Сущность учета и проблем распределения косвенных затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и раскрытие сущности учета и проблем распределения косвенных затрат.

Для раскрытия поставленной цели перед работой стоят следующие задачи:

– дать характеристику затрат и целей их классификации;

– рассмотреть методы разграничения затрат, определить причины цели и процесс распределения затрат;

– провести позаказное калькулирование и рассмотреть распределение расходов.

Работа содержит 1 файл

косвенные расходы.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

     Открытие  и прохождение заказа. Для организации учета затрат по каждому заказу, контроля за соблюдением нормативов, а также для организации внутрипроизводственного планирования и контроля за своевременным выполнением заказов устанавливается порядок открытия, прохождения и закрытия заказов.

     Основанием  для открытия заказов на продукцию  и услуги являются план производства и заключенные в соответствии с ним договоры с заказчиками на поставку продукции; планы по совершенствованию технологии и организации производства, улучшению качества продукции, модернизации оборудования, внедрению новой техники – планы технического перевооружения с соответствующими финансовыми расчетами; по производству оборудования, работ и услуг для собственного капитального строительства – утвержденные планы (титульные списки) капитального строительства, заявки отдела капитального строительства; по ремонту оборудования, зданий и сооружений, выработке тепловой, электрической и других видов энергии, транспортным и другим внутрипроизводственным работам – утвержденные бюджеты (сметы) общепроизводственных и общехозяйственных расходов в разрезе подразделений. Нумерация заказов может состоять из ряда цифр: первые две цифры определяют вид заказа, последующие две или три цифры означают порядковый номер заказа по данному виду. По научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам с длительными сроками выполнения и имеющим несколько этапов работ, затраты учитываются по этапам. При открытии заказа на этап к номеру основного заказа в конце добавляется номер этапа.

     В организации могут применяться  следующие виды заказов:

     а) индивидуальные (отдельный заказ на каждую единицу изделия) – по наиболее крупным и дорогостоящим изделиям;

     б) годовые (один заказ на все изделия данного наименования на год) – по основным изделиям;

     в) групповые (один годовой заказ на группу однородных изделий);

     г) разовые – на выпуск заранее определенного количества изделий и выполнение отдельных, определенных работ.

     При изготовлении сложных и дорогостоящих  изделий могут раздельно учитываться  затраты по изготовлению отдельных  блоков, агрегатов или иных частей изделия, представляющие собой законченные конструкции. В этом случае на каждый блок открывается заказ (наряд-заказ с самостоятельной нумерацией или с добавлением дополнительной цифры в конце номера основного заказа). Например, основной заказ (само изделие) имеет номер 1005, а заказы на блоки и агрегаты к данному изделию нумеруются 10051, 10052 и т.д. При сборке изделия в целом затраты на изготовление отдельных блоков и агрегатов переносятся на основной заказ.

     В случае выпуска большого количества наименований предметов, входящих в состав одного заказа, к заказу прилагается ведомость (перечень) этих предметов; в ней приводятся следующие показатели: наименование предметов (приборов, узлов и т.д.); применяемость на один комплект изделий; общее количество на заказ; номера изделий; наличие технической документации; назначение изготовляемого изделия; условия и порядок сдачи изделия; срок изготовления; стоимость. Данный перечень не является абсолютным, так как в зависимости от характера изготовляемого изделия показатели могут быть изменены.

     В условиях конкуренции в организации  ведется экспериментальная работа по совершенствованию технологии и  параметров продукции. Для принятия решения о переводе экспериментальной продукции в серийную нужно провести анализ качественных и стоимостных характеристик. Поэтому в целях получения точных, достоверных данных об уровне затрат на опытные образцы, по которым в процессе их освоения в производстве имеют место значительные изменения в конструкции, применяемых технологических процессах, объеме испытаний и т.п., на указанные образцы должны открываться отдельные заказы.

     Рекомендуется при позаказном методе в начале года открывать документ «перечень действующих  заказов». В нем приводятся: номер заказа, наименование (если необходимо – описание работ), количество, срок исполнения заказа, его плановая себестоимость и договорная цена, а также цехи (подразделения) – исполнители. В течение года открываются новые заказы; по мере открытия они вносятся в перечень. Перечень выполняет роль своего рода программного документа, он передается во все подразделения, имеющие отношение к выполнению заказов: организующих производство, снабжение материалов и комплектующих изделий, контроль за качеством и т.д. Перечень или выписки из него доводятся до всех цехов, отделов, других подразделений-исполнителей, а также до главного инженера, главного механика и энергетика, главного технолога и других заинтересованных специалистов и подразделений организации. В случаях внесения изменений в заказы о них также сообщается всем подразделениям.

     Обычно  заказы оформляются (открываются) плановым отделом предприятия. В необходимых  случаях при оформлении заказов  участвуют главный инженер, главный  механик и энергетик, главный технолог, менеджеры других заинтересованных отделов и цехов либо их представители. При открытии заказов плановый отдел определяет их плановую себестоимость.

     Все экземпляры заказа за подписью начальника планового отдела передаются в бухгалтерию  предприятия, где визируются главным бухгалтером предприятия или лицом, им на то уполномоченным. Один экземпляр заказа остается в бухгалтерии, остальные – передаются по назначению. Бухгалтерия регистрирует заказы в книге регистрации открытых заказов.

     Для обеспечения правильности отнесения затрат следует обеспечить контроль за правильной выпиской первичных документов в соответствии с нормативно-технической документацией и правильным указанием в них номеров заказов. Номер заказа является его адресом, проставляется в производственных программах и других планах; в нормативных картах и нормативных калькуляциях; в лимитно-заборных картах, требованиях, накладных, документах по учету выработки и заработной платы; на карточках учета движения деталей в производстве и др.

     Применяя  классификацию затрат на контролируемые и неконтролируемые и принцип  управления по центрам ответственности, можно выделить следующие центры, ответственные за правильность отнесения  затрат на соответствующие заказы:

     • по затратам сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий – производственные подразделения, отделы снабжения и логистики;

     • по трудовым затратам – нормировщики цехов, отдел труда и заработной платы;

     • по затратам полуфабрикатов собственного производства – планово-диспетчерские бюро цехов и предприятия;

     • по фактическим затратам в денежном выражении в разрезе мест возникновения затрат и в целом по предприятию – бухгалтерия [15].

     Учет  затрат на производство в цехах. Достоверный учет в цехах нужен для правильного определения себестоимости видов продукции, контроля за затратами по местам их возникновения и обеспечения сохранности материальных ценностей, а также создания условий для организации управления на основе учета по центрам ответственности.

     В цехах должен быть организован четкий учет наличия и движения деталей, узлов, блоков, комплектов и других полуфабрикатов и комплектующих изделий (далее – деталей).

     Учет  движения деталей должен:

     • обеспечить контроль за сохранностью деталей по всему маршруту их движения в производстве;

     • устранить возможность сокрытия брака и недостач, приписок выработки и иных нарушений и злоупотреблений;

     • повысить ответственность лиц, связанных с операциями по приему, хранению, выдаче и транспортировке деталей;

     • улучшить качество оперативно-производственного планирования;

     • обеспечить информацией управление запасами, т.е. установить контроль за лимитом остатков незавершенного производства и недопущением ненужных и излишних заделов.

     Изготовленные цехом детали, узлы, блоки передаются другим цехам по технологической цепочке или специальным комплектовочным складам по накладным или другим документам. Передача осуществляется по нормативной (плановой) цеховой себестоимости, а на предприятиях, ведущих полуфабрикатный вариант учета, – по ценам на эти полуфабрикаты, установленным самим предприятием.

     Например, в литейном цехе предприятия по каждому  виду литья (литье чугунное, литье  стальное точное, литье стальное в  землю, цветное литье и т.д.) открывается отдельный заказ. Литье цехам-потребителям отпускается по накладным. Ежемесячно литейный цех составляет отчет по литью, который представляется в бухгалтерию с приложением накладных на отпуск литья. На основе отчета цеха, накладных и лицевых счетов заказов по видам литья составляется сводная ведомость на передачу литья, согласно которой затраты списываются с одновременным отнесением в затраты цехов-получателей.

     В цехах ведутся следующие документы  и регистры по учету затрат на производство: накладные на передачу изготовленных  деталей (сопроводительные листы, маршрутные листы; сводные ведомости на передачу и получение полуфабрикатов, др.); требования, лимитно-заборные карты и ведомости, накладные, раскройные карты и другие документы, подтверждающие расход материалов в производстве; первичные документы о выработке; опись незавершенного производства цеха; материальный (или) производственный отчет (рис. 4, приложение 4); ведомость №12 – при ведении журнально-ордерной формы учета.

     На  основе информации материальных отчетов  подразделений в бухгалтерии  делается запись на списание материалов в производство:

     Д-т счетов 20 «Основное производство»,

     23 «Вспомогательное производство»,

     25 «Общепроизводственные расходы»  и др.

     К-т сч. 10 «Материалы» [16].

     Учет  в бухгалтерии. Последовательность записей на счетах рассматривается в параграфе, посвященном проблемам распределения затрат, поэтому здесь описывается документальный учет. В бухгалтерии предприятия по учету затрат на производство при позаказном методе ведутся следующие учетные регистры:

     • сводная ведомость расхода материальных ценностей;

     • сводная ведомость распределения заработной платы;

     • сводная ведомость распределения косвенных и прочих расходов;

     • сведения о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства;

     • сводная ведомость НЗП;

     • ведомости №12 и 15 (при ведении учета по журнально-ордерной форме);

     • расчет распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;

     • лицевой счет заказа;

     • оборотная ведомость заказов;

     • калькуляция себестоимости продукции.

     Учетные регистры ведутся на основе первичных  документов, материальных и производственных отчетов, полученных от цехов основного  и вспомогательного производств, других подразделений предприятия, а также  журналов-ордеров и других учетных  регистров, составляемых в бухгалтерии по другим участкам учета.

     Лицевой счет заказа является обобщающим документом, в котором собираются все затраты  предприятия, относящиеся к данному  заказу, определяются сумма незавершенного производства и производственная себестоимость готовой продукции с разбивкой по калькуляционным статьям.

     Для контроля за правильностью распределения  затрат по заказам, обобщения затрат за месяц и объемов незавершенного производства, а также определения себестоимости выпущенной за месяц продукции ежемесячно рекомендуется составлять оборотную ведомость заказов.

     Калькуляция себестоимости продукции составляется в соответствии с открытыми заказами либо на каждое изделие, либо на группу однородных изделий, по статьям, принятым на конкретном предприятии.

     Учет и оценка незавершенного производства. Если вы являетесь бухгалтером совсем маленького предприятия или руководство не интересует себестоимость изделий для принятия решений по ценообразованию, выбору продуктового портфеля, тогда вы можете, сделав соответствующую оговорку в учетной политике, принять правила п. 1 ст. 319 гл. 25 Налогового кодекса для оценки и учета НЗП за основу. Если это не так, тогда следует использовать методики финансового и управленческого учета.

Информация о работе Сущность учета и проблем распределения косвенных затрат