Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 13:30, курсовая работа
Маркетинг — это удивительное сочетание строгой науки и виртуозного искусства эффективной работы на рынке. Маркетинг очень молод (ему еще нет и ста лет), но это не означает, что методы разработаны лишь в последние десятилетия — некоторые из них существовали с незапамятных времен: реклама, известная едва ли не столько же, сколько существует человек; попытки продвижения товаров на рынок, возникшие вместе с товаром; исследования покупателя, появившиеся вместе с первым покупателем
Введение
1. Роль маркетинга в повышении конкурентоспособности и
улучшения финансового положения предприятия.
2. Современная концепция маркетинга
3. Развитие маркетинга в России
4. Возможные направления маркетинговой деятельности
на предприятии
Заключение
Список использованной литературы
Курсовая
по «Маркетингу»
ТЕМА
«Сущность, функции и виды маркетинга»
Содержание
Введение
улучшения
финансового положения
2. Современная концепция маркетинга
3. Развитие маркетинга в России
4. Возможные направления
на предприятии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Маркетинг — это удивительное сочетание строгой науки и виртуозного искусства эффективной работы на рынке. Маркетинг очень молод (ему еще нет и ста лет), но это не означает, что методы разработаны лишь в последние десятилетия — некоторые из них существовали с незапамятных времен: реклама, известная едва ли не столько же, сколько существует человек; попытки продвижения товаров на рынок, возникшие вместе с товаром; исследования покупателя, появившиеся вместе с первым покупателем... Но все эти методы были разрознены, существовали и развивались сами по себе. До поры до времени. А потом бурное развитие рыночных отношений, подкрепленное взрывом научно-технического прогресса, перевернуло неторопливое течение времени.
Рынок (market)
и породил новое течение в науке
управления — маркетинг (marketing).
Этот термин впервые появился в 1902 году в США, а спустя 20 лет его уже использовали во многих странах мира. Однако наибольшее развитие маркетинг получает во второй половине ХХ века. Причины этого таятся как во внешних, так и во внутренних факторах:
. возросший
уровень жизни и уровень
. изменившиеся социальные стандарты, в первую очередь, в образовании,
культуре и пристрастиях (хобби);
. улучшенные дороги и транспортные средства, позволившие людям
путешествовать и привозить с собой не только новые товары, но и новые
впечатления и потребности;
. увеличившееся
свободное время.
В связи с этими обстоятельствами деловые люди и руководители компаний нашли для себя целесообразным прибегнуть к тому, что сейчас называется маркетинговыми процедурами, а именно:
. к выявлению и оценке желаний и нужд потребителей;
. разработке и выпуску новых товаров и услуг, способных удовлетворять
потребительские нужды;
. побуждению потребителя покупать именно эти, а не другие продукты;
. осуществление контроля над теми усилиями, событиями и процессами, которые
служат
к обоюдному удовлетворению
1 Роль маркетинга в повышении конкурентоспособности и улучшения финансового положения предприятия.
С одной
стороны, маркетинг — это концепция,
которая заключается в том, чтобы
"предвидеть, идентифицировать
и с пользой для
производителя удовлетворять потребности
покупателей".
С другой стороны, маркетинг — это практический инструмент, позволяющий "производить то, что надо, там, где надо, когда надо и по цене, какой надо" и включающий в себя определенные виды деятельности и методы:
. по
исследованию рынка товаров
. по
мотивации покупателей вести
себя на рынке так, а не
иначе.
Эти сферы деятельности и методы можно подразделить на группы, достаточно тесно взаимодействующие:
. маркетинговые исследования;
. разработка рекламных кампаний;
. продвижение товаров и услуг;
. маркетинговое планирование;
. доведение
продукта до потребителя.
Каждая
фирма в соответствии с тем,
каким видом бизнеса занимается,
разрабатывает собственный маркетинговый
комплекс, т. е. тот
набор инструментов маркетинга, который
позволит ей с наибольшей
эффективностью решать и свои задачи,
и проблемы клиентов.
Маркетинг
— социальный и управленческий
процесс, с помощью которого отдельные
лица и группы лиц удовлетворяют
свои нужды и потребности
посредством создания товаров и потребительских
ценностей и обмена ими друг с другом.
Для пояснения этого определения необходимо рассмотреть следующие понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд, где под термином "нужда" - понимается ощущение нехватки человеком чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны. Это и физические нужды в пище, одежде, тепле, безопасности, и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении. Они являются исходными составляющими природы человека.
Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Для удовлетворения потребностей производители предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Деятель маркетинга не создает нужду, она уже существует. Так, например, производитель информационных систем может считать, что потребителю нужна его информационная система, в то время как на самом деле потребителю нужна информация. Потребности людей безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Спрос - это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Нетрудно перечислить спрос конкретного общества в конкретный момент времени. Однако спрос - показатель недостаточно надежный, так как он меняется. На смену выбора влияют и изменения цен, и уровень доходов. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.
Человеческие нужды, потребности и запросы удовлетворяются товарами. Под товаром пдразумевается то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Производитель товара должен отыскивать потребителей, которым они хотят продавать товар, выяснить их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий их потребности.
Обмен - это основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Маркетинг только тогда имеет место, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы посредством обмена. Обмен - это акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Для совершения
добровольного обмена необходимо соблюдение
пяти условий:
1. Сторон должно быть как минимум две.
2. Каждая сторона должна располагать чем-либо,
что могло бы представить ценность для
другой стороны.
3. Каждая сторона должна быть способна
осуществлять коммуникацию и доставку
своего товара.
4. Каждая сторона должна быть совершенно
свободной в принятии или отклонении предложения
другой стороны.
5. Каждая сторона должна быть уверена
в целесообразности или желательности
иметь дело с другой стороной.
Сделка
- это коммерческий обмен ценностями между
двумя сторонами (это основная единица
измерения в сфере маркетинга), она предполагает
наличие нескольких условий:
1. Наличие двух ценностно-значимых объектов;
2. Согласованных условий ее осуществления;
3. Согласованного времени совершения;
4. Согласованного места проведения.
Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В развитом обществе рынок - это не обязательно какое-то физическое место для осуществления сделок. При наличии современных средств связи и транспорта обмен осуществляется через рекламу, телевидение, систему интернет и т.п. без вступления в физический контакт с покупателями.
Процесс
обмена требует работы: это поиск
покупателей, выявления их нужды, проектирование
соответствующих товаров, продвижение
их на рынок, складирование, перевозка,
ценообразование, организация сервиса,
рекламирование.
Основными целями маркетинга являются следующие.
1. Максимизация возможно высокого уровня потребления – фирмы пытаются увеличить свои продажи, максимизировать прибыль с помощью различных способов и методов (вводят моду на свою продукцию, намечают стратегию роста продаж и др.).
2. Максимизация потребительской удовлетворенности, т. е. цель маркетинга – выявить существующие потребности и предложить максимально возможный ассортимент однородного товара. Но так как уровень потребительской удовлетворенности очень трудно измерить, то и оценить маркетинговую деятельность по этому направлению сложно.
3. Максимизация выбора. Данная цель вытекает и как бы является продолжением предыдущей. Трудность в реализации данной цели заключается в том, чтобы не создать на рынке марочного изобилия и мнимого выбора.
Да и некоторые потребители при избытке определенных товарных категориях испытывают чувство беспокойства и растерянности.
4. Максимизация качества жизни. Многие склонны считать, что наличие ассортимента товаров благоприятно влияет на его качество, количество, доступность, стоимость, т. е. товар «совершенствуется», а следовательно, потребитель может максимально удовлетворить свои потребности, повысить качество жизни. Сторонники этого взгляда признают, что повышение качества жизни – цель благородная, но в то же время это качество трудно измерить, потому порой рождаются противоречия.
Задачи маркетинга:
1) исследование, анализ, оценка потребностей реальных и потенциальных покупателей;
2) помощь маркетинга в разработке нового товара (услуги);
3) обеспечение сервисного обслуживания;
4) маркетинговые коммуникации;
5) исследование, анализ, оценка и прогнозирование состояния реальных и потенциальных рынков;
6) исследование деятельности конкурентов;
7) сбыт товара (услуги);
8) формирование ассортиментной политики;
9) формирование и реализация ценовой политики фирмы;
10) формирование стратегии поведения фирмы.
Принципы маркетинга:
1) достижение конечного оправданного результата деятельности фирмы;
2) завладение в долговременном периоде определенной долей рынка;
3) эффективная реализация товара;
4) выбор эффективной маркетинговой стратегии и политики ценообразования;
5) создание товаров рыночной новизны, позволяющих фирме быть рентабельной;
6) постоянное проведение исследования рынка с целью изучения спроса для дальнейшего активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей;
7) использование комплексного подхода к увязке поставленных целей с имеющимися ресурсами и возможностями фирмы;
8) поиск новых путей фирмы для повышения эффективности производственной линии, творческой инициативности персонала по внедрению нововведений;