Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 06:38, лекция
Цель лекции изучить теоретические основы и концепции маркетинга
Вопросы:
Сущность, содержание и эволюция маркетинга.
Концепции маркетинга.
Принципы маркетинга
Функции Маркетинга
Типы маркетинга в зависимости от состояния спроса и виды
Тема 7
Лекции 7: «Теоретические основы и концепции маркетинга».
Цель лекции изучить теоретические основы и концепции маркетинга
Вопросы:
Понятие
«маркетинг» появилось в
С этого времени и до середины 20века проходило становление и развитие маркетинга, как функции управления производством.
В 60-ых годах он был научно обоснован и широко применен как эффективный способ продажи продукции в условиях насыщенного рынка.
В 1960 году – была предложена модель, поясняющая содержание маркетинга (Модель «Четыре П») – созданная Маккарти
В этой модели выделились 4 основных элемента маркетинга:
Эта модель положила начало теоретическим исследованиям в области маркетинга.
В 1965 году – английский институт маркетинга предложил следующие определение маркетинга:
Маркетинг – это практическая деятельность, система управленческих функций, с помощью которых организуют и руководят комплексом действий связанных с оценкой покупательской способностью потребителей, с ее превращением в реальный спрос на изделия и услуги.
С 1966 года – и по настоящее время появилось много других определений. По данным Американской ассоциации маркетинга, сейчас имеется более 2000 определений. Понятие маркетинга увязывают с деятельностью рынка.
В 70-ые годы активно использовался в промышленности,
В 80-ых - в сфере услуг и некоммерческой деятельности.
Термин «Маркетинг» происходит от латинского market (рынок), т.е. деятельность в области рынка, ing (инг)-активная деятельность.
Известный ученый по маркетингу Ф. Котлер считает, маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Но уже в 1985году – американской ассоциацией дано более широкое толкование понятие «Маркетинг» - представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющей цели отдельных лиц и организации. (Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг.- М.: Экономика, 1990г.)
Более интегррованное определение дал Дж. Эванс: Маркетинг – это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена.
Эволюция маркетинга
Маркетинг прошел долгую эволюцию и выделился как метод управления производством и реализацией продукции.
На 1-ом этапе своего развития (40-ые годы XXв.) маркетинг носил сбытовой характер, а в последствии выделился в самостоятельную отрасль знаний.
Маркетинг как дисциплину стали изучать в США вначале XXв.
В 1926 году в США была создана национальная организация маркетинга и рекламы, на основе которой была организована в 1973 году Американская ассоциация маркетинга.
Для 2-го этапа развития маркетинга (60-ые и 70-ые годы), характерны высокие темпы роста научно – технического прогресса, международное разделение труда.
Во 2-ой половине 70-ых годов маркетинг вступает в 3-ью фазу эволюции и превращается в философию современного бизнеса. В этот период начали рассматривать его с позиции общей теории управления как элемента корпоративного стратегического управления.
Эволюция маркетингового управления в философию современного бизнеса обусловлена рядом факторов, к которым относятся:
Роль маркетинга заключается в том, что он призван привести производство в соответствие со спросом. Усилия маркетинговых служб направлены на создание такого ассортимента товаров, который соответствовал бы общественному спросу.
Маркетинг направлен на поиск эффективного сочетания традиционной и новой продукции, он является основанием для принятия решения о расширении объемов производства, модернизации продукции или снятии ее с производства, способствует разработке и внедрению планов развития предприятия. Использование маркетинга необходимо при установлении торговых связей с экономически развитыми странами.
Важной задачей маркетинга является выявление и удовлетворение нужд и потребностей покупателей.
Нужда - ощущение нехватки чего-либо - имеет место, когда человек чувствует физиологическое и физическое лишение его основных необходимых элементов для жизни, таких как еда, одежда и приют.
Потребность - это нужда, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью человека. Потребности трансформируются в самые разнообразные желания, определяемые культурными, историческими, географическими, национальными и личностными факторами.
Потребности бывают естественными, присущими природе человеческого организма, и приобретенными, зависящими от культурного и социального уровня человека и степени развития общества.
Естественные потребности обусловлены человеческой природой, поэтому маркетинг влияет прежде всего на приобретенные потребности.
Спрос – потребность, подкрепленная покупательской способностью.
Товар – продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и подлежащий обмену.
Обмен - это форма общественной связи производителей и потребителей, осуществляемый на эквивалентной основе. Для того чтобы обмен мог состояться, необходимо участие двух сторон, каждая из которых обладает товаром, представляющим ценность, а также наличие у них желания совершить обмен.
Сделка - это соглашение между двумя или несколькими сторонами на реализацию (поставку) товаров и услуг в соответствии с установленными условиями.
Концепции маркетинга – это наиболее общие подходы к решению задач достижения желаемого уровня сбыта на разных рынках, принципы их решения. Существует 5 основных концепций маркетинга:
Производственная концепция. При использовании этой концепции основной акцент делается на производство.
Производственная концепция. Она основывается на предрасположенности потребителей к широко распространенным и доступным по цене товарам. В соответствии с данной концепцией требуется постоянное совершенствование технологии и организации производства, увеличение объемов и снижение издержек производства. При этом все внимание сосредоточивается на внутренних возможностях производства, что позволяет быстро насытить рынок каким-либо товаром или услугой. Такой подход вполне оправдан, когда спрос существенно превышает предложение или когда затраты на производство единицы товара достаточно велики и их необходимо уменьшить за счет массового изготовления продукции.
Производственная концепция маркетинга соответствует эпохе массового производства и массового потребления.
Производственной концепции придерживался Генри Форд, который впервые в мире организовал производство автомобилей. Он поставил себе цель производить автомобили с ценой, доступной для всякого покупателя. Бурное развитие экономики США в данный период (1926 г.) требовало массового производства автомобилей, и этой возможностью воспользовался Г.Форд, он сделал автомобиль доступным для широкого круга потребителей.
Товарная концепция маркетинга ставит основной целью совершенствование товара и повышение его качества. Основной принцип данной концепции состоит в ориентации потребителей на те товары и услуги, которые по своим характеристикам превосходят аналогичные. Потребители будут благосклонны к товарам, имеющим высокое качество и наилучшие эксплуатационные характеристики. Поэтому усилия фирмы постоянно сосредоточиваются на постоянном совершенствовании товара.
В ней основное внимание уделяется совершенствованию товара, повышению его качества при умеренных и доступных большинству потребителей ценах. При этом предполагается, что потребители будут приобретать эти товары, потому что они имеют высокое качество, совершенны и доступны по цене.
Сбытовая концепция. Главной задачей является достижение объема продажи, необходимого для получения прибыли за счет сбыта продукции. Производители и продавцы должны ориентировать свою деятельность на сбыт и реализацию товаров, используя все средства и рычаги маркетинга.
Маркетинговая концепция сформировалась в 50-ых годах нашего столетия. Маркетинговая концепция – это интегрированная деятельность фирмы, нацеленная на выявление нужд и потребностей клиентов и эффективное их обеспечение товарами по сравнению с конкурентами. Суть ее заключается в том, что условием успешной деятельности организаций является определение нужд и потребностей потребителей и достижение целей фирм за счет их удовлетворения.
Ее появление обусловлено рядом причин:
во-первых, удовлетворением спроса и насыщением рынка по большинству товаров:
во-вторых усилением конкурентной, борьбы, которую еще более обострил научно-технический прогрессом коренным образом изменивший материально-техническую базу современного производства, расширивший его возможности по выпуску новых товаров. Чтобы обеспечить успех своему предприятию, производитель должен был сначала изучить рынок, а затем уже наладить выпуск товара, соответствующего требованиям этого рынка.
Таким образом, суть маркетинговой концепции состоит том, чтобы:
Концепция социально-этического маркетинга развивалась вначале 80-ых в связи с усилением экологических и потребительских движений. Данная концепция требует сбалансированного использования трех факторов: прибыли фирмы, удовлетворение потребностей потребителей и интересов общества, т.к. в ее основу положены интересы потребителей, благополучие общества, а также прибыль компаний.
3. Принципы маркетинга
Основные принципы маркетинга вытекают из сущности его концепции и заключаются в следующем.
Сформулировав эти цели, определяют три главных компонента маркетинговой деятельности: сроки, ресурсы, ответственность.
Информация о работе Теоретические основы и концепции маркетинга