Территориальный маркетинг Вологодской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 15:31, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время перед большинством субъектов РФ стоит проблема повышения имиджа и инвестиционной привлекательности региона. В условиях жесткой конкуренции среди регионов за приток инвестиций, квалифицированной рабочей силы, экологически безопасного производства все более актуальной проблемой становится повышение имиджа и инвестиционной привлекательности региона. Несмотря на увеличивающиеся расходы регионов на маркетинг регионов, исследований в этой области явно недостаточно.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы маркетинга территорий 4
2. Развитие территориального маркетинга в Вологодской области 12
3. SWOT-анализ Вологодской области 28
Заключение 30
Список использованных источников: 31

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

    В такой ситуации осознание необходимости  применения территориального маркетинга в региональном управлении приходит разными путями и по разным основаниям. В некоторых случаях – при столкновении с фактом снижения притягательности региона для туристов, инвесторов, других лиц, способных придать региону новые силы, большую известность, узнаваемость. В других случаях – если возникает озабоченность в связи с оттоком финансовых, трудовых и других ресурсов из региона.

    Органами  власти Вологодской области были сделаны первые шаги к использованию инструментария территориального маркетинга еще в 1997 г. Заключались они в применении одного из стратегических направлений территориального маркетинга – маркетинга имиджа как необходимого фактора экономического развития области. Основу данного направления составляют коммуникационные мероприятия, демонстрирующие открытость территории для контактов и позволяющие внешним субъектам лучше узнать ее, удостовериться в существенности имеющихся у нее преимуществ.

    В результате в 1999 году информационно-аналитическому отделу департамента экономики Администрации Вологодской области было решено постепенно передать функции информационного маркетинга, а именно следующие:

  1. Создание и реализация концепции информационного маркетинга Вологодской области, предусматривающей широкое продвижение информации о регионе как во внешнюю, так и внутреннюю среду. Ориентация на внутреннюю среду помогает активнее задействовать внутренние региональные ресурсы, что при недостатке внешних капиталовложений способствует развитию экономики.
  2. Создание и постоянное обновление справочника «Вологодская область» на русском, английском, немецком, французском языках в печатном и электронном (CD и www-страница/сервер) виде.
  3. Создание и распространение представительского пакета области.
  4. Информационная поддержка мероприятий Администрации области (конференции, выставки, презентации и т. п.), направленных на комплексный маркетинг региона на внешнем рынке.
  5. Проведение рекламных и PR-кампаний.
  6. Участие в информационных проектах федерального центра.
  7. Взаимодействие с рейтинговыми агентствами («Эксперт», МФК «Ренессанс», ЕА-Rating) для распространения объективной информации о регионе.
  8. Взаимодействие со средствами массовой информации – областными и центральными, ведущими российскими информагентствами (РИА, Прайм-ТАСС, Росбизнесконсалтинг, АКМ).

    Находясь  на начальной стадии продвижения  информации, т. е. на стадии формирования благоприятного имиджа области, Администрация  поставила основную задачу – повысить информированность о территории и сосредоточенных на ней ресурсах, об условиях жизнедеятельности, деловой среде в целях позиционирования области как индустриально развитой, передовой, со стабильными условиями для ведения бизнеса, с прагматичным и прогрессивным руководством.

    Сотрудники  информационно-аналитического отдела начали с того, что выявили следующие факторы, оказывающие негативное влияние на имидж власти:

  • отсутствие адекватного освещения в СМИ положительных результатов деятельности областных органов власти;
  • широкое освещение почти исключительно отрицательных моментов в деятельности власти;
  • неоправданно широкое освещение второстепенных событий в ущерб основным;
  • отсутствие у власти позитивного взаимодействия с местным самоуправлением;
  • отсутствие единого информационного поля;
  • отсутствие целевой работы с социальными группами и общественными объединениями.

    Работу  по улучшению имиджа региональных органов  власти отдел проводил в двух направлениях:

    1. информирование населения о деятельности Администрации;
    2. организация обратной связи, выработка единой линии выступлений руководителей области в СМИ.

    О достигнутых отделом результатах  говорят позитивные изменения рейтинга общественного мнения в отношении деятельности губернатора и Администрации области.

    Об  эффективности рекламных и PR-кампаний можно судить по возникновению у российской общественности стойких ассоциаций, представлений о Вологодской области как о регионе стабильности, родине Деда Мороза (проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза» Администрации Вологодской области и московской мэрии), Северной Фиваиде (культурные проекты: 600-летие Ферапонтова монастыря, фестиваль «Голоса истории»), центре льноводства и лесной промышленности (всероссийские выставки-ярмарки «Российский лен» и «Российский лес») и т. д.

    В целях единой идентификации региона  и оптимизации затрат на создание рекламно-информационных материалов отделом был разработан представительский пакет Вологодской области. Это новый комплексный информационный продукт, действующий в русле маркетинга имиджа региона, использующий современные информационные технологии, способный удовлетворить запросы различных целевых групп, включающий печатное издание, видеофильм, CD-справочник и сайт в Интернете. Создание и распространение представительского пакета направлено, прежде всего, на повышение имиджа как области в целом, так и представителей разнообразных целевых групп.

    В связи с реструктуризацией департамента экономики функции информационного маркетинга стал выполнять вновь созданный отдел Интернет-технологий.

    Необходимо  отметить, что и в настоящее  время департаментами и структурными подразделениями Правительства Вологодской области реализуется ряд проектов и мероприятий, направленных на продвижение отдельных продуктов территории и самой территории на целевые рынки.

    Выделим основные субъекты регионального управления, осуществляющие задачи территориального маркетинга.

    1. Департамент экономики. Его ключевой задачей является повышение конкурентоспособности региональной экономики, переориентация на новые способы оценки и управления территорией, от которых будут зависеть мотивы и успешность настройки всех видов и форм региональной деятельности.

    Региональный  проект «Индустриальный парк «Шексна». Он направлен:

    на  диверсификацию экономики на основе создания современных высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней;

    увеличение  производства продукции стройиндустрии для обеспечения роста жилищного строительства;

    повышение конкурентоспособности формируемых  в России автомобильных кластеров за счет создания ряда производств в индустриальном парке.

    Основное  промышленное ядро индустриального  парка сегментировано по следующим  видам деятельности: высокоточная металлопереработка; производство продукции стройиндустрии; производство автомобильных компонентов; высокотехнологичная деревопереработка.

    На  территории индустриального парка  зарегистрировано ЗАО «Северсталь» – Трубопрофильный завод «Шексна» по производству круглых, квадратных и прямоугольных труб диаметром сечения от 127 до 426 мм (объем производства до 250 тыс. тонн в год; новое производство войдет в строй во второй половине 2009 года, на планируемые показатели работы выйдет во второй половине 2010 года), а также предприятие по производству легких стальных конструкций – ЗАО «Северсталь «Стальные решения»; осуществляются предпроектные работы по реализации инвестиционных проектов строительства целлюлозно-бумажного комбината и завода по выпуску ориентированно-стружечной плиты.

    Реализация  «Системы менеджмента качества на предприятиях Вологодской области» ставит целью улучшение и совершенствование данной системы в целом, внедрение современных и эффективных информационных систем, систем контроля качества продукции (услуги) на всех этапах жизненного цикла продукции, проведение сертификации для подтверждения соответствия системы менеджмента международным стандартам.

    Система менеджмента качества внедрена на таких  предприятиях, как ОАО «Северсталь», «Северсталь-метиз», ОАО «Аммофос», ОАО «Череповецкий «Азот», ЗАО «Вологодский подшипниковый завод», ООО «Чагодощенский стеклозавод и К», ЗАО «Череповецкий ФМК», ООО «Шекснинский КДП», ОАО «Сокольский ДОК».

    В настоящее время систему менеджмента  качества, сертифицированную на соответствие международным стандартам качества, имеют 48 вологодских предприятий: 12 – лесного комплекса, 10 – пищевых, 10 – машиностроительных, 7 – металлургических, 2 – химических, 2 – стекольных, 2 – по производству транспортных средств и оборудования.

    В целом в регионе существует осознанная необходимость совместно работать над повышением конкурентоспособности экономики органам власти, малому бизнесу, научным учреждениям.

    Проект «Бизнес-инкубатор», реализуемый при поддержке Минэкономразвития Российской Федерации.

    Задачами  проекта являются:

  • улучшение стартовых условий создания бизнеса путем предоставления офисных площадей, оборудованных мебелью и компьютерной техникой, для предпринимательской деятельности на льготных фиксированных условиях в течение 36 месяцев; ограждение малых предприятий от негативного влияния внешней среды и предоставление возможности сосредоточения бизнеса на производственно-хозяйственной деятельности;
  • реализация принципа «одного окна», т. е. организация в едином комплексе всех консалтинговых услуг: юридических, аудиторских, бухгалтерских и маркетинговых; оказание помощи в регистрации малого предприятия, в техническом обеспечении проекта;
  • менеджмент инновационных предприятий в области коммерциализации технологий и обеспечения лучших условий ведения хозяйственной деятельности; управление реализацией инновационных проектов на всех стадиях жизненного цикла и их дальнейшим эффективным функционированием;
  • обеспечение прямых коммуникаций между малым бизнесом и органами государственной и муниципальной власти – организация взаимодействия объединений предпринимателей с представителями муниципальной и региональной законодательной и исполнительной власти для выработки наиболее эффективных методов решения актуальных проблем малого и среднего бизнеса, согласование и представительство интересов предпринимателей и их объединений.

      В настоящее время прошли специальный отбор и начали свою деятельность в Бизнес-инкубаторе 25 малых предприятий.

      2. Департамент лесного комплекса. Его деятельность направлена на обеспечение опережающего роста производства продукции глубокой переработки древесины за счет увеличения загрузки действующих производственных мощностей и ввода новых производств. В целях реализации программного подхода к развитию лесного комплекса региона разработаны и последовательно реализуются основополагающие программные и стратегические документы:

  • Программа развития лесопромышленного комплекса до 2010 года;
  • Стратегия развития лесопромышленного комплекса до 2020 года, в рамках которой разработаны концептуальные основы создания и структурирования лесного кластера области.
  • Региональный проект «Развитие лесного сектора».

    Цель  проекта – увеличение объема выпуска продукции глубокой переработки, рост инвестиционной активности и реализация высокоэффективных инвестиционных проектов по установке нового и модернизации существующего оборудования.

    Программный подход, в свою очередь, содействует опережающему развитию всех отраслей лесного комплекса.

    3.Комитет по туризму и государственное учреждение «Областной центр маркетинга и продвижения туристских программ Вологодской области». Основная цель данных структур – определение приоритетных направлений развития туризма, повышение эффективности использования объектов инфраструктуры, создание условий для ее развития и обновления.

    Целью реализации проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза» является увеличение туристского потока и позиционирование Вологодской области как региона с высоким туристским потенциалом.

    Основные  мероприятия по реализации проекта:

  • проектирование и строительство объектов туристской и транспортной инфраструктуры (резиденция Деда Мороза с сувенирной лавкой, мастерская, тронный зал, музей и почта Деда Мороза, гостиничный комплекс);
  • мероприятия по улучшению сервиса на транспорте (расширение сферы транспортных услуг, экскурсионное обслуживание);
  • организационные мероприятия (осуществляет ОАО «Дед Мороз», основная деятельность – проведение выставок-ярмарок народных промыслов, издание рекламно-информационной продукции);
  • мероприятия в области образования, культуры и молодежной политики (организация работы тематических кружков, уроков, мастер-классов и творческих мастерских по истории, литературе, краеведению, традиционным народным ремеслам с использованием образа Деда Мороза);
  • подготовка и обучение кадров (программа образовательного аспекта «Академия Деда Мороза»; задача программы – подготовка высокопрофессиональных кадров для работы с детьми: психологов, педагогов, социальных педагогов, работников культуры);
  • мероприятия в области физической культуры и спорта (детские олимпиады, спартакиады по зимним и летним видам спорта);
  • социальные мероприятия (обработка детских писем, организация детских лагерей, концертно-игровые программы);
  • природоохранные мероприятия (создание заповедника).

Информация о работе Территориальный маркетинг Вологодской области