Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:04, курсовая работа
Одним из главных резервов повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования структур управления. Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.
Введение 4
1. Теоретические аспекты организационных структур управления
1.1 Понятие организационной структуры управления 6
1.2 Процесс формирования организационной структуры 8
1.3 Методы проектирования структур 10
1.4 Оценка эффективности организационных решений 12
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.1 Основные виды производимой продукции 16
2.2 Организационная структура предприятия 17
2.3 Основные результаты финансово-хозяйственной деятельности 22
2.4. Организационная структура инновационного предприятия 24
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 1.
3
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты организационных структур управления
1.1 Понятие
организационной структуры управления
1.2 Процесс формирования организационной структуры 8
1.3 Методы
проектирования структур
1.4 Оценка эффективности организационных решений 12
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.1 Основные
виды производимой продукции
2.2 Организационная структура предприятия 17
2.3 Основные результаты финансово-хозяйственной деятельности 22
2.4. Организационная структура инновационного предприятия 24
Заключение
Список
литературы
Приложение
1.
4
Введение
Одним из главных резервов повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования структур управления. Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. Без развития методов проектирования структур управления Затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
в сферу хозяйственности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления;
создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
проектирование сложнейшего механизма - механизма управления - должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.
Разработка принципов и методики проектирование структуры прежде всего включает систему целей и их распределение между различными звеньями. Сюда относится состав подразделений, которые находятся в определённых
5
связях и отношениях между собой; распределение ответственности. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации.
В данной курсовой работе рассматривается организационная структура инновационного предприятия на примере ООО «Эльдорадо».
6
1. Теоретические
аспекты организационных структур управления
Понятие организационной структуры управления
Организационная структура управления - это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач. Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов - либо формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и принципов формирование структур (системного подхода) с большой экспертно - аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено сначала - цели, а затем - механизм их достижения.
Системность самого подхода к формированию структуры проявляется в следующем:
не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется не полной;
выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функции, прав и ответственности по вертикали управления - от генерального директора предприятия до мастера участка;
исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления;
обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления.
Исследование влияния внешней среды на проектирования организации:
выявление и описание элементов внешней среды(вход, выход, технологии, знания);
выявление
основных взаимосвязей между элементами
внешней среды, включая элементы прямого
воздействия;
7
определение степени разнообразия элементов внешней среды (изменения, определённость, обратная связь);
проектирование каждого элемента организационной структуры с учётом внешней среды, в которой данный элемент будет функционировать;
формирование механизма управления с учётом специфики элементов организационной структуры и её внешней среды.
Основные методологические принципы
До последнего времени методы построения управления, характеризовались чрезмерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Нередко аппарат управления на самых разных уровнях повторял одни и те же схемы. С научной точки зрения слишком узкую трактовку получали сами исходные факторы формирования структур: численность персонала вместо целей организаций; постоянный набор органов вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях. Одним из главных недостатков применявшихся методик являлась их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. Поэтому цели и взаимосвязи различных звеньев системы управления приобретают более важное значение, чем строгое установление их функциональной специализации. Это особенно отчётливо проявляется при решении проблем, связанных с созданием корпораций, АО, финансово-промышленных групп, заказов и договоров запросам потребителей, с комплексным решением проблем качества продукции. Системный подход, придавая важное значение научно обоснованному определению функции управления и нормативов численности как части общего процесса формирования организационно-управленческой структуры, ориентирует исследователей и разработчиков на более общие принципы проектирования организаций. Т.е. он предполагает
8
исходное
определение системы целей организации,
которые обусловливают структуру задач
и содержание функций аппарата управления.
Основное назначение большинства производственных
организаций с точки зрения общества определяется
целями удовлетворения рыночной потребности
в производимой продукции и услугах. Вместе
с тем соответствие между системой целей
и организационной структурой управления
не может быть однозначным. В единой системе
должны рассматриваться и различные методы
формирования организационных структур
управления. Эти методы имеют различную
природу, каждый из них в отдельности не
позволяет решить все практически важные
проблемы и должен применяться в органическом
сочетании с другими.
1.2 Процесс формирования организационной структуры
Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления. Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы (способность переработки информации). Разработка состава основных подразделений и связей между ними - заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно - целевым блокам, но и вплоть до
9
самостоятельных
(базовых) подразделений аппарата управления,
распределения конкретных задач между
ними и построения внутриорганизационных
связей. Под базовыми подразделениями
понимаются самостоятельные структурные
единицы (отделы, бюро, управления, сектора,
лаборатории), на которые организационно
разделяются линейно-функциональные и
программно- целевые подсистемы. Базовые
подразделения могут иметь свою внутреннюю
структуру. Регламентация организационной
структуры - предусматривает разработку
количественных характеристик аппарата
управления и процедур управленческой
деятельности. Она включает: определение
состава внутренних элементов базовых
подразделений (бюро, групп и должностей);
определение проектной численности подразделений;
распределение задач и работ между конкретными
исполнителями; установление ответственности
за их выполнение; разработку процедур
выполнения управленческих работ в подразделениях;
расчёты затрат на управление и показателей
эффективности аппарата управления в
условиях проектированной организационной
структуры. Когда требуется взаимодействие
многих звеньев и уровней управления,
разрабатываются специфические документы
называется - органиграммами. Органиграмма
представляет собой графическую интерпретацию
процесса выполнения управленческих функций,
их этапов и входящих в них работ, описывающую
распределение организационных процедур
разработки и принятия решения между подразделениями,
их внутренними структурными органами
и отдельными работниками. Построение
органиграммы, позволяет увязать процесс
рационализации технологических маршрутов
и информационных потоков с упорядочением
взаимосвязей между структурными элементами
систем управления, возникающими при организации
согласованного выполнения её задач и
функций. Они фиксируют лишь организацию
управленческого процесса в
10
виде распределения
полномочий и ответственности за обеспечение,
разработку и принятие управленческих
решений.
1.3 Методы проектирования структур
Она сочетается
в себе как технологические, экономические,
информационные, административно-
Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по чётко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это - количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений. Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценки и принятия к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений. Существуют взаимодополняющие методы:
Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относится выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения. Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в выявлении для
11
каждого типа производственно- хозяйственных организаций и для различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления. Второй подход представляет типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношений звеньев аппарата управления и отдельных должностей в чётко определённых условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей. Типизация решений является средством повышения общего уровня организации управления производством. Типовые организационные решения должны быть, во-первых, вариантными, а не однозначными, во-вторых, пересматриваемыми и корректируемыми с регулярной периодичностью и, допускающими отклонения в случаях, когда условия работы организации отливаются от чётко сформулированных условий, для которых рекомендуется соответствующая типовая форма организационной структуры управления. Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением её руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности оргструктуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщение и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Сюда относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами. К экспертным методам следует отнести также разработку и применения научных принципов
Информация о работе Теоретические аспекты организационных структур управления