Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:10, курсовая работа
Ассортиментная политика предприятия - система мер стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке и получение необходимой прибыли.
Загальна частина
Сущность и содержание ассортиментной политики предприятия
Ассортиментная политика
предприятия - система мер стратегического
характера, направленная на
Эта политика является
центральным элементом
Ассортиментная политика – искусство принятия решений по отдельной товарной единице, товарной группе и по всему ассортименту в целом для достижения компанией поставленных целей.
Основные цели ассортиментной политики:
Увеличение сбыта за счёт
оптимизации структуры
Увеличение оборачиваемости товарных запасов;
Достижение конкурентного преимущества за счёт более привлекательного ассортимента;
Выход на новые рынки;
Снижение издержек, связанных с содержанием ассортимента;
Формирование имиджа компании путем позиционирования ассортиментных товарных единиц.
Проблемы управления ассортиментом:
Потребности покупателей быстро меняются, поэтому предприятие вынуждено постоянно обновлять свой ассортимент, а для этого нужны дополнительные ресурсы.
Жёсткая конкуренция приводит к тому, что выведенный на рынок новый товар не успевает окупить инвестиции в его производство и продвижение.
На предприятиях не налажена система управления ассортиментом из-за сложности прогнозирования изменения спроса потребителей и отсутствия методик оптимизации ассортимента.
Процесс управления ассортиментом.
Определения ассортимента
Товарный ассортимент (товарная номенклатура) – совокупность всех товарных групп, предлагаемых компанией рынку в целом или каждому сегменту в отдельности.
Ассортиментная позиция представляет собой конкретную единицу товара - модель, марку или его типоразмер.
Товарный ассортимент состоит из:
Товарных групп;
Товарных категорий;
Товарных линий;
Товарных единиц.
Товарная группа – совокупность товаров и их видов, сгруппированных по определённому сочетанию, важнейшим из которых являются схожее назначение товаров.
Товарная категория – совокупность однородных товаров, находящихся внутри товарной группы.
Товарная линия (линейка) – совокупность товаров, предназначенных одним и тем же клиентам или реализуемые через одни и те же каналы сбыта или имею-щие одинаковый ценовой диапазон.
Товарный ассортимент (номенклатура) характеризуется:
Длиной (насыщенностью), показывающей общее число товарных единиц, реализуемых компанией;
Шириной, равной числу товарных групп, составляющих ассортимент;
Глубиной, показывающей число вариантов каждого вида товара.
Классификация видов товарного ассортимента
По степени важности для предприятия:
Основной ассортимент – включает товары, пользующиеся повышенным спросом. Продажа, в первую очередь, именно этих товаров, приносящих наи-большую прибыль, является целью деятельности предприятия. Необходимо обеспечить постоянное присутствие на складе основного ассортимента.
Дополнительный ассортимент – включает товары, придающие завершён-ность основному ассортименту. Это дополняющие товары, товары импульсной покупки, товары для особых случаев, отсутствующие в других торговых местах.
Например, расходные материалы при продаже оргтехники; светильники, портьеры, ковры в мебельном магазине.
Дополнительный ассортимент
может не всегда присутствовать на
складе, меняться по наименованиям, т.е.
относится к категории
В зависимости от количества товарных групп в ассортименте:
Широкий ассортимент –
состоит из множества товарных групп,
в каждой из которых представлено
большое количество товаров. Наиболее
широкий ассортимент
Достоинства широкого ассортимента:
притягивает различные категории покупателей и увеличивает их число;
возрастает число
позволяет более эффективно управлять прибылью за счёт варьирования торговыми наценками.
Недостатки широкого ассортимента:
требуются дополнительные площади оборудование;
замедляется общая оборачиваемость товарных запасов;
возрастает трудоёмкость учёта;
трудно поддерживать стабильность ассортимента.
Узкий ассортимент – состоит из небольшого числа товаров нескольких товарных групп (3 - 5).
Достоинства узкого ассортимента:
более легко поддерживать стабильность ассортимента;
можно сконцентрироваться на удовлетворении специфических потребностях покупателей;
легче осуществлять учёт и управление
Недостатки узкого ассортимента:
велик риск недополучения требуемой прибыли при снижении спроса на данные товарные группы;
покупатели могут предпочитать
продавцов с широким или
Специализированный
Специализированный
Достоинством
Глубокий ассортимент
– представлено много вариантов
похожих или аналогичных
Достоинства глубокого ассортимента:
большой выбор способствует тому, что покупатель вряд ли уйдёт без покупки;
вырабатывается преданность покупателя.
Недостатки глубокого ассортимента:
слишком большое разнообразие одного и того же товара вызывает раздражение покупателя;
продавцы сами плохо ориентируются в различиях между товарами;
проявляется эффект "каннибализма"
По данным 1 лишь 2% промышленных
предприятий формируют
Плоский ассортимент – представлено небольшое число разновидностей товаров. Следует тщательно подбирать товары, ориентируясь только на самые ходовые.
В зависимости от степени дифференциации товара:
Простой ассортимент – состоит из простых недифференцированных товаров (металлопрокат, овощи, сахар, крупы и тд)
Сложный ассортимент – состоит из основных, дополняющих, взаимозаменяемых товаров или товаров, имеющих в пределах одного вида свою внутреннюю классификацию по различным признакам (обувь: фасоны, размеры, цвет, украшения и тд)
Смешанный ассортимент – в нём представлены совершенно разные товарные группы: продукты питания, товары бытовой химии, товары для личной гигиены, газеты и тд).
Эльдорадо — это крупнейшая отечественная сеть розничных продаж бытовой техники и электроники. Ежедневно в сети магазинов появляются десятки новейших образцов бытовой и компьютерной техники — плазменные панели и телевизоры, новейшие видеокамеры, высококачественные фотоаппараты, широчайшая линейка бытовой техники — холодильники и встроенная бытовая техника, кондиционеры — все эти товары ритейлер предлагает в огромном ассортименте каждый день, в десятках городов. Ассортимент сети магазинов торговой марки «Эльдорадо» представлен широким выбором видео- и аудио- аппаратуры, бытовой техники, компьютеров как отечественных производителей, так и известных мировых брендов.
Факторы, которые влияют на формирование ассортимента в торговли.
Выделяют две группы факторов общие и специфические, влияющие на формирование ассортимента в магазине.
1. Общие факторы - они не зависят
от конкретной работы
1.1 устойчивый спрос - предъявляется
на определенные товары и не
допускает замены даже
1.2 альтернативный спрос - формируется
окончательно в магазине в
процессе непосредственного
1.3 импульсивный спрос - возникает
непосредственно в магазине
2. Специфические факторы –
При построении ассортимента товаров
в магазинах, торгующими непродовольственными
товарами, исходят из изделий всей
номенклатуры товаров на комплексы,
микро-комплексы и
является обеспечение его
.
Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая часть потребителей не удовлетворена качеством товара и согласна даже на определенные издержки— лишь бы не покупать его.
Задача маркетинга — проанализировать ситуацию и решить, может ли программа маркетинга изменить негативное отношение потребителя к тому или иному товару путем снижения цен и более активного стимулирования продаж .
При скрытом спросе потребители могут испытывать потребности в товарах или услугах, которых нет на рынке. В этом случае необходимо оценить объем потенциального рынка с тем, чтобы создать товары и услуги, способные удовлетворить спрос.
Примером снижения или полного
отсутствия спроса является ситуация,
при которой целевые
Рано или поздно любое предприятие
сталкивается с проблемой, когда
тот или иной вид товара не пользуется
достаточным спросом
Существует такое понятие, как
нерегулярный спрос, который носит
сезонный характер. Например, препараты,
применяемые для лечения
О полноценном спросе говорят, когда
предприятие удовлетворено
Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии имеют прямую связь. Т.е. изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте.
Можно назвать следующие методы изучения спроса:
· оперативный метод, учет ежедневной реализации по количеству, сумме, структуре, в том числе по ассортименту и отдельным позициям, а также распределение спроса по времени (например, по дням недели). Наряду с показателями продаж можно получить данные о количестве покупателей и средней сумме покупки;
· «журнал неудовлетворенного спроса», в который заносятся товары, число обращений за которыми превышает установленное. Попавшие в журнал позиции регулярно рассматриваются в качестве «кандидатов» в ассортимент; опросы постоянных и потенциальных покупателей;
· наблюдение в торговом зале. Используется и фотографирование зала через равные промежутки времени, что помогает понять, в какое время совершаются покупки представителями разных групп и где концентрируется активность покупателей;
· фокус-группы;
· метод «глазами покупателя»;
· анализ маршрутов покупателей, их предпочтений относительно места совершения покупки;
·
пробные покупки в своем
Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. Оно представляет собой последовательную реализацию управленческих функций: планирования, организации, координации и контроля.
Планирование – установление основных
показателей ассортимента и путей
достижения заданных количественных характеристик
выбранных свойств
Организация – выбор методов
и разработка программ изучения ассортимента,
а также распределение
Координация – работа по созданию в ассортиментном «портфеле» определённого соотношения товаров по стадиям жизненного цикла, стратегической значимости, удельному весу в объёме продаж и др.
Информация о работе Сущность и содержание ассортиментной политики предприятия