Содержание.
Введение
Создание большого числа
предприятий различных форм собственности
в период становления рыночного хозяйства в нашей стране привело
к тому, что руководителям пришлось учиться
управлять самостоятельно, а не по указке
«сверху». Одним из элементов самостоятельного
управления деятельностью предприятия
является принятие управленческих решений.
Процесс принятия управленческих решений актуален
в силу того, что все больше расширяются
масштабы, количество элементов и взаимосвязей
подсистем в организационных системах.
Усложнение связей между элементами системы
вызывает неопределенность в знании реальной
структуры системы, что может быть связано
с так называемым человеческим фактором,
умышленным или специальным искажением
информации и т.д.
Иногда определение
управленческого решения ограничивают
лишь выбором возможного варианта действий.
Такой подход обедняет содержание этой категории теории менеджмента
и не соответствует его сущности.
Управленческие решения
могут приниматься применительно
к любой сфере деятельности организации:
управлению персоналом, управлению финансами,
управлению производственными процессами, в том числе и управлению маркетинговой
службой.
Целью написания данной
работы является ликвидация неудовлетворительной
работы предприятия посредством
разработки и принятия управленческого
решения в сфере маркетинговой
составляющей деятельности фирмы. Объектом исследования является фирма
ЗАО «Промматериал».
Актуальность работы
объясняется тем, что существование
любой организации невозможно без
постоянного ежедневного принятия
и реализации тех или иных решений
на различных уровнях управления.
Управленческие решения при этом направлены на достижение
наиболее оптимального результата деятельности
организационно-производственной системы.
Объектом управления
является маркетинговая структура
анализируемого предприятия. Субъектом
управления – система управления
ЗАО «Промматериал».
Аналитическая часть
Рассматриваемое в работе
предприятие ЗАО «Промматериалы» занимается
производством и продажей строительных
материалов. Фирма была образована на
базе бывшей снабженческой базы шесть
лет назад. Этим объясняется то, что фирма имеет штат специалистов-производственников,
а реализация продукции хворает.
Можно представить рассматриваемое
предприятие как систему. Далее
приведу таблицу функций и
элементов организации.
Таблица 1. Таблица функциональных портретов
ЗАО «Промматериал» |
Функции |
Элементы |
Занятый персонал |
Использование
автопарка |
Использование
вычислительной техники |
Производство продукции |
56 |
2 |
2 |
Реализация продукции |
5 |
4 |
1 |
Доставка продукции |
1 |
1 |
- |
Исследования рынка |
2 |
- |
1 |
Разработка новых видов продукции |
3 |
- |
2 |
Финансовое обслуживание |
2 |
- |
1 |
Для диагностики проблем
и дальнейшего прогнозирования
необходимо провести детальный анализ
объекта прогнозирования.
Цель анализа –
получение информации, необходимой
для диагностики проблемы и прогнозирования развития объекта управления
в интересах принятия решения менеджером.
Анализ предполагает
изучение:
- макроокружения;
- конкурентной среды;
- внутренней среды.
Как и любая система,
рассматриваемая организация действует
в совокупности и во взаимодействии с внешней средой. Такое взаимодействие
проявляется в следующем:
- в закупке сырья и материалов у сторонних поставщиков;
- в подборе и смене персонала;
- во влиянии вкусов и предпочтений потребителей на ассортимент производимой продукции;
- в действиях конкурентов;
- в регулировании деятельности организации со стороны государственных и иных органов власти и т.д.
Анализ макроокружения
показал, что на предприятие оказывается
влияние со стороны правовых органов
в сфере обязательного лицензирования
деятельности и сертифицирования продукции. Это влияние
ощущается в повседневной деятельности,
но не несет в себе негативного воздействия
и снижения результативности деятельности.
Затраты, понесенные предприятием в ходе
осуществления перечисленных мероприятий,
относятся на снижение прибыли.
Политические процессы,
происходящие в стране, также оказывают
опосредованное воздействие в той
мере, в какой снижается покупательная
способность населения по отношению
ко всем товарам и услугам, и в
частности к строительным материалам.
Большее по сравнению с предыдущими параметрами
влияние оказывает развитие научно-технического
прогресса и достижения современных технологий.
Это выражается в разработке современных
материалов и технологий их производства,
а также в усовершенствовании традиционных
методик строительства. Этот процесс снижает
конкурентоспособность традиционных
строительных материалов и технологий
и вытесняет их с рынка.
Анализ объектов и
субъектов управления проводится в
системном единстве с анализом внешней
среды.
Изучение конкурентной среды позволило выявить тот
факт, что непосредственные конкуренты,
т.е. производители аналогичной продукции
не оказывают сильного воздействия на
потребителей, рыночные сегменты поделены
приблизительно пропорционально. Существует
собственный круг постоянных потребителей
в виде крупных промышленных предприятий
и строительных организаций. Производители
же морально иного ассортимента строительных
материалов отняли часть потребителей
и оказывают не значительное воздействие
на сформировавшуюся конъюнктуру рынка.
Структурная схема контроля и диагностики
проблемы приведена на рисунке 1.
На предприятии обнаружена проблема.
Под проблемой понимается критическое
рассогласование между желаемым и реальным
состоянием. В данном случае это хорошо
налаженное производство и плохо поставленный
сбыт, тогда как при хорошем производстве
не должен отставать и сбыт, чтобы иметь
возможность инвестировать свободные
финансовые ресурсы в еще большее расширение
производства или его усовершенствование.
Осознание проблемы состоит
в установлении факта ее существования
по результатам контроля деятельности
или исследования рыночных возможностей.
Проблема, достигшая определенной остроты,
трансформируется в мотив для
деятельности организации и ее менеджеров.
Структурировать проблему
позволяет процесс построения дерева
проблем. Дерево проблем приведено на рисунке 2.
По результатам работы
по выявлению проблемы, перед персоналом
предприятия была поставлена цель –
увеличить объемы сбыта готовой продукции в течение 6 месяцев
и повышение потребительского предпочтения
именно в сторону нашей продукции.
Поставленная цель отвечает
всем необходимым требованиям, предъявляемым
к целям: она ясна и понятна
исполнителям, она измеряема количественными методами, она имеет сроки реализации,
она согласовывается с глобальной целью
деятельности всей организации.
В практической части
моей работы я рассмотрю процесс
принятия управленческого решения
по решению выявленной проблемы и
устранению неудовлетворительных результатов работы.
Научно-методическая часть
Управленческое решение
– это фиксированный управленческий
акт, выраженный в письменной или
устной форме и реализуемый для
решения проблемной ситуации.
Принятие управленческого
решения – это процесс выбора разумной альтернативы решения
проблемы, являющийся ключевым моментом
в системе менеджмента. Результаты реализации
принятых управленческих решений служат
наиболее объективной оценкой искусства
руководителя.
Непосредственными результатами
управленческих решений являются изменения, происходящие
в процессе совместной деятельности людей,
в комплексе экономических и социальных
показателей производственно-хозяйственной
деятельности предприятий. Это обуславливает
необходимость рассмотрения основных
положений теории принятия решений и применения
их в практической деятельности руководителей.
В наиболее общем виде
теория принятия решений представляет собой раздел науки управления, включающий
исследование проблем постановки цели
и задачи, определение критериев и показателей
информационного обеспечения вариантов
решения и их оптимизацию.
Необходимость применения
теории принятия решений в практической деятельности руководителей
обусловлена следующими обстоятельствами:
- Анализ фактического состояния объекта управления на основе контрольной информации проводится по определенной сумме параметров.
- Определение наличия отклонений от программного состояния в настоящем и возможности их возникновения в будущем, устранение или предотвращение которых требует управляющего воздействия. На этом этапе необходимо принимать во внимание прогнозную информацию о будущем состоянии объекта управления и окружающей среды, с тем, чтобы предвидеть возникновение противоречия, предотвратить его усугубление и появление конфликтной ситуации. В случае отсутствия отклонения переходим к этапу 3, в случае наличия отклонения – к этапу 4.
- Если установлено, что по сумме контролируемых параметров отклонений нет, то при их отсутствии и по другим параметрам процесс заканчивается. Если же отклонения имеются или есть предпосылки их возникновения, то следует вернуться к этапу 1.
- Анализ ситуации и определение причин отклонений. При положительном ответе на этапе 2 приступаем к изучению ситуации и характеристике причин, вызвавших отклонение. Для диагностического анализа в ряде случаев целесообразно привлечь группу экспертов, сформированную из опытных высококвалифицированных специалистов.
- Причины, вызвавшие отклонение, могут быть внутренними или внешними по отношению к системе. Если установлено, что причины отклонения внутренние, переходим к этапу 7, в случае «нет» – к этапу 6.
- Устанавливаем, являются ли причины отклонения внешними. В случае «да» переходим к этапу 7, при отрицательном ответе необходимо вернуться к этапу 4 и установить причины и характер отклонений.
- Этап определения стратегии решения. Этот этап сложный и ответственный. Он включает постановку цели, определение критериев достижения цели, поиск средств и способов ее достижения.
Для определения главной
цели составляем полный перечень целей,
а затем на основе количественной и качественной характеристик
каждой из них выявляем приоритет какой-либо
одной.
Особое значение на данном этапе
имеет прогностическое обоснование
цели. Прогнозное исследование может быть
направлено как на определение реально
достижимой, отвечающей потребностям
общественного развития цели, так и на
поиск средств и способов достижения поставленной
цели.
- Оценка конкретной обстановки. После разработки стратегии решения необходимо провести оценку обстановки по кадрам, ресурсам, технике, времени, технологии, эффективности в настоящем с учетом тенденций изменения этих условий в перспективе.
- Устанавливаем исходя из информации, полученной на этапе 8, соответствует ли выбор цели и способов ее достижения реальной обстановке. В случае «нет» необходимо вернуться к этапу 7 и вновь пересмотреть стратегию решения, в случае «да» переходим к этапу 10.
- Подготовительный этап выработки решения, определение круга должностных лиц и функциональных подразделений, которые необходимо включить в ход процесса, а также ответственных за выполнение конкретных работ и должностного лица соответствующей ступени иерархии управления, имеющего право на окончательное принятие решения. Результатом подготовительного этапа должен быть план работ по выработке решения.
- После подготовительного этапа следует информационный. На этом этапе осуществляются поиск, сбор и обработка необходимой для принятия решения информации.
- Анализируем, достаточно ли собранной информации для принятия решения. В случае «нет» переходим к этапу 13, в случае «да» – к этапу 14.
- Устанавливаем возможность получения дополнительной информации. В случае «да» – возврат к этапу 11, в случае «нет» переходим к этапу 14.
- Уточнение прогноза результата. На основании всей собранной информации уточняем объективные условия и возможности достижения цели, а также анализируем возможные изменения в ходе этого процесса и их влияние на конечный результат.
- Выработка экспертных рекомендаций по элементам решения. В ходе рассматриваемого процесса неоднократно прибегаем к рекомендациям экспертов, что вызвано, во-первых, наличием неформализуемых ситуаций, явлений и факторов, влияющих на них, во-вторых, желанием, повысить эффективность формальных методов (область применения которых ограничена), сочетая их с эвристическими. Вместе с тем привлечение экспертов позволяет при необходимости получать дополнительную информацию посредством усреднения мнений высококвалифицированных специалистов.
- Выработка решения. Изучив особенности ситуации, определив главную цель и всесторонне оценив обстановку на основании полной, достоверной и своевременной информации, осуществляем разработку возможных вариантов решения, их оценку и сравнение. Возможные альтернативы решения удобнее всего разрабатывать при помощи моделирования.
В случае неформализуемости
ситуации или в условиях дефицита
времени альтернативы решения можно
успешно разрабатывать при помощи
эвристических методов (методы Дельфи,
консенсуса, мозговой атаки).
Возможные варианты решения
оцениваются по соответствующим критериям оптимальности
и эффективности. Альтернативы следует
сравнивать с учетом последствий (экономических,
социальных и т.п.) для каждого варианта
решения. В результате сравнения и оценки
альтернатив выбираем наилучшее решение.
- Выработанный проект решения следует всесторонне обсудить на специальном совещании при участии представителей общественных организаций, непосредственных разработчиков проекта решения, высококвалифицированных специалистов и производственников. Цель обсуждения – внесение замечаний и дополнений к представленному проекту решения, а также анализ того, найден ли наилучший вариант. В случае «да», приняв к сведению высказанные замечания и дополнения к решению, переходим к этапу 19, в случае «нет» – к этапу 18.
- На этом этапе следует установить, возможны ли дополнительные варианты решения. При положительном ответе – возврат к этапу 16, при отрицательном переходим к этапу 19
- Принятие решения. На этом этапе руководитель единолично или коллегиально (совместно с представителями общественных организаций и специалистами) анализирует решение, приложенные к нему материалы и выбирает окончательный вариант. Принятое решение фиксируется и оформляется соответствующими документами, в которых указываются: цель решения; перечень мероприятий, подлежащих реализации; ответственные за выполнение этих мероприятий; сроки реализации решения и т.д.
- На основании приказа или распоряжения разрабатывается план реализации принятого решения, что рекомендуется делать при помощи сетевой матрицы. Для этого нужно составить перечень работ и указать, кто, как, когда, с кем, где и в какой последовательности должен выполнять определенный этап. После этого перед каждым участником ставится конкретная задача: (а) – (ж).
- Документальное оформление задач.
- Этап организации выполнения решения включает пропаганду и разъяснение решения, координацию его осуществления, оперативное регулирование и корректировку: (а) – (г). Для обеспечения эффективной реализации решения рекомендуется прогнозировать ход выполнения принятой программы действий, факторы, способствующие и препятствующие достижению цели.
- Выполнение решения контролируется по промежуточным и конечным результатам и срокам выполнения программы реализации. Полученная информация в ходе выполнения решения периодически обрабатывается в целях прогнозирования выполнения программы в течение следующего отрезка времени. Прогнозные данные анализируются с учетом заданных ограничений и других контролируемых параметров.
- На основании информации, полученной на этапе 23, определяется наличие отклонений. В случае «нет» процесс заканчивается, в случае «да» переходим к этапу 25.
- Определяем, насколько выявленные отклонения серьезны (с точки зрения предъявленных к программе требований и ограничений) и нужны ли дополнительные решения. При ответе «нет» следует вернуться к этапу 22 и ограничиться простой корректировкой. При наличии серьезных отклонений, требующих воздействия на систему, возникает необходимость возобновить процесс с этапа 1 для выработки и реализации дополнительного решения.