Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:20, реферат
Торговый маркетинг (Trade Marketing) - комплекс мер, направленный на повышение эффективности взаимодействия с участниками дистрибуционной цепочки.
Торговый маркетинг рассматривает рынок как возможность реализовать имеющийся товар, «протолкнуть его к потребителю», сделать его более доступным к покупателю, донести информацию о нем наиболее доступным для потребителя образом.
Следующий "уровень", в стимуляции которого кровно заинтересован поставщик - торговый персонал дистрибуторской компании. Условия, предлагаемые производителем дистрибутору, могут оказаться исключительно привлекательными, однако если в продвижении товара не заинтересованы менеджеры по закупкам и продажам, вероятность того, что продукт окажется выгодно представленным (если представленным вообще) в нужной розничной точке, очень невелика. "Ассортимент, с которым имеет дело дистрибутор, может насчитывать несколько тысяч товарных позиций, — объясняет Валерий Покорняк, генеральный директор компании "Алтан". — Но есть масса причин, благодаря которым менеджерам выгоднее работать с другими наименованиями". Решая эту проблему, в "Алтане" пошли по пути организации института эксклюзивных торговых представителей (ЭТП). В команду ЭТП "Алтан" в российских регионах входят торговые менеджеры дистрибутора, регулярно получающие за выполнение тех или иных условий (дистрибуция, объемы продаж, проведение промоакций и т. п.) бонус от производителя. "Такого рода мотивационные схемы, реализуемые в отношении операторов на телефоне или сотрудников отдела прямых продаж, например, при запуске марки, не слишком затратны и позволяют значительно повысить "отдачу" торгового персонала, — утверждает Борис Поздняков.– Возможность соревноваться с коллегами уводит от рутины. Данные программы выгодны и дистрибутору, поскольку развивают его людей, что в итоге обеспечивает повышение эффективности работы всей компании".
Вероятнее всего не удастся решить задачи компании, предложив торговому менеджеру посредника значительный дополнительный стимул, если человек не получит четкого представления о том, что именно он продает. Это касается и персонала розничных точек (продавцов и консультантов), способных стимулировать потребителей к покупке, давая рекомендации относительно того или иного товара. Переоценить важность мероприятий, направленных на знакомство продавцов представителей с продукцией производителя, стандартами его работы и наиболее эффективными технологиями продаж, вряд ли возможно, уверены специалисты. Тренинги, семинары и конференции — отличный повод для обмена опытом и выстраивания личных отношений, фактора, который в российских условиях можно считать определяющим успех бизнеса.
Павел Миронов, директор по развитию бизнеса BTL-агентства EMG: "Эффективность такой тактики можно проиллюстрировать следующим реальным примером. Исторически сложилось, что несмотря на широкий ассортимент компании-производителя продуктов питания не все продававшиеся позиции были одинаково известны на рынке. Чтобы изменить ситуацию, для товароведов и закупщиков был организован ряд конференций, на которых им не только рассказали об имевшемся ассортименте, но и дали попробовать каждый из продуктов, о которых рассказывали. В результате участники, во-первых, узнали о том, что активный ассортимент их поставщика существенно шире, во-вторых, сами убедились в высоком качестве тех продуктов, с которыми им предложили работать. После серии конференций, проведенных в нескольких российских городах, прошло много времени, рост заказов по всему спектру продукции сохраняется до сих пор".
Выбор момента для проведения мероприятий, стимулирующих товаропроводящие звенья, как правило, обусловлен необходимостью быстро изменить ситуацию. Поэтому ТМ-акции в основном запускаются для продвижения нового продукта либо в периоды сезонного спада. Минимальная продолжительность ТМ-кампаний обычно составляет месяц — и этого оказывается вполне достаточно для получения необходимого эффекта. Благодаря акции, прошедшей в течение одного месяца, "Лебедянскому" удалось коренным образом изменить ситуацию в канале "оптовые рынки". Доля продукции компании на прилавках выросла с 26 до 40%. Для организации витрин по стандартам компании торговцам столичных рынков, участвовавшим в программе, отгружалась бесплатная продукция. Точки, в течение двух недель обеспечивавшие присутствие на витринах необходимого количества позиций и их правильную выкладку, получали три упаковки сока бесплатно. За месяц — шесть упаковок.
"Как показывает практика, эффект соревнования и азарт исчезают, если акция длится дольше месяца. Никто уже не помнит, за что нужно бороться, — говорит Андрей Филимонов, директор по маркетингу группы компаний "Ледово". — Если период превышает месяц, тогда мероприятие лучше разбить на этапы и сделать в конце каждого этапа подведение итогов. Когда компания ведет агрессивный захват и на это у нее есть всего лишь три-четыре месяца данного сезона, стоит запустить подобные мероприятия одновременно по всем каналам сбыта с разницей в несколько недель".
Вместе
с тем трейд-маркетинговые
С марта 2004 года ЭКЗ "Лебедянский" реализует единую интегрированную стратегию работы с торговыми каналами. Она включает в себя долгосрочные портфельные программы для всех каналов (в том числе программа охватывает оптовые рынки, киоски и розничные магазины), связанные между собой как по целям, механике, так и по времени. Основная задача портфельной программы — обеспечение количественной и качественной дистрибуции всех брэндов компании. Борис Поздняков: "С помощью этой программы мы приучаем торговую точку к системной работе с компанией. Торговые точки четко знают, что им необходимо сделать для получения бонуса, а интегрированная схема дает им такую возможность. То есть владелец точки, приезжая на рынок, может найти здесь продукт в необходимом для выполнения условия программы количестве. По количеству позиций на полках, товарному запасу и т. п. Второй плюс в том, что система значительно упрощает работу торгового представителя — он знает, что в течение года для всех брэндов компании проводится одна общая программа. Кроме того, единый "портфельный" подход дает возможность оценивать и сравнивать эффективность работы торгового персонала компании в разных регионах и разных торговых каналах".
Использование в продвижении продукта методов трейд-маркетинга — удовольствие не из дешевых. Конечно, расходы на TM не сравнимы с бюджетом телевизионной рекламы, но стимуляция торгового звена обычно значительно затратнее промоакции для конечных потребителей. "Отчисления на торговый маркетинг для долгохранящихся продуктов питания могут составлять от 0,2–0,5% до 3–5% от годового оборота, а при выводе нового продукта затраты иногда достигают 15%", — говорит Андрей Филимонов.
Однако при правильной организации вложения в продвижение продукта позволяют компании заработать. К тому же эффект от реализации трейд-маркетинговых мероприятий, в отличие от кампаний, стимулирующих конечного потребителя, поддается измерению — по росту числа заказов, уровню продаж, дистрибуции и пр. В рознице для контроля над исполнением условий акции проводятся проверки полевого персонала либо используется метод "таинственный покупатель".
Вместе
с тем, утверждают специалисты, эффект
мероприятия порой практически
не зависит от затрат на него. Главное
условие успеха любой ТМ-акции
— человеческий фактор, и экономить
на этой статье расхода — непростительная
роскошь. Валерий Покорняк: "Многие
компании считают, что достаточно дать
посреднику денег, а тот уже организует
процесс так, как нужно. Такой подход в
корне ошибочен. Без участия собственных
менеджеров, которые будут постоянно контролировать
ситуацию, обучать продажам именно вашего
продукта, такой "трейд-маркетинг"
просто по определению не может быть эффективным".
§3.
Законы мерчендайзинга
и поведение покупателей
как ключевой элемент
торгового маркетинга
Торговое пространство современного супермаркета организовано по строгим правилам. Грамотная презентация и реклама продукции привлекают внимание потребителей и увеличивают продажи
Розничная
торговля - это зона жесткой конкуренции.
Воюют все: и производители, и
ритейлеры. Первые желают занять лучшие
места на полках, борются за эффективную
выкладку своего продуктового ассортимента
и за максимальную площадь торгового зала.
А вторые сражаются за лояльность как
можно большего числа потребителей, стремятся
минимизировать расходы на использование
оборудования и торговых площадей, повысить
рентабельность, увеличить среднюю сумму
чека.
Кажется, что производители и ритейлеры
преследуют разные цели, однако можно
отчетливо проследить общие тенденции:
• стремление
наиболее эффективно представить товар
конечному покупателю;
• сформировать и укрепить лояльность
к продукту/ компании /бренду;
• предоставить покупателю максимальное
число услуг, способствующих эффективным
покупкам;
• увеличить торговые предложения, разнообразить
ассортимент новой востребованной продукцией.
В результате удовлетворяются разнообразные
потребности покупателей. Самый подходящий
инструмент для решения этих задач - комплекс
мерчендайзинга, одновременно отвечающий
на вечный, не теряющий с течением времени
своей актуальности вопрос производителя:
как заставить потребителя, совершающего
покупки, в том числе спонтанные (а на них,
согласно исследованиям, приходится до
70 % всех покупок в продуктовом супермаркете),
посмотреть именно туда, куда надо – на
полки с его товаром?
Мерчендайзинг
делает полки торгового зала привлекательными,
преследуя при этом главную цель:
воздействовать на покупательское поведение
таким образом, чтобы потребитель,
находящийся в точке продажи,
во-первых, узнал о предлагаемых
товарах, во-вторых, заинтересовался ими,
в-третьих, захотел бы их купить, в-четвертых,
купил.
Для того чтобы все так и происходило,
существуют законы успешного мерчендайзинга:
1. Закон запаса, гласящий о том, что все товары, выложенные на полки, должны обеспечиваться как минимум трехдневным запасом.
2. Закон
расположения – обязательное
присутствие в каждой торговой
точке минимального набора
3. Закон
презентации, или правило
Мерчендайзинг - это один из самых результативных методов стимулирования продаж. Еще недавно считалось, что и самый дешевый (это во многих случаях и сейчас является правдой). Однако конкуренция становится все жестче, розничные сети наряду с «входными» платежами вводят платежи и на мерчендайзинг, что делает этот инструмент все более профессиональным и дорогостоящим.
Теперь
уже мало знать, куда, как и какой
товар поставить. Мерчендайзинг сегодня
представляет единую систему с логистикой
на всех ее этапах, включая складскую логистику
и расчет маршрутов и времени для посещения
торговых точек, систему возврата товаров.
Кроме того современная торговля с ее
все более изменяющимся лицом не позволяет
пренебрегать этой технологией - в силу
активного развития сетевых торговых
форматов, предполагающих самообслуживание.
Поддержание необходимого запаса и достаточного
ассортимента товаров в точке продаж становится
все более насущной проблемой в силу частого
отсутствия наиболее востребованных и
популярных продуктов, которые обычно
первыми заканчиваются на полках. Поэтому
постановка задачи и составление планограммы
продукции для супермаркетов не только
уместны, но и необходимы. А далее - и это
самое важное - должен быть разработан
ассортимент товаров для каждой торговой
площадки. Его присутствие на полках нужно
постоянно отслеживать.
Стандарты мерчендайзинга разрабатываются
поэтапно:
1-й этап
- диагностика существующих
2-й – разработка концепции для разных торговых каналов и типичных мест продаж.
3-й –
создание буклетов для
4-й –
описание рабочих процедур
Далее
следует внедрение
• проведения кампании «маркетингового удара»;
• полевых аудитов (количественная оценка усилий мерчендайзеров);
• последующего построения системы, которая позволит оперативно и бесперебойно получать информацию из торговых точек.
Кампания маркетингового удара - это разовая акция, которая приводит малое число торговых точек к соответствию законам и правилам мерчендайзинга компании и решению всех его задач. Предполагается, что на этом этапе будут выбраны наиболее лояльные ключевые торговые точки.
Маркетинговый удар – это:
1. Внедрение
мерчендайзинг-концепции в
2. Проведение тематических акций по расширению
товарной выкладки.
3. Установка фирменного оборудования
(витрины, холодильники и проч.).
4. Проведение конкурсов для продавцов
в рамках мотивации точек продаж к постоянному
поддержанию ассортимента и выполнению
правил мерчендайзинга.
Действенно простимулировать торговый
персонал магазинов можно путем проведения
акций и рекламных игр. Это может быть
конкурс, предполагающий выдачу призов
за соблюдение правил продуктовой выкладки
и за расширение ассортимента. Благодаря
этим действиям, которые подразумевают
переложение данных трудоемких процессов
на плечи продавцов, существенно облегчается
внедрение стандартов мерчендайзинга.
К тому же они позволяют продвигать представленную
торговую марку/бренд/продукт.
Контроль
мерчендайзинговой активности, так
же как и оценка ее эффективности,
должен представлять собой четко
выстроенную и отлаженную систему.
Методы контроля: и анализ отчетности,
и совместные визиты мерчендайзера и супервайзера
в торговые точки (в том числе и внеплановые),
и фотографирование ассортиментной выкладки,
и мерчендайзинг-аудит привлеченными
со стороны компаниями – должны иметь
определенный охват и периодичность.
Мерчендайзеры должны четко понимать,
что их могут в любой момент проверить.
Ежеквартально, если система работает
отлажено, проверяют не менее 20-25 % точек
(с периодическим привлечением сторонних
аудиторов, руководства, независимых сотрудников
компании), закрепленных за каждым из мерчендайзеров.
Современные методы построения информационной
системы мерчендайзинга, которые применяются
крупнейшими компаниями, например, Coca-Cola,
предполагают оформление заявок на продукцию
прямо в точках продаж, в онлайн режиме.
Для этого у торгового представителя имеется
специальный прибор по технологии GPRS с
выходом в Интернет. С помощью GSM-терминала
«снимаются» остатки товара, и отчет об
этом сразу же отправляется в офис. При
этом срок обработки заказа и поставки
товара сокращается в несколько раз.