Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:20, реферат
Торговый маркетинг (Trade Marketing) - комплекс мер, направленный на повышение эффективности взаимодействия с участниками дистрибуционной цепочки.
Торговый маркетинг рассматривает рынок как возможность реализовать имеющийся товар, «протолкнуть его к потребителю», сделать его более доступным к покупателю, донести информацию о нем наиболее доступным для потребителя образом.
ГЛАВА
I. ТОРГОВЫЙ МАРКЕТИНГ
КАК ЭЛЕМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ
ПРОДАЖ
§1.
Определение, цели и
задачи торгового маркетинга.
Торговый маркетинг (Trade Marketing) - комплекс мер, направленный на повышение эффективности взаимодействия с участниками дистрибуционной цепочки.
Торговый маркетинг рассматривает рынок как возможность реализовать имеющийся товар, «протолкнуть его к потребителю», сделать его более доступным к покупателю, донести информацию о нем наиболее доступным для потребителя образом.
Торговый маркетинг (Trade Promotion) - стимулирование сбыта в торговой сети и среди торговых посредников.
Важно, что трейд маркетинг - не только маркетинг поддержки продаж в ритейле с мерчандайзингом и BTL.
Таким образом, задача торгового маркетинга - развития дистрибуции и эффективное функционирования всего маркетингового канала.
Торговый маркетинг включает в себя ценовое, финансовое, соревновательное стимулирование торговых посредников и собственного торгового персонала. Торговый маркетинг может стать основным средством продвижения для небольших по размеру компаний. Торговый маркетинг подразумевает активное воздействие на различные каналы и звенья сбытовой сети. Это мотивация к работе с брендом всех, кто стоит между товаром и потребителем. От лидеров оптовой торговли до продавцов привокзальных лотков. Торговый маркетинг используется компаниями постоянно и повсеместно.
Обычными приемами торгового маркетинга являются: снижение цены, бонусы торговому персоналу при выполнении определенных условий, конкурсы, распространение бесплатных образцов и т.д.
Акции
трейд маркетинга, оказывают помощь
при решении задач, связанных с расширением
дистрибуции, повышением объемов закупок,
управлением складскими остатками, развитием
коммуникаций между бизнес-партнерами,
контролем персонала и т.д.
Несколько реже, торговый
маркетинг
используется как элемент комплексной
программы формирования лояльности торговли.
Чаще всего это происходит, если конкуренция
на рынке сильна и место на полке стоит
очень дорого. Важным разделом торгового маркетинга является аудит работы
торгового персонала. При обострении конкуренции
на большинстве товарных рынков и рынков
услуг, независимая оценка эффективности
продаж и сервиса становится чрезвычайно
важной. Если компания не в силах провести
маркетинговые мероприятия самостоятельно,
они обращаются к специалистам, например,
в рекламное агентство. Работа с рекламными
агентствами в сфере торгового
маркетинга
дает несколько преимуществ: фирма покупает
готовые креативные решения и творческий
подход к своим задачам, фирма обращается
к опытным специалистам, работавшим с
известными потребительскими брендами.
Агентство или нанятый специалист поможет
решить задачу с наименьшими затратами.
Цель торгового маркетинга, обращенная к потребителю - стимулировать желание потребителей выбрать конкретный товар, торговую марку.
Что касаемо задач, в отношении посредников, то, торговец заинтересован в увеличении общей прибыли и формировании лояльности покупателей к себе, в первую очередь. Ему важно, чтобы хорошие продажи товаров были не целью, а средством к росту собственного благосостояния и имени. Чтобы сохранить и усилить свое влияние на потребителей, торговцы разрабатывают специальные программы, призванные стимулировать покупателей к приобретению товаров именно в его фирме, магазине. Из традиционных стимуляторов сбыта наиболее значимыми являются цена, скидки и реклама. Однако практика показала, что потребители быстро привыкают к низким ценам, скидки воспринимаются как обязательные приложения, а их прекращение вызывает отток «экономических» покупателей. К раздражителям, используемым в рекламе, люди привыкают и перестают их замечать.
Так как же управлять продажами нашего товара непосредственно у торговца? Я достаточно подробно уже описал причины такой необходимости. Здесь же хотелось бы отметить следующее: чем больше сходство между товарами, тем меньшую роль при их выборе играет рассудок (Дж. Траут). Поэтому для продвижения товаров, не имеющих устойчивого потребительского мотива предпочтения (а таких в современном прайс-листе большинство), необходимо применять не только традиционные методы стимулирования сбыта, но и новые, более эффективные средства, основанные на психологии потенциальных покупателей.
Необходимо
с помощью психометрических методов
добиться того, чтобы заставить покупателя
обратить внимание на наши товары и
воспринимать их в выгодном свете, формируя
интерес к ним, подталкивая тем самым
к покупке.
Торговый
маркетинг
формирует баланс между природной системой
человека (рефлексами, вниманием, восприятием)
и комплексом наших внешних раздражителей,
когда потребитель обеспечивает наиболее
рациональное удовлетворение собственных
потребностей в результате покупки нашего
товара.
Большинство торговцев полагают, что основная цель торгового маркетинга - облегчать и стимулировать продажи в магазине, которые в свою очередь создают условия для максимального роста товарооборота и прибыли. Однако желание продать как можно больше товара без учета последующей реакции потребителя (оценки степени удовлетворения от потребления) может обернуться потерей. А поскольку число покупателей не увеличивается, тогда как производителей и продавцов становится все больше и больше, стремление увеличить текущую прибыль без учета ее влияния на перспективу может привести к потере конкурентоспособности.
Следовательно, основная цель торгового маркетинга - продвижение товаров и повышение лояльности покупателей. Любая фирма ставит и реализует не одну, а несколько целей, которые важны для его функционирования и развития. Наибольшее распространение в практике получили следующие виды целей:
-стимулировать
сбыт вашего товара у
-создать
конкурентное преимущество
-сформировать приверженность к торговой марке;
-увеличить число лояльных покупателей и завоевать новых;
-совершенствовать
рекламно-коммуникационную
-совершенствовать
торгово-технологические
-по
возможности влиять на
Основные задачи торгового маркетинга
1. Управление сбытом:
-эффективное представление товаров в торговом предприятии;
- привлечение
внимания потребителей к новым
товарам и специальным
-закрепление
в сознании потребителей отличительных
черт товаров и торговых марок;
- позиционирование товаров на основе
психологических особенностей покупателей
и факторов регулирования внимания;
-разработка программ продвижения отдельных товаров или их комплексов, при которых одни товары стимулируют продажу других без привлечения дополнительных инвестиций.
2.
Поддержание
-обеспечение более полного удовлетворения потребностей покупателей;
-увеличение числа лояльных предприятию (магазину) покупателей;
-закрепление в сознании покупателей отличительного образа магазина и ассортимента товаров;
-создание обстановки, в которой посетители получали бы удовольствие от процесса совершения покупок.
3. Совершенствование рекламно-коммуникационной политики:
-разработка программы маркетинговых коммуникаций;
-обеспечение покупателей необходимой информацией;
-совершенствование видов и способов применения рекламы в местах продажи;
-сокращение продолжительности мыслительного процесса, проходящего с момента первого знакомства покупателей с товаром до момента его полного освоения.
4. Совершенствование торгово – технологических процессов на торговом предприятии:
-организация управления торгово-технологическими процессами в магазине посредством оптимальной планировки торгового зала и системы размещения оборудования;
-более эффективное использование торговых площадей;
-регулирование движения покупательских потоков в торговом зале магазина;
-обеспечение доступности товаров для покупателей в процессе выбора без участия продавцов-консультантов;
-организация распределения познавательных ресурсов во времени и пространстве торгового зала;
-сокращение периода адаптации покупателей в торговом зале;
-создание атмосферы магазина, адекватной психологическому состоянию посетителей.
5. Управление поведением потребителей:
-анализ и интерпретация факторов, влияющих на покупательское поведение различных групп населения;
-повышение уровня принятия решений покупателем непосредственно в магазине;
-увеличение времени пребывания покупателей в магазине и числа совершаемых ими покупок;
-увеличение
средней суммы покупки.
§2.
Торговый маркетинг
как элемент создания
стимулов для оптовых
и розничных торговцев.
Даже самые масштабные рекламные бюджеты можно считать брошенными на ветер, если производитель не позаботится о стимуляции интереса к продукту со стороны промежуточных покупателей — оптовых и розничных торговцев. Как побудить ретеллера купить товар и эффективно продвинуть его по звеньям товаропроводящей сети к конечному потребителю — задача, которую компании решают с помощью торгового маркетинга.
Торговый маркетинг — это деятельность, направленная на изучение и удовлетворение потребностей торгового звена, явление в некотором роде пограничное. В некоторых случаях торговый маркетинг как комплекс маркетинговых мероприятий, призванных решать задачи присутствия продукции в торговых точках на самых лучших местах и по рекомендованной цене, включают в сферу маркетинга. В других ситуациях, рассматривая его как инструмент, стимулирующий сбыт, относят к области продаж.
Сейчас крупные компании, сокращая расходы на прямую рекламу, многократно увеличивают бюджеты торгового маркетинга. Перечень задач, которые компания может решить, прибегнув к методам торгового маркетинга, весьма внушителен. Грамотно организованное стимулирование торговых посредников позволяет повысить уровень продаж и дистрибуции, способствует увеличению запасов товара и росту активности торговли в "не сезон", формирует и повышает лояльность торговли к компании и ее продукту. Впрочем, вряд ли правильно считать ТМ-деятельность панацеей. К тому же эффект от применения данного инструмента можно получить, планомерно воздействуя на звенья товаропроводящей цепи и все каналы сбыта. "Для каждого из звеньев существует свой специфический набор методик, даже внутри одного звена может быть до десятка субкатегорий и вариантов, — отмечает Сергей Калинин, национальный директор по торговому маркетингу и бизнесу он-трейд компании "САН Интербрю". — Нецелесообразно и неэффективно предлагать всем типам розничных точек одну схему стимулирования. Очевидно, что супермаркет очень отличается от киоска, а павильон от дискаунтера".
Наиболее
популярные способы стимулирования
посредников и розничных
При развитии отношений поставщик, как правило, предоставляет лучший сервис. Компания-производитель может оборудовать рабочие места сотрудников оптовой фирмы, обеспечить партнера транспортными и техническими ресурсами.
Другой распространенный метод стимулирования сбыта — организация среди реселлеров разного рода конкурсов и соревнований. Например, барнаульская компания "Алтан" (торговая марка "Гранмулино") проводила акцию "Организованный офис". За определенный объем продаж дистрибутор мог выбрать из перечня призов тот или иной предмет для офиса: компьютеры, телефоны, микроволновые печи и т. п. По завершении акции рост продаж компании составил 30%.
Мероприятия, опирающиеся не столько на материальную, сколько на эмоциональную составляющую, проводятся значительно реже. Но при грамотной организации и они могут приносить ощутимый эффект. В основе проекта "Клуб любителей пива", разработанного агентством Ace Target для компании "САН Интербрю", идея создания некого мира для избранных. Программа проводилась с октября 2002 года по апрель 2003-го в ряде южных регионов России. "Считается, что торговая сеть — система сложная, состоящая из множества участников, и учесть все их психологические особенности крайне трудно, — считает Наталия Никитина, координатор по маркетингу агентства Ace Target. — Поэтому и стимулируют в основном подарками, бонусами, скидками и т. п. А в данном случае сыграли на факторе избранности". Члены "Клуба", то есть торговые точки, выполняющие условия акции, получали не только экономические, но и эмоциональные преимущества: клубные карты, возможность участвовать в конкурсе, присутствовать на VIP-мероприятиях и пр. За время действия программы в регионах, где она проводилась, прирост количественной дистрибуции составил 27%.