Территориальный маркетинг Вологодской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 15:31, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время перед большинством субъектов РФ стоит проблема повышения имиджа и инвестиционной привлекательности региона. В условиях жесткой конкуренции среди регионов за приток инвестиций, квалифицированной рабочей силы, экологически безопасного производства все более актуальной проблемой становится повышение имиджа и инвестиционной привлекательности региона. Несмотря на увеличивающиеся расходы регионов на маркетинг регионов, исследований в этой области явно недостаточно.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы маркетинга территорий 4
2. Развитие территориального маркетинга в Вологодской области 12
3. SWOT-анализ Вологодской области 28
Заключение 30
Список использованных источников: 31

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

    4. Департамент международных и межрегиональных связей. Им ведется целенаправленная работа по укреплению позиций Вологодской области как социально стабильного, динамично развивающегося, инвестиционно привлекательного региона. Способствуют этому выставочно-ярмарочная деятельность и конкурсы, проводимые в регионе (таблица)

Выставочно-ярмарочная деятельность и проведение конкурсов в Вологодской области

Мероприятия Организации Цели
Выставка-ярмарка  «Российский лен» Департамент сельского  хозяйства Вологодской области Содействие  развитию льняного комплекса
Выставка-ярмарка  «Российский лес» Союз лесопромышленников Вологодской области

Департамент лесного  комплекса области 

Поддержка лесопромышленного  комплекса
Выставка  «Ворота Севера» Комитет по туризму  Вологодской области Развитие внутреннего и въездного туризма
Милютинская ярмарка Управление  городской экономики и торговли

г. Череповца

Выявление лучшего  предприятия в сфере торговли и услуг
«Российские губернаторы в глубинке» Департамент межрегиональных, внешних связей и выставочно-ярмарочной деятельности Повышение привлекательности  и имиджа территории

Создание условий  для углубления интеграции с сопредельными административными районами субъектов РФ

Областные конкурсы профессионального мастерства среди рабочих основных профессийразличных отраслей экономики области СПиП ВО «Ассоциация  «Машиностроительные предприятия Вологодской области»

Вологодская ТПП 

Областная общественная организация ВОИР

Повышение престижности основных профессий соответствующей отрасли, рост профессионального мастерства работников
Конкурс профессионального мастерства «Маркетинг» Клуб маркетологов предприятий АПК

Департамент продовольственных  ресурсов Вологодской области

Рост профессионального  мастерства специалистов данной отрасли
Конкурс «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» Инновационно-технологический  центр ВоГТУ Поиск и поддержка  инновационного предпринимательства среди студентов
 
Конкурс им. Х. Леденцова
 
Клуб  деловых людей г. Вологды
 
Поиск и  поддержкапредпринимательских идей
Конкурс «Лучший инновационный проект» Центр венчурных  инвестиций «Вологодчина» (создан в 2006 г. на базе Института менеджмента и информационных технологий в г. Череповце) Отбор и подготовка инвестиционных заявок на финансирование разработок и инновационных проектов для частных инвесторов, помощь в подготовке бизнес-планов, подборе инвесторов, электронные торги инновационными проектами
 

 

    Исходя  из вышеизложенного, особо подчеркнем, что территориальный маркетинг – это не разовая акция по преодолению кризиса или конкретной проблемы, а осуществляемый на систематической основе процесс, необходимый для постоянной адаптации социально-экономического развития территории к непрерывно изменяющимся рыночным условиям.

    Вместе  с тем инструментарий территориального маркетинга в регионе используется недостаточно широко. Для комплексного решения задач сбалансированного регионального развития и роста конкурентоспособности требуется разработка концепции регионального маркетинга, которая позволит скоординировать действия органов власти в направлении повышения конкурентоспособности, а также применить маркетинговый подход в региональном управлении (рис. 2) 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2. Система формирования конкурентоспособности Вологодской области на основе территориального маркетинга

 

    Маркетинговый подход, по нашему мнению, должен быть реализован практически всеми подразделениями  Правительства области по закрепленным за ними функциям. В определенной степени функции органа территориального маркетинга могут взять на себя торгово-промышленные палаты, региональные антимонопольные управления, центры содействия предпринимательству, другие структуры, реализующие принцип партнерства государства и частного сектора.

    Организационно-правовые формы, статус таких организаций, а  также связанные с ним источники финансовых средств различны. Это могут быть, например, структурное подразделение при Правительстве области, акционерное общество с участием региональной администрации или независимая, но пользующаяся ее поддержкой организация.

    Учредителями  могут выступать органы исполнительной или представительной власти, предприятия, организации, банки, независимо от форм собственности и организационно-правовой формы, и организации, объединяющие предприятия и предпринимателей по отраслевому или региональному признаку (ассоциации, союзы); физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью.

    Еще один путь – последовательное и  целенаправленное превращение информационно-аналитических структур, пресс-центров, отделов по связям с общественностью и иных подразделений региональных администраций в комплексные маркетинговые службы регионов.

    Таким образом, применение территориального маркетинга в региональном управлении позволит:

  1. упорядочить его функциональную структуру;
  2. выявить и охарактеризовать целевые группы потребителей территорий;
  3. оценить фактические уровни спроса и потенциалы территории для прогнозирования и выработки сценариев экономического роста, стабильности или упадка, определять те обстоятельства, которые могут вызывать или дополнять каждое направление развития;
  4. осуществить позиционирование территорий (в отношении располагаемых, закупаемых и воспроизводимых ими ресурсов) в сравнении с конкурирующими территориями, с учетом привлекательности, перспективности целевых групп и выгодности проектов для территорий;
  5. комплексно оценить конкурентоспособность территории на основе выделения целевых групп;
  6. сбалансировать компоненты стратегических направлений: маркетинг имиджа, привлекательности территорий, инфраструктуры, персонала и др.;
  7. оптимизировать последовательность расстановки акцентов и осуществления действий применительно к возможностям территории;
  8. планировать и программировать маркетинговые коммуникации, развивать брендинг территорий;
  9. осуществлять комплекс мер по расширению участия территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, региональных программ;
  10. привлечь на территорию государственные и иные внешние по отношению к ней заказы;
  11. повысить притягательность вложения, реализации на территории внешних по отношению к ней ресурсов (импорт ресурсов);
  12. стимулировать приобретение и использование собственных ресурсов территории за ее пределами к ее выгоде и в ее интересах (экспорт ресурсов);
  13. выявить специфику и задействовать применительно к маркетингу территорий потенциал современных информационных технологий.

    Маркетинговая политика Вологодской области будет  направлена на поддержку социально-экономического развития и привлечение инвестиций, концентрацию усилий в продвижении региональных продуктов как на внешних рынках, так и на внутренних, поддержку сложившихся и развитие новых связей с другими территориями, повышение конкурентоспособности.

    1. SWOT-анализ Вологодской области
Сильные стороны (S) Слабые  стороны (W)
Уровень жизни
  Средний размер назначенных пенсий в Вологодской области в 1,02 выше среднего размера назначенных пенсий по России.

  Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя в Вологодской области в 1,13 раз больше схожего показателя по России.

  Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения в Вологодской области в 1,04 раза больше схожего показателя по России.

  Среднедушевые денежные доходы населения Вологодской области в 1,22 раза меньше среднедушевых денежных доходов по России.

  Численность населения Вологодской области с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % от общей численности населения в 1,17 раза больше схожего показателя по России.

Демография
      Число умерших  в расчете на 1000 населения за 2008 год в Вологодской области в 1,17 раз превысило схожий показатель по стране.

  Число абортов на 100 родов за 2008 год в Вологодской области превысило среднероссийский показатель в 1,54 раз.

  Естественный  прирост в расчете на 1000 населения в Вологодской области ниже естественного прироста по России в 1,72 раза.

  Число разводов в расчете на 1000 населения  за год в Вологодской области ниже схожего показатель по стране в 1,08 раза.

Социальная политика
      Численность населения на одного врача в Вологодской области выше среднего показателя по России в 1,72 раза.
Безопасность
      Число заpегистpиpованных преступлений в pасчете на 100 тыс. чел. населения в Вологодской области выше показателя по стране в 1,08 раза.

  Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников на душу населения (в тоннах) в Вологодской области выше среднего показателя по стране в 2,64 раза.

Макроэкономическая  стабильность
  Валовой региональный продукт на душу населения в Вологодской области выше среднего валового регионального продукта по стране в 1,01 раза.   Инвестиции  в основной капитал на душу населения в Вологодской области в 1,04 раз ниже схожего показателя по стране.
Инфраструктура
  Число телефонных аппаратов сети общего пользования  на 1000 населения в Вологодской области в 1,01 раза выше схожего показателя по России.

  Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 кв.км. территории в Вологодской области в 2,18 раз выше чем схожий показатель по стране.

   
Возможности (О) Угрозы (Т)
  Вологодская область является транспортным перекрестком европейской части страны, что подтверждает показатель густоты дорог общего пользования с твердым покрытием в регионе. Развивая инфраструктуру все больше и больше, Вологодская область может превратиться в достаточно крупный транспортный узел России.   Основной  угрозой можно назвать возможную  депопуляцию, так как основные демографические показатели Вологодской области хуже схожих показателей по стране (в т.ч. естественный прирост, смертность, рождаемость, аборты и разводы).

  Так же существует угроза экологии региона, так как  выбросы в атмосферу загрязняющих веществ в Вологодской области значительно превышают схожий среднероссийский показатель.

 

Заключение 

    Сегодня перед российскими регионами  возникает проблема эффективной и адекватной региональной политики, направленной на реконструкцию и реформирование экономики, привлечение инвестиций, разработки и осуществления планов развития территорий, опирающихся в первую очередь на использование местного потенциала. Для этого необходима разработка и реализация долгосрочной концепции комплексного развития экономики и социальной сферы региона - региональный маркетинг территории, предусматривающий постепенное устранение негативных явлений и решение сложных социально-экономических проблем. При осуществлении маркетинга региона необходимо рассматривать четыре составляющих:

  • место или географическое положение региона;
  • продукт или присущие данной территории преимущества и недостатки;
  • цена или расходы покупателей услуг региона, связанные с пребыванием или бизнесом на данной территории;
  • промоушн, или информационный маркетинг региона.

    В настоящее время многие российские регионы, в том числе и Вологодская область, приходят к пониманию необходимости маркетинга территорий. Однако, усилия регионов в этом направлении крайне незначительны, за небольшим исключением. Как показали исследования, функции маркетинга региона практически выполняются лишь частично, практически отсутствует какая-либо оценка эффективности маркетинга.

    В завершении, можно сказать, что маркетинг территорий является хорошим инструментом социально-экономического развития. И, хотелось бы надеяться, что в ближайшее время маркетинг территорий станет неотъемлемой частью государственной и региональной политики.

Список использованных источников:

  1. Конкурентные позиции региона и их экономическая оценка/ Под ред. Г.А. Унтуры. – Новосибирск: ИЭиОП СО РАН, 1997.
  2. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы: Пер. с англ./ Стокгольмская школа экономики в России. – СПб., 2005.
  3. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. – М.: Международные отношения, 2000.
  4. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. – 2-е изд., дополн. – СПб.: Питер, 2006.
  5. Официальный сайт Правительства Вологодской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vologda-oblast.ru/main.asp?V=549& LNG=RUS
  6. Официальный сайт Правительства Вологодской области, раздел «Малый бизнес» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vologda-oblast.ru/main.asp?LNG=RUS&V=522
  7. Ускова Т.В. Территориальный маркетинг как инструмент социально-экономического развития региона / Т.В. Ускова // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. – 2008. – № 42.

Информация о работе Территориальный маркетинг Вологодской области