Свободные экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:19, контрольная работа

Описание работы

Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития
организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др.
Главной же целью создания таких зон становится решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Содержание

Сущность свободных экономических зон………………………………………3
Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4
А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4
Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5
г
В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………5
Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5
Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..6
Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..7
Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8
А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8
Б)Административные льготы………………………………………………………..8
В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8
Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8
Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11
Рекомендуема литература……………………………………………………...…16

Работа содержит 1 файл

В2 СЭЗ Свободные эк зоны.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

функционирования таких зон  в других  странах.  Наиболее  детально  изучался

опыт Сингапура, Тайваня, США. В  ходе  подготовки  организации  специальных

экономических  зон  было   предложено   несколько   вариантов   режима   их

функционирования и в результате  был  избран  путь  создания  в  их  рамках

структуры хозяйства, ориентированного  на  экспорт,  всемерное  привлечение

иностранного  капитала,   а   также   существенное   улучшение   технологии

производства.  Специальные  экономичен  кие  зоны  стали  играть  связующую

(буферную) роль с другими   районами  страны,  реализуя  политику  "открытых

дверей".

   С начала 90-х годов в  портовых городах, специальных  экономических  зонах

КНР начинают возникать свободные  таможенные  территории  —  зоны  свободной

(беспошлинной) торговли  (ЗСТ).  Зоны  свободной  торговли,  как  утверждают

китайские  специалисты,  будут  развиваться  по  моделям,  сходным  с  теми,

которые  существуют  в   других   странах.   По   свидетельству   китайского

руководства развитие зон свободной  торговли явится  одним  из  магистральных

направлений реализации открытой внешнеэкономической  политики вплоть до  2000

года.

   Практика функционирования  китайских свободных экономических зон и других

районов со льготным инвестиционным климатом  продемонстрировала  несомненные

успехи. К числу достижений СЭЗ  как китайские, так и  зарубежные  специалисты

относят  прежде  всего  высокие,  устойчивые  темпы  экономического   роста,

большие объемы привлеченных  в  зоны  иностранных  инвестиций,  значительное

повышение производительности труда  и,  наконец,  существенный  рост  уровня

жизни населения.

   Свободные экономические  зоны в КНР  (помимо  общих   с  другими  странами

целей специальных зон)  в  целом  являются  экспериментом  по  использованию

рыночных отношений в условиях  преобладания  государственной  собственности.

Переход "все разом" к рыночному  хозяйству  признан  в  Китае  неприемлемым,

чреватым серьезными потрясениями для народа и экономики в  целом.  Специфика

китайского опыта регулирования  свободных  экономических  зон  заключается  в

том, что они для современного Китая — нечто большее, чем  специальные  районы

по  стимулированию  иностранного   и   отечественного   предпринимательства,

привлечению инвестиций, ускоренному  развитию тех или иных отраслей и  др.  В

свободных экономических зонах  Китая происходит становление  и  обкатка,  как

указывают китайские экономисты, экономической  модели, по которой в XXI  веке

будет жить практически весь Китай.

   Заметная  роль  свободных   экономических  зон  в   социально-экономическом

развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или  иной  отрасли

производства,   в   привлечении   иностранного   капитала   или    оживлении

деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства,  тем  не

менее,   не   является   достаточным   основанием   рассматривать   их   как

универсальный  способ  модернизации  экономики.  Степень  влияния  свободных

экономических  зон  на  остальную  территорию  многих  развивающихся   стран

является  довольно  ограниченной.  В   особенности   это   справедливо   для

промышленно развитых стран, где, как  правило,  и  не  ставится  специальной

задачи  распространения такого влияния. Организация  свободных экономических

зон    играет    поддерживающую,    стимулирующую    роль    в     оживлении

предпринимательской  деятельности  данного  региона  или  в   акцентировании

внимания  на, развитии той или иной отрасли  экономики. В то  же  время,  хотя

функционирование  свободных экономических  зон  в  развивающихся  странах  не

является  панацеей  по  решению  их  многообразных   социально-экономических

проблем, они  играют весьма заметную роль в экономике  и обществе этих  стран.

Для многих развивающихся стран свободные зоны становятся  полюсами  торгово-

экономического, научно-технического и социального  роста. Кроме того,  в  них

отрабатывается  модель в  той  или  иной  степени  открытой  экономики,  пути

интеграции  в мировую экономику.

    Образование  свободных  экономических   зон,   особенно   развивающихся

 странах,  сопряжено  со  значительным  капиталовложениями  и   последующими

 существенными  усилиями государства по их  развитию. Без строго  определенной

 централизованной   поддержки   они    практически    нежизнеспособны.    По

 обследованию, проведенному Институтом  Востоковедения  РАН  по  26  странам,

 собственные затраты  по  привлечению  иностранных   инвестиций  в  свободные

 экономические зоны составили в среднем 4 доллара  на  1  доллар  зарубежных

 инвестиций. В  КНР,  например,  иностранные  вложения  в   четыре  свободные

 экономические зоны к концу  80-х годов составили 4 млрд. долл., в  то  время

 как начальные собственные  инвестиции превышали 22 млрд. долл.,  что в 5,5

 раз больше. По существу, вся  инфраструктура свободных экономических  зон КНР

 была создана за счет централизованных  государственных средств.

    При  многочисленных  примерах   успешного   функционирования   свободных

экономических зон имеют место и  неудачные  попытки  их  организации.  Так,

создание в Шри Ланке, Гватемале, Либерии, Сенегале и других странах  разного

рода свободных экономических  зон не только не увенчалось успехом, но многие

из них вообще перестали функционировать. Позднее были  предприняты попытки

их реанимации, в той или иной степени успешные. К основным причинам  неудач

в работе СЭЗ в этих  странах  можно  отнести  политические,  экономические,

организационные.

    Политические  причины   связаны  с  общеполитической  нестабильностью   в

стране,  гражданскими   волнениями,    вплоть   до   военных   действий.   К

экономическим   причинам,    прежде   всего,   следует   отнести   чрезмерно

усложненное, запутанное,  с  точки  зрения  инвестора,  законодательство  об

инвестиционном режиме в зоне.  Бюрократическая  организованность  управления

свободными экономическими  зонами,  наличие  многочисленных  малооправданных

процедур для регистрации иностранного инвестора в зоне, плохая пропаганда  и

"реклама преимуществ специальной зоны — все это также заметно отражается  на

ее  судьбе.  К  сожалению,  к  числу  стран  и   регионов,   где   свободные

экономические зоны не только не дают пока заметного  эффекта  для  народного

хозяйства,  но  и  их  собственное  раз-питие  оставляет   желать   лучшего,

относится и Россия.

   Рассмотрим некоторые особенности  создания и  функционирования  свободных

экономических зон в России.

 

 

                  4. Свободные экономические зоны  в России

 

   Мировой опыт успешного  функционирования  свободных  экономических  зон  в

середине 90-х годов привлек пристальное  внимание российских реформаторов,  в

результате чего была поставлена задача за  2—3  года  создать  широкую  сеть

такого рода зон. Предполагалось создание в различных  регионах  СССР  до  50

свободных зон. При этом сами специальные  зоны зачастую  рассматривались  как

чудодейственное средство по переходу от командной,  дефицитной  экономики  к

рыночно-ориентированной.  По  представлениям   российских   предпринимателей

экономическая зона должна выглядеть  как  "заповедник  нормального  рынка  в

ненормальной стране".

   Первые попытки по пропаганде  и созданию свободных экономических  зон  были

предприняты в середине 80-х годов. Так, в 1986 г. зародилась  идея  создания

СЭЗ "Находка".  К  концу 80-х годов появилась государственная концепция

развития свободных экономических  зон на территории СССР.

   По   форме    СЭЗ    должны    были    представлять    зоны    свободного

предпринимательства, компактно расположенные  в районах  с  развитым  научно-

техническим потенциалом.  Важной  их  задачей  было  привлекать  иностранный

капитал и технологии. Правительством СССР в декабре  1989  г.  было  принято

постановление о создании свободных  экономических зон  в  городах  Находка  и

Выборг.  Через  полгода  краткие  положения  общего  характера  в  отношении

свободных экономических зон были изложены  в  "Основах  законодательства  об

иностранных инвестициях в СССР".

    К началу 90-х годов  государственная  концепция   СЭЗ  дополняется  рядом

 региональных  инициатив.  Эти  инициативы  делали  акцент  на  значительной

 самостоятельности  свободных   экономических  зон  и   ратовали  за  огромные

 территории, отводимые для размещения  зон. В середине 1990-х  гг.  Верховный

 Совет РСФСР принял решение  о создании 13 свободных  экономических  зон.  По

 каждой  СЭЗ  Совет   Министров   РСФСР   утверждал   отдельное   положение,

 закрепляющее ее хозяйственно-правовой  статус.

 Процесс  образования   свободных  экономических   зон   начале   90-х   годов

 характеризовался следующими чертами

      •  отсутствием   четкого  понимания   реальных   целей,   задач   СЭЗ;

 

      •  огромностью   отводимых  территорий  для   СЭЗ:  на  долю  формально

  созданных "свободных зон"  приходилось более одной трети  территории России;

 

      • массовой  раздачей  льгот  и  привилегий  зонам   лоббированием  их

  интересов в Правительстве  РФ;

      • стремлением  местных властей к суверенитету  через создание СЭЗ.

  Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных   инвестициях  в

  РСФСР", в котором  целая   глава  была  посвящена  свободным   экономическим

  зонам, заметно упорядочил  процесс их образования. По  этому закон свободные

  экономические зоны создаются  с целью  привлечения  иностранного  капитала,

  передовой  зарубежной  тех-кики,  технологии  и   управленческого   опыта,

  развития  экспортного  потенциала.   В   свободных   экономических   зонах

  устанавливается льготный режим  хозяйственной деятельности для   иностранных

  инвестиций  и  предприятий   с  иностранным  участием:  упрощенный  порядок

  регистрации предприятии с  иностранными инвестициями. Так,  для  предприятий

  с вкладом иностранных инвесторов  до 75 млн. руб. регистрация   производится

  непосредственно  в  СЭЗ;  налогообложение  по  льготным  ставкам:  до  50%

  установленных  на  территории   Российской   федерации   для   иностранных

  инвесторов;  понижение  ставки  платы  за  пользование  землей  и  другими

  природными ресурсами; предоставление  права на долгосрочную аренду  (сроком

  до 70 лет) с правом субаренды (вне СЭЗ этот срок — до 50  лет);  понижение

  таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный  порядок   пересечения

  границ, въезда и выезда иностранных   граждан,  в  том  числе   безвизового;

  наличие права безлицензионного  экспорта и импорта, предусмотренное законом

  для предприятий, полностью  принадлежащих иностранным инвесторам,  а  также

  для совместных предприятий   с  долей  иностранных   инвестиций  более  30%.

  Валютная выручка предприятий  от экспорта собственной  продукции   полностью

  оставляется в их распоряжении.

    Коренные экономические  реформы, начатые в 1992 г., и либерализация   всей

хозяйственной  жизни  в  стране  заметно  изменили  отношение   российского

правительства к проблеме организации  свободных экономических зон в России.

Новыми законами, регулирующими  внутри- и внешнеэкономические отношения,  не

предусматривался какой-либо особый статус свободных  экономических  зон.  И

хотя правительственные положения  о них никто  не  отменял,  государственные

финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу. Все  это  вызвало

беспокойство у  иностранных  инвесторов.  Принятый  в  июне  1992  г.  Указ

Президента  РФ  о  свободных  экономических  зонах,   а   также   заверения

администрации   действующих   зон   о   неизменности   зональной   политики

способствовали определенной  стабилизации  обстановки.  Однако  в  целом  в

развитии СЭЗ в стране явно стал ощущаться застой.

    В Правительстве РФ  возобладал  подход  к  ликвидации  зон,  охватывающих

огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен  предлагалась

концепция формирования микрозон —  разновидностей свободных таможенных зон и

зон экспортного производства. В  основу  отбора  зон  был  полажен  принцип

сочетания выгодного географического  расположения зоны и минимизации  затрат

на их инфраструктурное обустройство.

    Стала   заметной   тенденция   закрытия   ранее   созданных   свободных

 экономических зон путем  урезания и лишения их ряда  привилегий.  В  печати,

 высказываниях официальных  лиц появились мнения о малой перспективности  СЭЗ

 в России, о необходимости   развития  всей  экономики   в  льготном  рыночном

 режиме,  а  не  каких-то  ее  отдельных  частей.  Подобные   точки   зрения

Информация о работе Свободные экономические зоны