Свободные экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:19, контрольная работа

Описание работы

Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития
организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др.
Главной же целью создания таких зон становится решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Содержание

Сущность свободных экономических зон………………………………………3
Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4
А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4
Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5
г
В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………5
Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5
Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..6
Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..7
Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8
А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8
Б)Административные льготы………………………………………………………..8
В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8
Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8
Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11
Рекомендуема литература……………………………………………………...…16

Работа содержит 1 файл

В2 СЭЗ Свободные эк зоны.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

 подкреплялись следующими аргументами:

     • опасениями, что будет образовано слишком большое число различных СЭЗ;

 

     • свободные экономические  зоны — это "черные дыры" российской экономики

по утечке ресурсов страны, концентрации  криминогенных  элементов  и  других

негативных явлений;

     • уменьшением управляемости СЭЗ  со  стороны  центральных  властей,  их

чрезмерной  самостоятельностью  и  формированием  новых  региональных  элит.

 

Несмотря на  сдерживание  процессов  развития  свободных  экономических  зон

сверху,  тенденция  к  их  развитию  снизу   часто   оказывалась   решающей.

Активность местных администрации  и управленческих структур  таких  свободных

экономических  зон,  как  "Находка",  "Янтарь"  (Калининградская   область),

способствовали тому, что правительство  предоставляло им  льготы,  кредиты  и

т. п. В ноябре 1995 г. Государственной  Думой был  принят  Федеральный  закон

"Об  особой  экономической   зоне  в  Калининградской   области".  Этот  закон

определил  правовые  и  экономические  основы  создания  и  функционирования

Особой  экономической  зоны   в   Калининградской   области,   учитывая   ее

специфическое географическое положение, значение  для  интересов  Российской

Федерации.

     Усилилась тенденция  по созданию  "налоговых   убежищ".  и  результате  в

 России возникли специальные  зоны оффшорного типа. Первая  из  таких  зон  -

 зона экономического благоприятствования  "Ингушетия" просуществовала  до июля

1997  года.  Функционирует   так  называемый  "налоговый   оазис   Калмыкии",

 предоставляющий     существенные     налоговые     льготы     предприятиям,

 зарегистрировавшимся в этой  зоне. Льготами  в  Калмыкии  пользуются  только

 компании-нерезиденты, не использующие  ее  сырьевые  и  природные   ресурсы.

 

    В апреле  1997  года  Государственная  Дума  приняла   в  третьем  чтении

Федеральный  закон  "О  свободных  экономических  зонах",  который  не   был

утвержден Президентом РФ п концу 90-х годов свободные экономические  зоны  в

России (зарегистрировано более 20 разного  рода СЭЗ)[2]

    по-прежнему находились  как бы на полулегальном положении. Потенциал этой

идеи пока не получил своего полноценного раскрытия & России.  Вместе  с  тем

достигнутые   результаты   функционирующих   СЭЗ   свидетельствуют   об   их

переценивности.

  К  числу  таких  примеров  можно  отнести  СЭЗ  "Находка".  На  территории

свободной   экономической   зоны   "Находка   зарегистрировано   3,3    тыс.

предприятий. Из них более 2 тыс. принадлежит  частным лицам. В середине  90-х

годов в зоне работало 386 предприятий  с иностранными инвестициями, при  этом

224 предприятия со 100% иностранных инвестиций. Объем  экспортной  продукции

свободной экономической зоны в 1995 г. составил 42,3 млн. долл.,  в  3  раза

превысив импорт. С российской стороны  в создании предприятии с  иностранными

инвестициями принимают участие  не только предприятия  СЭЗ  "Находка",  но  и

привлекаются капиталы многих регионов России и государств СНГ

На территории  осуществляются  проекты  по  организации  и  функционированию

российско-корейского  технопарка  и  российско-американского   промышленного

парка.  Это  промышленные  комплексы  должны  сыграть  ключевое  значение  в

индустриализации этой зоны. В зоне действуют 15  банковских  институтов  (14

филиалов       различных       банков       и        банк        "Находка").

 

   Поскольку    функционирование    СЭЗ    "Находка"    длительное    время

рассматривалось как  эксперимент,  Правительство  России  принимало  по  ней

специальные решения. Например, "О  некоторых  мерах  по  развитию  свободной

экономической зоны "Находка" от 8 сентября 1994 г." В соответствий с этим  и

другими регулирующими документами  в СЭЗ для предприятий, иностранные  вклады

в которых превышают 30%, установлены  следующие льготы:

• федеральный налог на часть  прибыли,  переводимой  за  границу,  составляет

7%, а соответствующие местный налог — не более 3%;

• прибыль и часть прибыли, переводимой  за границу, полностью освобождены  от

налогообложения на 5 лет (после объявления о регулярном получении прибыли);

• часть прибыли, реинвестируемой  в развитие производства, а также  в  объекты

инфраструктуры и социальной сферы  СЭЗ, полностью освобождаются от налога.

   С февраля 1994 г. Административный  комитет, который занимается вопросами

регулирования и контроля в СЭЗ "Находка", приступил  к  осуществлению  новой

стратегии  по  ее  развитию.  Основным  направлением  этой  стратегии  стало

создание в зоне ряда локальных  свободных зон, которые должны  способствовать

созданию благоприятного инвестиционного  климата  всей  зоны,  стимулировать

организацию  импортозамещения  с  использованием   современных   технологий,

появление новых рабочих мест. Другим  направлением  новой  стратегии  должен

стать ориентир на превращение  Находки  в  центр  переработки  грузов  стран

Азиатско-Тихоокеанского региона.

   Свободная экономическая  зона "Находка" находится пока на начальном этапе

своего развития. Однако уже сейчас можно говорить  о  первых  ее  позитивных

результатах:  сравнительно  высоких  темпах  экономического  роста  в   СЭЗ,

создании многих рабочих мест, что  заметно контрастирует  со  всеми,  другими

регионами России. При благоприятном  функционировании  СЭЗ,  которое  зависит

не только от нее, зона способна дать мощный импульс  развитию  международных

экономических связей Дальнего Востока  и Сибири.

   Отмечая факты .успешной  работы  некоторых  свободных  экономических  зон

России, необходимо указать и на негативный опыт  их  функционирования.  Так,

практика свободной экономической  зоны "Алтай"  свидетельствует  о  том,  что

многие  совместные  предприятия,  зарегистрированные  в   зоне,   фактически

бездействовали. Вместо привлечения  иностранного капитала шел  процесс  ввоза

и перепродажи  ширпотреба.  При  проверке  внешнеэкономической  деятельности

этой зоны было выявлено много нарушений  при выдаче квот и лицензий на  вывоз

сырьевых и  стратегических  ресурсов,  экспорт  которых  ограничен  законом.

Коммерческая деятельность учредителей  зоны  принесла  многочисленные  убытки

при осуществлении торговых сделок. В итоге, просуществовав около  трех  лет,

СЭЗ "Алтай" была ликвидирована[3]. Следует  также отметить,  что налоговые

льготы и инфраструктурные условия  функционирования  свободных  экономических

зон в  России  гораздо  менее  привлекательны  по  сравнению  с  зарубежными

аналогами.  Местные  российские  власти   стремятся   не   столько   создать

привлекательные условия для  иностранных  инвесторов,  сколько  использовать

инвестируемые средства для решения  социальных проблем региона.  Кроме  того,

СЭЗ рассматриваются как возможность  получения большей автономии  от центра.

Рассматривая  свободные  экономические  зоны  как  важную  составную   часть

современной  рыночной  экономики,  не  следует  преувеличивать  их  роль   и

значимость.   Опыт   функционирования   СЭЗ   во   многих    странах    мира

свидетельствует  об  их  ограниченном  влиянии  на   развитие   национальной

экономики  и  использовании  их  в  достаточно  жестко   запрограммированном

направлении. Как отмечалось выше, в промышленно развитых  странах  свободные

экономические зоны представляют собой  инструменты  урегулирования  некоторых

проблем региональной политики (подъем  депрессивных  отраслей,  выравнивание

межрегиональных различий и др.),  а  так  же  стимулирования  внешнеторговых

связей. В  ряде  развивающихся  стран  Азии  и  Дальнего  Востока  зональная

практика используется гораздо шире и  стала  важным  элементом  промышленной

внешнеэкономической и научнотехнической  политики.  Именно  здесь  свободные

экономические  зоны  имеют  явно  анклавный  характер,  представляя  "полюса

экономического роста".

   В  развивающихся  странах  Латинской  Америки  политика   свободных   зон

охватывает     региональные      и      внешнеэкономические      приоритеты.

 

   При  "блочном"  поэтапном   строительстве  рыночной  экономики,  СЭЗ,  как

свидетельствует  мировая  практика  например,   опыт   Китая,   сравнительно

длительное время остаются "вещью  в  себе",  а  отнюдь  не  "полюсами  роста

распространяющими своё влияние на остальное  экономическое  пространство.  В

условиях  "широкозахватного"   метода   строительства   рыночной   экономики

свободные экономические зоны не  могут  не  привлекать,  помимо  позитивного

предпринимательства, многочисленный криминогенный элемент,  оставаясь  также

достаточно длительный период образованьями  анклавного характера.

   Критически оценивая мировой  опыт создания  и  функционирования  свободных

зон,  можно  предположить,  что  для   России,   обладающей   многообразными

отраслевыми, транспортно-региональными  и  другими  особенностями,  механизм

свободных  экономических   зон   может   стать   важной   составной   частью

национальной стратегии развития.

   Характеризуя  нынешнюю  ситуацию  с  организацией  и   функционированием

свободных  экономических  зон  в  России,  можно  констатировать,  что   они

находятся  в  стадии  становления,   определения   своей   тактики,   выбора

приоритетов  и  ориентации.  Без  существенной  поддержки  государства  этот

период может сильно затянуться,  оставив  многие  проекты  нереализованными.

Ожидания  эффективных результатов от  СЭЗ  могут  смениться  разочарованиями,

отказом от самой идеи.

   Свободные  экономические зоны в России  при использовании  их  государством

как механизм  селективной либерализации инвестиционного климата   должны

выполнить    свою    роль,    концентрируя    экспортно-ориентированное    и

импортозамещающее   производство,   представлять   собой    "ловушки"    для

иностранных инвестиций,  стимулируя  внешнеэкономические  связи.  Они  также

должны  стимулировать  сосредоточение   технико-технологических   инноваций,

способствовать  освоению современного рыночного механизма  хозяйствования.

   Организация  свободных экономических зон  в России должна  стать одним из

путей  интеграции  экономики  страны  в  мировое  хозяйство   как   средство

интенсификации  ее международных экономических  связей.

 

Для  мировых  хозяйственных  связей  свободные  экономические   зоны

становятся  фактор ускоренного  экономического  роста  за  счет

активизации   международного    товарооборота,    мобилизации    инвестиций,

углубления  интеграционных экономических процессов.


Информация о работе Свободные экономические зоны