Сущность и содержание ассортиментной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Ассортиментная политика предприятия - система мер стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке и получение необходимой прибыли.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 53.68 Кб (Скачать)

Товарные запасы при формировании, хранении и реализации должны соответствовать  стандартам качества и быть пригодными для употребления.

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения  спроса покупателей - потребителей. Товары классифицируются по следующим различным  признакам:

1) по целям использования:

  • потребительские товары - это товары, непосредственно предназначенные для конечного потребления, удовлетворения личных потребностей человека,
  • производственные товары - это товары, используемые в производственном цикле при создании новых товаров;
  1. по времени использования / потребления:
  • товары краткосрочного пользования, используемые один или несколько раз,
  • товары длительного пользования, используемые многократно;
  1. по характеру потребления:
  • товары повседневного спроса,
  • товары тщательного выбора,
  • престижные товары;
  1. по характеру использования в зависимости от степени их участия в процессе производства:
  • сырье, материалы, тара и упаковка,
  • комплектующие детали, инструмент, инвентарь,
  • техника и оборудование, прочие товарно-материальные запасы.
  1. по функциональной принадлежности:
  • товары - продукты питания,
  • промышленные товары;
  1. по видам запасов:

 

 

  • текущие запасы - это товары на стадии реализации,
  • подготовительные запасы - это товары на стадии предпродажной подготовки,
  • гарантийные (страховые) запасы - необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации на случай срыва запланированных сроков текущих поставок товаров, изменения интенсивности потребления при непредвиденном возросшем спросе,
  • сезонные запасы - это необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации в период сезонного колебания покупательского спроса,

- переходящие запасы;

7) по видам движения  товаров в учете:

  • товары в пути, товары на складе,
  • товары на стадии предпродажной подготовки,
  • зарезервированные товары, товары в магазинах в процессе реализации, товары на консигнации,
  • реализованные товары на ответственном хранении.

На эффективность использования  товарных запасов оказывают влияние  следующие внешние и внутренние факторы, снижение влияния которых  может производиться за счет оптимизации  управления товарными запасами:

  • внешние факторы 1 налоговое законодательство, финансово-кредитная политика, величина процентов к уплате по заемным средствам, экономическая ситуация в государстве;
  • внутренние факторы - пути минимизации влияния внутренних факторов: ликвидация сверх нормативных запасов, совершенствования нормирования запасов, улучшение организации снабжения, оптимальный выбор надежных поставщиков, уровень запасов; рациональная организация ебьгга товаров, применение рациональных форм расчетов; ускорение документооборота.

Для оценки эффективности  управления товарными запасами необходимо проанализировать эффективность использования  товарных запасов. Экономический анализ, прежде всего, проводится по данным бухгалтерской  отчетности, а для более детального рассмотрения отдельных вопросов также  используется информация управленческого  учета и аналитическая информация по бухгалтерским счетам учета.

Эффективность использования  товарными запасами оценивается  следующими показателями:

  1. удельный вес товарных запасов в их общей величине на начало и конец отчетного периода;
  2. абсолютный прирост товарных запасов на конец отчетного периода (в денежных единицах измерения и в натуральных единицах измерения по каждому виду товара);
  3. темп прироста товарных запасов на конец отчетного периода (в процентах), сравнивается с темпом прироста выручки от торговой деятельности;
  4. оборачиваемость товарных запасов, характеризующая длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств из денежной формы в запасы и до их реализации. При ускорении оборачиваемости товарных запасов высвобождаются материальные ресурсы и источники их финансирования;
  5. показатель экономии оборотных средств в результате снижения расходов на материальные ресурсы и товарные запасы на единицу реализованного товара без ущерба для качества, надежности, эксплуатационных свойств;

 

3.1. Значение товарного  запаса

От объема товарного запаса и уровня в существенной степени  зависит эффективность коммерческой деятельности фирмы. Они остро реагируют  на всякие изменения рыночной конъюнктуры, прежде всего на отношение спроса и предложения. Сам факт их наличия  не приносит их собственникам ничего, кроме расходов и убытков. Тем  не менее, без них не может работать и функционировать ни одно торговое предприятие. Это товарные запасы.

Товарные запасы представляют собой предметы потребления, находящиеся  в сфере товарного обращения. Это товар, ожидающий часа своей  продажи. Как только товар оказывается  проданным, он переходит в сферу  потребления и уже не является товарным запасом.

Товарный запас - это количество товаров определенного вида, сорта, находящихся на данный момент в сфере  товарного обращения, в перевозке  и на складах, в хранилищах, на витринах магазина.

Необходимость формирования товарных запасов на предприятии  обусловлена тем, что процесс  обращения нельзя прерывать в  момент между 2 завозами продукции.

Наличие товарного запаса служит важным условием непрерывности  процесса производства и обращения  продукции. В то же время запасы не должны быть избыточными, поскольку  при этом возрастают издержки производства и обращения.

Товарные запасы формируются  на всех этапах товародвижения: в хранилищах производственных предприятий, при  транспортировке, на складах оптовых  и розничных торговых фирм. Необходимость  формирования товарных запасов определена такими факторами, как:

 

  • время, необходимое для перевозки продукции от места производства до места продажи, охватывая время на погрузочно-разгрузочные работы;
  • сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
  • несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что вызывает сортировку, упаковку и подработку;
  • специфика территориального размещения производства;
  • условия перевозки товаров, расстояние межцу поставщиком и магазином;
  • возможности для хранения продукции и др.

Объем товарных запасов обусловливается  величиной и структурой товарооборота  торгового предприятия. Одной из основных задач торговых предприятий  является поддержание оптимальной  пропорции между размером товарооборота  и величиной товарных запасов. При  недостаточном объеме запасов появляются трудности с товарным обеспечением товарооборота фирмы; излишние запасы ведут к дополнительным затратам, повышению потребности в кредитах и увеличению затрат по выплате процентов  по ним, увеличению затрат по хранению запасов, что в целом приводит к ухудшению общего финансового  положения торговых предприятий.

Необходимость наличия запаса товара

Одним из основных блоков мерчендайзинга является товарный запас, необходимый  для того, чтобы избежать отсутствия товара в торговой точке, магазине. Соответственно, предприниматель должен организовывать запас товара.

Положительные стороны запаса продукции:

  1. гарантирует постоянное наличие товаров;
  2. увеличивает общий годовой объем продаж;
  3. помогает учитывать изменения спроса на изделия;
  4. увеличивает прибыль.

Для того чтобы рассчитать оптимальный уровень товарного  запаса, следует проанализировать множество  факторов: прогноз спроса на данную продукцию, продажа определенного  вида наименования изделия, не обходя вниманием возможную сезонность или зависимость от других факторов. Существуют различные формулы, по которым  рассчитывается необходимый объем  товарного запаса, они будут рассмотрены  ниже.

В ежедневной практике мерчендайзинга, а значит, и в теории, очень  важно соблюдение правил.

Согласно правилу торгового  запаса в точке продаж необходим  уровень запаса, достаточный для  постоянного наличия ассортимента на торговом предприятии. Если поставки продукции постоянны, то ее запасы можно  минимизировать.

Отношение площади торгового  зала к складским и подсобным  помещениям в настоящий период времени  стремится к 70-75 %. Магазину невыгодно  иметь большие складские помещения, а проще получать продукцию со складов поставщиков, расположенных  за городом, с более низкой платой за аренду. Исключением в данном случае являются магазины-склады.

Еще одним важным фактором для предпринимателя является оборачиваемость  товаров, которая имеет следующие  выгоды:

11 увеличение объемов продаж;


Информация о работе Сущность и содержание ассортиментной политики предприятия