассортиментную политику, занять еще большую
долю рынка, вытиснив при этом конкурентов,
и полностью удовлетворять запросы потребителей.
Список используемой литературы.