Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и раскрытие сущности учета и проблем распределения косвенных затрат.
Для раскрытия поставленной цели перед работой стоят следующие задачи:
– дать характеристику затрат и целей их классификации;
– рассмотреть методы разграничения затрат, определить причины цели и процесс распределения затрат;
– провести позаказное калькулирование и рассмотреть распределение расходов.
Открытие и прохождение заказа. Для организации учета затрат по каждому заказу, контроля за соблюдением нормативов, а также для организации внутрипроизводственного планирования и контроля за своевременным выполнением заказов устанавливается порядок открытия, прохождения и закрытия заказов.
Основанием для открытия заказов на продукцию и услуги являются план производства и заключенные в соответствии с ним договоры с заказчиками на поставку продукции; планы по совершенствованию технологии и организации производства, улучшению качества продукции, модернизации оборудования, внедрению новой техники – планы технического перевооружения с соответствующими финансовыми расчетами; по производству оборудования, работ и услуг для собственного капитального строительства – утвержденные планы (титульные списки) капитального строительства, заявки отдела капитального строительства; по ремонту оборудования, зданий и сооружений, выработке тепловой, электрической и других видов энергии, транспортным и другим внутрипроизводственным работам – утвержденные бюджеты (сметы) общепроизводственных и общехозяйственных расходов в разрезе подразделений. Нумерация заказов может состоять из ряда цифр: первые две цифры определяют вид заказа, последующие две или три цифры означают порядковый номер заказа по данному виду. По научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам с длительными сроками выполнения и имеющим несколько этапов работ, затраты учитываются по этапам. При открытии заказа на этап к номеру основного заказа в конце добавляется номер этапа.
В организации могут применяться следующие виды заказов:
а) индивидуальные (отдельный заказ на каждую единицу изделия) – по наиболее крупным и дорогостоящим изделиям;
б) годовые (один заказ на все изделия данного наименования на год) – по основным изделиям;
в) групповые (один годовой заказ на группу однородных изделий);
г) разовые – на выпуск заранее определенного количества изделий и выполнение отдельных, определенных работ.
При
изготовлении сложных и дорогостоящих
изделий могут раздельно
В случае выпуска большого количества наименований предметов, входящих в состав одного заказа, к заказу прилагается ведомость (перечень) этих предметов; в ней приводятся следующие показатели: наименование предметов (приборов, узлов и т.д.); применяемость на один комплект изделий; общее количество на заказ; номера изделий; наличие технической документации; назначение изготовляемого изделия; условия и порядок сдачи изделия; срок изготовления; стоимость. Данный перечень не является абсолютным, так как в зависимости от характера изготовляемого изделия показатели могут быть изменены.
В
условиях конкуренции в организации
ведется экспериментальная
Рекомендуется при позаказном методе в начале года открывать документ «перечень действующих заказов». В нем приводятся: номер заказа, наименование (если необходимо – описание работ), количество, срок исполнения заказа, его плановая себестоимость и договорная цена, а также цехи (подразделения) – исполнители. В течение года открываются новые заказы; по мере открытия они вносятся в перечень. Перечень выполняет роль своего рода программного документа, он передается во все подразделения, имеющие отношение к выполнению заказов: организующих производство, снабжение материалов и комплектующих изделий, контроль за качеством и т.д. Перечень или выписки из него доводятся до всех цехов, отделов, других подразделений-исполнителей, а также до главного инженера, главного механика и энергетика, главного технолога и других заинтересованных специалистов и подразделений организации. В случаях внесения изменений в заказы о них также сообщается всем подразделениям.
Обычно заказы оформляются (открываются) плановым отделом предприятия. В необходимых случаях при оформлении заказов участвуют главный инженер, главный механик и энергетик, главный технолог, менеджеры других заинтересованных отделов и цехов либо их представители. При открытии заказов плановый отдел определяет их плановую себестоимость.
Все экземпляры заказа за подписью начальника планового отдела передаются в бухгалтерию предприятия, где визируются главным бухгалтером предприятия или лицом, им на то уполномоченным. Один экземпляр заказа остается в бухгалтерии, остальные – передаются по назначению. Бухгалтерия регистрирует заказы в книге регистрации открытых заказов.
Для обеспечения правильности отнесения затрат следует обеспечить контроль за правильной выпиской первичных документов в соответствии с нормативно-технической документацией и правильным указанием в них номеров заказов. Номер заказа является его адресом, проставляется в производственных программах и других планах; в нормативных картах и нормативных калькуляциях; в лимитно-заборных картах, требованиях, накладных, документах по учету выработки и заработной платы; на карточках учета движения деталей в производстве и др.
Применяя классификацию затрат на контролируемые и неконтролируемые и принцип управления по центрам ответственности, можно выделить следующие центры, ответственные за правильность отнесения затрат на соответствующие заказы:
• по затратам сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий – производственные подразделения, отделы снабжения и логистики;
• по трудовым затратам – нормировщики цехов, отдел труда и заработной платы;
• по затратам полуфабрикатов собственного производства – планово-диспетчерские бюро цехов и предприятия;
• по фактическим затратам в денежном выражении в разрезе мест возникновения затрат и в целом по предприятию – бухгалтерия [15].
Учет затрат на производство в цехах. Достоверный учет в цехах нужен для правильного определения себестоимости видов продукции, контроля за затратами по местам их возникновения и обеспечения сохранности материальных ценностей, а также создания условий для организации управления на основе учета по центрам ответственности.
В цехах должен быть организован четкий учет наличия и движения деталей, узлов, блоков, комплектов и других полуфабрикатов и комплектующих изделий (далее – деталей).
Учет движения деталей должен:
• обеспечить контроль за сохранностью деталей по всему маршруту их движения в производстве;
• устранить возможность сокрытия брака и недостач, приписок выработки и иных нарушений и злоупотреблений;
• повысить ответственность лиц, связанных с операциями по приему, хранению, выдаче и транспортировке деталей;
• улучшить качество оперативно-производственного планирования;
• обеспечить информацией управление запасами, т.е. установить контроль за лимитом остатков незавершенного производства и недопущением ненужных и излишних заделов.
Изготовленные цехом детали, узлы, блоки передаются другим цехам по технологической цепочке или специальным комплектовочным складам по накладным или другим документам. Передача осуществляется по нормативной (плановой) цеховой себестоимости, а на предприятиях, ведущих полуфабрикатный вариант учета, – по ценам на эти полуфабрикаты, установленным самим предприятием.
Например, в литейном цехе предприятия по каждому виду литья (литье чугунное, литье стальное точное, литье стальное в землю, цветное литье и т.д.) открывается отдельный заказ. Литье цехам-потребителям отпускается по накладным. Ежемесячно литейный цех составляет отчет по литью, который представляется в бухгалтерию с приложением накладных на отпуск литья. На основе отчета цеха, накладных и лицевых счетов заказов по видам литья составляется сводная ведомость на передачу литья, согласно которой затраты списываются с одновременным отнесением в затраты цехов-получателей.
В
цехах ведутся следующие
На основе информации материальных отчетов подразделений в бухгалтерии делается запись на списание материалов в производство:
Д-т счетов 20 «Основное производство»,
23
«Вспомогательное производство»
25
«Общепроизводственные расходы»
К-т сч. 10 «Материалы» [16].
Учет в бухгалтерии. Последовательность записей на счетах рассматривается в параграфе, посвященном проблемам распределения затрат, поэтому здесь описывается документальный учет. В бухгалтерии предприятия по учету затрат на производство при позаказном методе ведутся следующие учетные регистры:
• сводная ведомость расхода материальных ценностей;
• сводная ведомость распределения заработной платы;
• сводная ведомость распределения косвенных и прочих расходов;
• сведения о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства;
• сводная ведомость НЗП;
• ведомости №12 и 15 (при ведении учета по журнально-ордерной форме);
• расчет распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;
• лицевой счет заказа;
• оборотная ведомость заказов;
• калькуляция себестоимости продукции.
Учетные регистры ведутся на основе первичных документов, материальных и производственных отчетов, полученных от цехов основного и вспомогательного производств, других подразделений предприятия, а также журналов-ордеров и других учетных регистров, составляемых в бухгалтерии по другим участкам учета.
Лицевой счет заказа является обобщающим документом, в котором собираются все затраты предприятия, относящиеся к данному заказу, определяются сумма незавершенного производства и производственная себестоимость готовой продукции с разбивкой по калькуляционным статьям.
Для контроля за правильностью распределения затрат по заказам, обобщения затрат за месяц и объемов незавершенного производства, а также определения себестоимости выпущенной за месяц продукции ежемесячно рекомендуется составлять оборотную ведомость заказов.
Калькуляция
себестоимости продукции
Учет и оценка незавершенного производства. Если вы являетесь бухгалтером совсем маленького предприятия или руководство не интересует себестоимость изделий для принятия решений по ценообразованию, выбору продуктового портфеля, тогда вы можете, сделав соответствующую оговорку в учетной политике, принять правила п. 1 ст. 319 гл. 25 Налогового кодекса для оценки и учета НЗП за основу. Если это не так, тогда следует использовать методики финансового и управленческого учета.
Информация о работе Сущность учета и проблем распределения косвенных затрат