Теоретические аспекты организационных структур управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Одним из главных резервов повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования структур управления. Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические аспекты организационных структур управления
1.1 Понятие организационной структуры управления 6
1.2 Процесс формирования организационной структуры 8
1.3 Методы проектирования структур 10
1.4 Оценка эффективности организационных решений 12
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.1 Основные виды производимой продукции 16
2.2 Организационная структура предприятия 17
2.3 Основные результаты финансово-хозяйственной деятельности 22
2.4. Организационная структура инновационного предприятия 24
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 1.

Работа содержит 1 файл

Копия курсовая .doc

— 315.73 Кб (Скачать)

Главный инженер управляет технической политикой на предприятии, у него имеется заместитель технического директора, занимающийся вопросами разработки, внедрения новой техники.

Начальник отдела кадров отвечает за кадровую и производственную политику на предприятии. Ему подчиняются отдел кадров, который отвечает за работу с кадрами предприятия и контактирует с лицеем 2, охрана предприятия, а также начальник управления производством, имеющий в подчинении начальников цехов.

Начальник отдела маркетинга управляет маркетинговой деятельностью на предприятии и развитием внешнеэкономических связей предприятия. Он руководит центром маркетинга, которому подчиняется отдел сбыта, занимающийся процессом отгрузки изделий.

Бухгалтерия ведет бухгалтерский учет, осуществляет контроль за расходованием средств, составляет отчеты и бухгалтерские балансы. Производит расчеты с рабочими и служащими, анализирует производственно-хозяйственную деятельность.

На предприятии созданы следующие подразделения: лесопильный цех,

сушильный цех, деревообрабатывающий цех, производственно-технический отдел, отдел главного механика, отдел главного энергетика, отдел охраны труда, отдел сбыта и маркетинга, отдел леса, цех реализации, планово-экономический отдел, финансовый отдел, отдел труда и заработной платы, бухгалтерия.

Основными поставщиками предприятия являются лесхозы и многочисленные частные пилорамы Баймакского района Башкортостана. 
 

22

2.3 Основные результаты финансово-хозяйственной деятельности

Предприятие в целом осуществляет успешную экономическую деятельность. Предприятие приносит владельцам прибыль, которая выражается выплатой дивидендов. За последнее время в леспромхозе было принято несколько достаточно значимых и благоприятных для хозяйственной деятельности решений. Во-первых, был открыт цех по производству бруса цилиндрованного. Перед принятием этого решения был сделан прогноз, который показал, что цех должен оказаться рентабельным. Были выявлены предполагаемые клиенты. В практике их оказалось достаточно много, и не только российских. Во-вторых, объекты социально-культурной сферы были переданы в муниципальный баланс. Это позволило освободить большое количество средств, и использовать их на нужды предприятия. Кроме того, на Собрании учредителей директором предприятия были подняты следующие вопросы:

    отказ от нерентабельных подразделений;

    выделение отдела маркетинга из Отдела маркетинга и сбыта в самостоятельное подразделение;

    повышение внимания к качеству продукции, сертификация системы качества, что позволит выйти на новый уровень работы с отечественными и зарубежными партнерами. 

Таким образом, предприятие закладывает основы будущего процветания. Основные показатели деятельности предприятия в 2005 - 2007 гг представлены в Приложении 1.

На предприятии заметен значительный рост выручки от реализации: за 2006 год он составил 125,41%, за 2007 год - 183,99%, что обусловлено ростом цен на выпускаемую продукцию и также увеличением объема производства за. Если в 2005 году доля себестоимости в выручке от реализации занимала 71,1%, в 2006 - 75,6%, то в 2007 году показатель увеличивается до 80,9%, что

23

связано с удорожанием стоимости топлива в связи с общемировым ростом цен на нефтепродукты. Вследствие этого происходит снижение рентабельности и как результат прибыли. Наглядно видно, что темп роста чистой прибыли меньше темпа роста выручки, а темп роста прибыли от реализации в 2006 году имеет значение 96,24%, то есть прибыль от реализации снижается не только более быстрыми темпами по сравнению с выручкой, но и в абсолютных величинах. На предприятии заметен рост операционных доходов: в 2006 году в 2,05 раза и в 2007 году в 6,59 раза, что связано с увеличением доходов по статьям: реализация основных фондов и прочих материальных активов, положительные курсовые разницы, суммы за аренду. Данные свидетельствуют о сокращении операционных расходов (отмена налога на милицию, снижение налога на имущество (за счет изменения законодательства), отрицательные курсовые разницы, расходы от реализации прочих материальных активов, убытки от ликвидации основных средств) за 2006 год и увеличении в 5,28 раза в 2007 году. Благодаря положительным явлениям в финансовой деятельности прибыль от финансово-хозяйственной деятельности увеличивается и в 2007 году по сравнению с 2006 годом, тогда как прибыль от реализации уменьшалась.

Происходит увеличение внереализационных доходов менее быстрыми темпами по сравнению с внереализационными расходами в 2007 году, что отражается на размерах балансовой прибыли, которая начинает уменьшаться в абсолютных показателях на 262 тыс. р. В 2007 году относительно внереализационных операций существует обратная тенденция: рост более быстрыми темпами внереализационных доходов, чем расходов, вследствие чего балансовая прибыль увеличивается на 52,98%. Положительная тенденция (балансовая прибыль растет более быстрыми темпами, чем прибыль от финансово-хозяйственной деятельности) объясняется уже сбалансировавшейся ситуацией в российской экономике и началом экономического роста, увеличением возмещенной дебиторской

24

задолженности, которая была востребована и отнесена на внереализационные доходы. Уменьшение налога на прибыль в 2006 году на 44% может быть обусловлено снижением ставки налога на прибыль, так как, если не учитывать корректировку налога на прибыль и для расчета налога взять в качестве налогооблагаемой базы балансовую прибыль, то в 2005 году налог на прибыль в размере 1975 руб. составляет 30% от балансовой прибыли, в 2006 году - 17%, а в 2007 году - 16%. Чистая прибыль на предприятии ежегодно увеличивается: за 2006 год возросла на 12,8%, за 2007 год - на 54,8%. И в 2006 и в 2007 году наблюдается благоприятная тенденция, так как темп роста чистой прибыли больше темпа роста балансовой прибыли. Таким образом, представленные данные еще раз свидетельствуют об успешной хозяйственной деятельности предприятия, что свидетельствует о высоком уровне менеджмента предприятия. 

2.4. Организационная структура инновационного предприятия 

В большинстве случаев решения о корректировке структур принимаются высшими руководителями организации как часть их основных обязанностей. Значительные по масштабам организационные мероприятия не осуществляется до тех пор, пока не появится твёрдая корректировка структуры или разработка нового проекта.

1. Наиболее распространённой причинной необходимости разработки нового проекта организации являются неудачи в попытке снижения роста издержек, повышения производительности, расширения всё сужающихся внутренних и внешних рынков или в привлечении новых финансовых ресурсов. На рассматриваемом предприятии нет проблем с неудовлетворительной финансовой и производственной деятельностью. Предприятие наращивает производство и осваивает новые рынки сбыта.  

25

2. На предприятии начиная с середине 2007 года наблюдается перегрузка высшего руководства в части управления сбытом, маркетингом и вопросами леса (вопросами занимается зам. Генерального директора по коммерческим вопросам). Данная проблема еще более накаляется в связи с сменой владельцев предприятия и проходящему на предприятии процесса кадровых перестановок. В настоящее время проводятся мероприятия по изменению методов и процедур управления. Если проводимые меры по изменению структуры управления не позволят уменьшить нагрузку, не приведут к продолжительному облегчению, то весьма эффективным средством решения этой задачи станет перераспределение прав и функций, корректировки и уточнения в формах организации. Как вариант на предприятии рассматривается введение должности заместителя генерального директора по маркетингу и выделения отдела маркетинга в самостоятельное подразделение, который примет на себя не только вопросы

информационного обеспечения клиентов, рекламы, но и подготовки персонала и управление коммуникациями.

3. Будущее развитие предприятия требует со стороны высших руководителей всё большего внимания стратегическим задачам. В то же время до сих пор многие руководители на предприятии продолжают уделять основное время оперативным вопросам, выполняя одновременно функции общего руководства, закрепленной за ним области бизнеса и функции рядовых менеджеров, не требующих высшей ответственности. Высший руководитель должен осознавать, что его важнейшая обязанность заключается в том, чтобы сделать предприятие способным разработать и реализовать стратегическую программу. Таким образом, в скором будущем в связи с ростом предприятию возможно придется корректировать всю сложившуюся структуру управления.

4. В настоящее время на предприятии не наблюдается также разногласий по организационным вопросам. Взаимосвязь между подразделениями налажена

26

в соответствии с положениями отделов и должностными инструкциями. Полная завершенность коммуникационной схемы предприятия наступит с выделением отдела маркетинга в самостоятельное подразделение. Каждый руководитель предприятия знает, что стабильность в организационной структуре предприятия существует внутренняя гармония, строящаяся на основе управленческой культуры фирмы. Когда возникают глубокие и устойчивые разногласия по поводу организационной структуры, единственным выходом является тщательное изучение структуры. Смена руководства часто вызывает решение о реорганизации.

    Сейчас служба маркетинга является как бы придатком коммерческой службы. А должно быть наоборот. И задача данной курсовой работы дать рекомендации по организации настоящего регулярного маркетинга на фирме, который обеспечит ей не только выживание, но и развитие и превосходство над конкурентами. Задача управленческого аппарата предприятия - создать здоровую структуру организации, которая обеспечит движение в правильном направлении. Ситуация с маркетингом на предприятии выглядит следующим образом. В отделе сбыта и маркетинга в настоящее время работает 7 человек (один начальник отдела и 5 специалистов по маркетингу и заместитель начальника отдела маркетинга). Служба маркетинга функционирует на предприятии в условиях неопределенности, так как четко не распределено выполнение функций маркетинга на предприятии между подразделениями, отделами, не определены права и обязанности службы и т.д. Это ведет к возникновению трений между отделами, перекладыванию ответственности и работы с одного отдела на другой. Кроме того, я считаю, что существующая система соподчиненности как внутри, так и вне службы маркетинга крайне неэффективна. Все это ведет к снижению эффективности работы организации на конкурентном рынке. Основными задачами отдела сбыта и маркетинга на предприятии являются:

    27

    анализ и прогнозирование основных конъюктурообразующих факторов потенциальных рынков сбыта выпускаемой продукции: коммерческо-экономических, включая экономическую ситуацию и финансовое состояние потенциальных покупателей; реального платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию и соотношения спроса и предложения на конкретные виды продукции; объемов поставки,

    технического уровня и качества конкурирующей продукции, ее преимуществ и недостатков по сравнению с продукцией данного предприятия; наличия новых рынков сбыта и новых потребителей выпускаемой продукции предприятием;

    исследование потребительских свойств выпускаемой продукции и сбор информации об удовлетворенности ими покупателей;

    выявление системы взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж;

    анализ конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств, цены, издержек производства с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями;

    выявление системы взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж;

    расчет емкости рынка для продукции предприятия;

    координация и согласование действий всех функциональных отделов в выработке единой коммерческой политики;

    сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации по коньюктуре потенциальных рынков сбыта продукции предприятия; создание информационно-статистического банка данных по маркетингу, включая данные по заявке на поставку продукции, ее производству, наличию запасов, использование этих данных для ускорения сбыта продукции;

    28

    определение географического размещения потенциальных потребителей;

    определение удельного веса продукции основных конкурентов в общем объеме сбыта на данном рынке;

    исследование структуры, состава и организации работ, сбытовой сети, обсуживающей данный рынок;

    организация обратной связи с потребителями: изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению выпускаемой продукции;

Информация о работе Теоретические аспекты организационных структур управления