Сущность и содержание ассортиментной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Ассортиментная политика предприятия - система мер стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке и получение необходимой прибыли.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 53.68 Кб (Скачать)

 

Контроль – сопоставление фактических  достигнутых показателей ассортимента с запланированными, а также их корректировка при необходимости .

 

Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и  установление уровня требований по показателям, определяющим его рациональность.

 

Формирование ассортимента - это  процесс подбора групп, видов  и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью  его более полного удовлетворения. Формирование ассортимента в розничных  аптечных предприятиях - сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и базируется на заранее  выбранных целях и задачах, обусловливающих  направления его развития. Это  определяет ассортиментную политику организации.

 

Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями  в сформированном ассортименте

 

 

Показатель ассортимента — количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.

 

При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств  и показателей ассортимента, что  требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей  ассортимента.

 

Сокращение ассортимента – количественные и качественные изменения набора товаров за счёт уменьшения его широты и полноты. Причинами сокращения могут быть падение спроса, недостаточность  предложения, низкая прибыльностью  отдельных товарных позиций.

 

Расширение ассортимента - количественные и качественные изменения набора товаров за счёт его наращивания  или насыщения. Наращивания происходит за счёт производства или продажи  новых видов товаров помимо существующей номенклатуры, а насыщение – вследствие добавления новых изделий в пределах существующей номенклатуры.

 

Совершенствование ассортимента - количественные и качественные изменения состояния  набора товаров для повышения  его рациональности. Это комплексное  направление изменений ассортимента товаров обуславливает выбор  возможных его путей.

 

Гармонизация ассортимента - количественные и качественные изменения состояния  набора товаров, отражающие степень  близости реальности ассортимента к  оптимальному или к лучшим зарубежным и отечественным аналогом, наиболее полно соответствующие целям  организации.

 

Факторы формирования ассортимента

 Выбор того или иного направления  требует знания факторов, влияющих  на формирование ассортимента. Различают  общие и специфические факторы  формирования ассортимента.

5 Общими факторами, влияющими  на формирование промышленного  ЛИ торгового ассортимента, являются  спрос и рентабельность.

 Спрос — определяющий фактор  формирования ассортимента; в свою /очередь, он зависит от сегмента  потребителей.

;< Рентабельность производства  и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения,  на размеры которых оказывают  определенное влияние государственные  меры по поддержке  отечественных  изготовителей (льготное налогообложение,  таможенные тарифы и др.). Так,  формирование ассортимента алкогольной  продукции в последние годы  в значительной степени определяется  мерами по государственному регулированию  ее производства и реализации.

 Специфическими факторами формирования  промышленного ассортимента являются  сырьевая и материально-техническая  база производства, Достижения научно-технического  прогресса, торгового ассортимента  — производственные возможности  изготовителей, специализация (класс  и -;чип) торговой организации,  каналы распределения, методы  стимулирования сбыта и формирования  спроса, материально-техническая база  тор- 1В0Й организации. Сырьевая  база производственных организаций  определяется наличием природных  ресурсов, состоянием добывающей  и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты  и комплектующие Изделия, а  также затратами на производство  и доставку сырья. Недостаточность  или трудоемкость добычи, сбора  или выращивания отдельных видов  сырья приводит к сокращению  ассортимента соответствующих то- 1ров.

 Так, отдаленность районов  произрастания, высокая трудоемкость  сбора отдельных видов дикорастущих  ягод привели к сокращению  ассортимента изделий, вырабатываемых  на натуральном сырье, и замену  их изделиями на синтетических  пищевых добавках, имитирующих вкус, за- ах и цвет ягод (например, безалкогольные  напитки). Материально-техническая  база товарного производства  также оказывает значительное  влияние на формирование ассортимента, Недостаточность производственных  площадей, отсутствие или нехватка [Необходимого оборудования приводят  к тому, что ассортимент товаров.  Пользующихся спросом, может сократиться.  Последствиями этого являются  чрезмерный спрос, рост пен  и замена дефицитных товаров  фальсифицированными. Именно из-за  нехватки производственных ресурсов  наряду с низкой рентабельностью  сократился ассортимент высококачественных  виноградных вин. но расширился  ассортимент их подделок или  низкокачественной продукции.

 Специализация торговой организации  относится к наиболее значимым  факторам формирования ассортимента  товаров. Она определяется при  создании, или лицензировании, или  аттестации организации. Руководство  организации принимает решение  о специализации, от которой  зависит ее последующая деятельность, в том числе и формирование  торгового ассортимента.

 В период перехода к рыночным  отношениям многие торговые организации,  испытывая большие финансовые  трудности, вносили изменения  в свою ассортиментную политику  путем включения в торговый  ассортимент несвойственных товаров,  не меняя при этом своего  профиля. Многие специализированные  магазины стали перепрофилироваться  в магазины со смешанным ассортиментом.  Однако, как показал опыт последних  лет, большого успеха многим  из них это не принесло. На  современном этапе наблюдается  тенденция возврата к специализации  торговых организаций и формированию  соответствующего ассортимента.

 Каналы распределения товаров  также имеют значение при формировании  торгового ассортимента. Отлаженная  система поставок через приемлемые  для торговли каналы распределения,  ритмичность доставки в нужные  сроки и в необходимом объеме  облегчают работу по формированию  торгового ассортимента, обеспечивают  предпочтение закупок това¬ров, для которых имеется налаженная  система сбыта. Этим отличаются  многие зарубежные или совместные  формы, имеющие четко функционирующие  каналы распределения товаров.

 Методы стимулирования сбыта  и формирования спроса, в частности  рекламная поддержка товаров,  в условиях насыщенного рынка  также влияют на формирование  торгового ассортимента, Торговые  организации

 освобождаются от дорогостоящих  затрат на рекламу, за счет  чего сокращаются издержки производства  и возрастает прибыль.

 Материально-техническая база торговой организации также может оказать определенное воздействие на формирование торгового ассортимента, Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного или развернутого ассортимента, то организация не должна и планировать формирование такого ассортимента. Например, нельзя включать в ассортимент скоропортящиеся или замороженные продукты питания при отсутствии холодильного оборудования.

 Регулирование перечисленных  выше факторов составляет суть  управления ассортиментом и достигается  посредством установления определенных  нормативных требований.

 

 

ПРИНЦИПИ И ПОРЯДОК  ФОРМИРВОАНИЯ АСОРТИМЕНТА

 

Чем более качественно  подобран ассортимент товаров торгового  предприятия, тем большая прибыль  будет получена. Основополагающими  элементами управления ассортиментом  являются формирование ассортимента и  установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.

 

Формирование ассортимента означает подбор различных групп, видов, размеров, фасонов и других разновидностей товарной продукции в соответствии со спросом субъекта, рынка, направленного  на более полное удовлетворение.

 

Формирование ассортимента - деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворять  реальные или прогнозируемые потребности, а также достигать целей, поставленных руководством организации.

 

Формирование ассортимента – проблема подбора конкретных товаров  их отдельных серий. Определения  соотношений между «старыми»  и «новыми», единичного и серийного  производства, «наукоёмкими» и «обычными», овеществлёнными товарами, лицензиями и ноу-хау. При формировании ассортимента возникают проблемы установления ценовой  политики, требований к качеству товара, определения гарантий и уровня сервисного обслуживания и др.

 

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной  ассортиментной структуры, товарного  предложения, берётся за основу потребительские  требования определённых групп. Задачи планирования и формирования ассортимента состоят, прежде всего, в том, чтобы  подготовить «потребительскую»  спецификацию на изделие, передать ее проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный  образец был испытан, при необходимости  модифицирован и доведен до уровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям  службы маркетинга предприятия, которые  должны решать вопрос о том, когда  более целесообразно вложить  средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать  цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент  новые продукты, взамен существующих или в дополнение к ним.

 

Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может  осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед  изготовителем. Вместе с тем их объединяет то, что управление ассортиментом  обычно подчинено руководителю службы маркетинга.

 

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:

 

·Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализующих  в магазинах.

 

·Осуществляется распределение  отдельных групп и подгрупп товаров  в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.

 

·Определяется количество видов  и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.

 

·Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для  данного магазина, предлагаемый для  реализации обслуживаемым контингента  покупателей.

 

В определенных случаях целесообразно  создание постоянного органа под  председательством генерального директора (его заместителя), в который в  качестве постоянных членов включались бы руководители ведущих служб и  отделов предприятия. Его главная  задача — принятие принципиальных решений относительно ассортимента, включая: изъятие нерентабельных видов  продукции, ее отдельных моделей, типоразмеров; определение необходимости исследований и разработок для создания новых  и модификации существующих изделий; утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования  уже выпускаемых продуктов; выделение  финансовых средств на утвержденные программы и планы.

 

Насущный вопрос для предприятия  изготовителя — необходимо ли разрабатывать  стандартный товар, годный для всех отобранных рынков, или приспосабливать  его к специфическим требованиям  и особенностям каждого отдельного сегмента, создавая для этого определенное число модификаций базового изделия. И в том, и в другом случаях  есть свои плюсы и минусы.

 

Так, хотя создание стандартного товара, единого для всех рынков, весьма заманчиво, но это нередко  практически неосуществимо. В то же время политика дифференциации не оправдывает себя экономически там, где условия рынка позволяют  осуществлять частичную или полную стандартизацию (универсализацию) изделия.

 

К выгодам такого рода стандартизации товара следует отнести: снижение затрат на производство, распределение, сбыт и обслуживание; унификацию элементов  комплекса маркетинга; ускорение  окупаемости капиталовложений и  др. Неполное использование (в сравнении с дифференциацией) потенциальных возможностей рынка, недостаточно гибкая реакция маркетинга на меняющиеся рыночные условия в этом случае сдерживают нововведения.

 

 С помощью формирования  ассортимента решаются задачи  в сферах производства и обращения.  Путем установления ассортимента  предприятия определяют специализацию,  вокруг которой концентрируют  свою деятельность; создают источники  с расчетом на выпуск товара  соответствующего качества с  относительно низкой себестоимостью  их производства. Это позволяет  рационально использовать материально  - техническую базу, время, работников  и совершать коммерческо - хозяйственные  связи.

Информация о работе Сущность и содержание ассортиментной политики предприятия