Управление ассортиментом на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – на примере реального предприятия раскрыть тему управления товарным ассортиментом в условиях конкурентного рынка.
Задачи:
- раскрытие понятия товарного ассортимента;
- планирование, формирование и управление ассортиментом;
- провести анализ и разработку оптимального ассортимента на примере компании «Маклер».

Содержание

Введение …………………………………………………………….…...3
Глава 1. Характеристики товарного ассортимента..…….…...……....6
1.1.Понятие и задачи товарного ассортимента………………...…..…6
1.2. Планирование, формирование и управление ассортиментом…13
Глава 2. Изучение и анализ ассортиментной политики фирмы........20
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………..20
2.2 Анализ ассортиментной политики фирмы…………….………….22
Заключение……………………………………………………….……...28
Список используемой литературы……………………………………..31

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 75.40 Кб (Скачать)

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

Введение  …………………………………………………………….…...3

Глава 1. Характеристики товарного ассортимента..…….…...……....6

1.1.Понятие  и задачи товарного ассортимента………………...…..…6

1.2. Планирование, формирование и управление ассортиментом…13

Глава 2. Изучение и анализ ассортиментной политики фирмы........20

2.1 Общая характеристика предприятия……………………………..20

2.2 Анализ ассортиментной политики фирмы…………….………….22

Заключение……………………………………………………….……...28

Список  используемой литературы……………………………………..31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 

                     
 
 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  исследования. Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи. Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер.

     В современных условиях рыночной экономики  в России многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым  требованиям. Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования и неправильная оценка качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками.

     Современный маркетинг – это деятельность, совокупность институтов и процессов, обеспечивающих создание, информирование, доставку и обмен предложений, имеющих ценность для потребителей, клиентов, партнёров и общества в целом.1 Маркетинг предполагает гибкость организационных форм управления, активную предприимчивость, постоянный поиск путей эффективного приспособления к рынку и воздействия на потребителя. Важно отметить, что маркетинг базируется на глубоком знании объективной информации о рынке, о реальных запросах потребителей, инициативе и предприимчивости.

     В перечень объектов маркетинга включается практически все, что может удовлетворить  самые разнообразные людские  нужды и потребности, услуги и  места их получения, организации, виды деятельности, личности, идеи.

     Планирование  ассортимента и управление им – это неотъемлемая часть маркетинга. На сегодняшний день растущие потребности покупателей, рост неценовой конкуренции и предложения товаров и услуг на рынке, говорят об актуальности проблемы формирования ассортиментной политики. Такие факторы, как несовершенство рыночных отношений, инфляция, низкий уровень роста населения, достаточно высокий уровень дифференциации доходов населения, характерны для российского рынка.

     Ассортиментная  политика фирмы – краеугольный камень деятельности любой фирмы – производственной или торговой. От того, насколько  ассортимент соответствует спросу, зависит успех предприятия, его  материальное благополучие.2

     Большинство фирм выпускают не один какой-то товар  или услугу, а производят определенный товарный ассортимент. Каждый товарный ассортимент требует собственной  стратегии маркетинга. Проблема наращивания  товарного ассортимента требует  принятия решений относительно того, должно ли это быть наращивание вниз, вверх или в обоих направлениях. Проблема насыщения ассортимента требует  принятия решений о целесообразности добавления новых изделий в его  существующих рамках. Требует решения  и вопрос о том, какие именно товары должны представлять весь ассортимент  в мероприятиях по стимулированию сбыта.

     Важную  роль в маркетинговой стратегии  играет ассортиментная концепция. Она  представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп, а с другой, - необходимость  обеспечить наиболее эффективное использование  предприятием сырьевых, технологических, финансовых и других ресурсов с тем, чтобы производить изделия с  низкими издержками.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что  предприятие, занимающееся реализацией  продукции должно уделять не меньшее  внимание ассортименту продукции, как  и качеству. Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной  из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.

     Цель исследования – на примере реального предприятия раскрыть тему управления товарным ассортиментом в условиях конкурентного рынка.

     Задачи:

     - раскрытие понятия товарного ассортимента;

     - планирование, формирование и управление ассортиментом;

     - провести анализ и разработку оптимального ассортимента на примере компании «Маклер». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

    Глава 1. Характеристики товарного ассортимента.

     1.1.Понятие  и задачи товарного  ассортимента. 

        Товар — это сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет.

     Общепринятое  определение товара — «продукт труда, произведенный для продажи» - остается, несомненно, справедливым и в маркетинге. Однако все руководства по маркетингу подчеркивают не столько роль товара в его обмене на деньги, сколько  возможность его использовать, потреблять: «товар это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность» или «товар – это комплекс полезных свойств вещи. Поэтому он автоматически включает все составные элементы, необходимые для материального удовлетворения нужд потребителя». Чем лучше «товар» по замыслу и в реальном исполнении, чем больше «подкреплений» он имеет, тем более востребован и конкурентоспособен.3

     Сущность  планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в  том, чтобы товаропроизводитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которая бы наиболее полно соответствовала требованиям  конкретных категорий покупателей.

     Набор товаров, предлагаемых изготовителем  на рынке, называют ассортиментом.

     Торговый ассортимент – это ассортимент товаров, представленный в торговой сети.4

     Товарная  единица (ассортиментная позиция) - это конкретная модель, марка или размер продукции, которую предлагает предприятие. Набор взаимосвязанных товаров составляет ассортиментную группу. Весь перечень реализуемых предприятием товаров и услуг называется номенклатурой.5

     Она включает в себя вид товара (автомобиль, трактор, телевизор) и делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством и ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые  образуют низшую степень классификации.

     Задачи  ассортиментной политики:

  1. удовлетворение запросов потребителей - один из основных принципов маркетинга, который соответствует задаче глубокой сегментации и дифференциации рынка и обеспечивает тесную связь с потребителями;
  2. оптимальное использование технологических знаний и опыта предприятия;
  3. оптимизация финансовых результатов предприятия - Формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и величине прибыли, что чаще встречается в практике работы предприятий, однако может быть оправдано при тяжелом финансовом положении, отсутствии альтернатив и др.;
  4. завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы. Этот подход достаточно консервативен, так как рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревающих изданий за счет нахождения новых рынков сбыта;
  5. соблюдение принципов гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия отрасли печати и включения в них нетрадиционных отраслей;
  6. соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг предприятия, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью.

     На  построение ассортиментной политики в  розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, специфических и др. факторов.

     К экономическим факторам относят  денежные доходы населения и распределение  их между отдельными группами населения, уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; степень обеспеченности населения предметами длительного  пользования.

     Социальные  факторы к ним относятся социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования  и культурного развития людей, праздники, мода и др.

     К демографическим факторам изменение  численности населения и его  состава по полу, возрасту, месту  проживания; размеру состава семьи.

     Природно-естественные факторы – это климатические  условия, продолжительность времён года, физиологические особенности  человеческого организма в зависимости  от пола, возраста и т. д.

     Специфические факторы оказывают разное значение на ассортиментную политику в каждом конкретном магазине, зависящих от типа и размера магазина, его специализации, технической оснащённости, условий  товароснабжения (наличия стабильности источников, отдалённости, вида, поставщика), численности и состава обслуживаемого населения, транспортных условий, наличие  др. розничных магазинов в зоне деятельности данного магазина.

     При формировании в рознично торговой сети ассортимента не продовольственных  товаров необходимо учитывать и  фактор их взаимозаменяемости.

     В случае отсутствия в продаже нужного  товара или неудовлетворительного  качества предположительного товара покупатель, как правило, не откладывает, а ищет ему замену с аналогичными удовлетворяющими потребностями. На спрос многих товаров оказывает влияние сезонности и производства со сменой времени года существенно меняются потребности людей в предметах одежды, обуви, спортивных товарах. Ассортиментная политика в розничной торговой сети важная часть коммерческой стратегии в розничной торговле.

     Проведение  ассортиментной политики требует принятия решений не только о включении  новых товаров, но и снятия товаров  с продажи. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения  об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого  товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем  продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые  обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.

     Ассортиментная  стратегия может строиться по следующим направлениям:

  • Товарная дифференциация связана с выделением предприятием своих изданий в качестве особых, отличных от изданий конкурентов, и обеспечением по ним отдельных «ниш» спроса;
  • Узкая товарная специализация определяется работой предприятия на довольно узком сегменте рынка и связана с ограничением сферы сбыта продукции в силу ряда причин. Иногда узкая специализация как вариант товарной политики воспринимается в качестве вынужденной меры, поскольку предприятие не располагает достаточными ресурсами для проведения успешной работы по широкому кругу товарной номенклатуры или в силу специфики самого товара, а также особенностей технологического процесса. Причиной может служить и глубокая сегментация рынка данного издания. В ряде случаев политика узкой товарной специализации оптимальна для эффективной деятельности небольшого предприятия или когда предприятие периодически меняет узкую специализацию, используя ее для освоения новых рынков или адаптируясь к меняющемуся характеру спроса;
  • желание и предпочтение покупателей приобретать большое число наименований продукции одного предприятия;
  • оптимальность продаж сбытовой сети нескольких видов продукции одновременно;
  • развитие торговли по специальным заказам отдельных потребителей, предусматривающим индивидуальное изготовление продукции заданных свойств и характеристик;
  • стремление избежать наличия неиспользованных или незагруженных мощностей за счет производства других, дополнительных видов продукции;
  • желание использовать побочные продукты для производства новых видов продукции и повысить общую эффективность деятельности предприятия.

Информация о работе Управление ассортиментом на предприятии