Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:10, реферат
Организационная структура управления – это совокупность звеньев и уровней (ступеней) управления, которые показывают иерархию, (подчиненность) управления, отражают вертикальные и горизонтальные взаимосвязи между подразделениями организации.
Различают 2 типа организационных структур управления:
1) бюрократические (иерархические, механические, жесткие, классические)
2) органические (гибкие, адаптивные)
Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев:
В дивизиональных структурах большая часть штабных функций (финансовое управление, учет, планирование и т.д.) придаются производственным звеньям. Это позволяем им частично или полностью взять на себя ответственность за разработку, производство и сбыт своей продукции. В результате управленческие ресурсы верхнего эшелона предприятия высвобождаются для решения стратегических задач.
Преимущества дивизионной структуры:
Недостаток дивизиональной структуры управления может появляться в дублировании функций на уровне производств и на уровне предприятия, в таком случае при нечетком распределении объема работ возникают дополнительные материальные и финансовые затраты.
Область
применения: многопрофильные организации,
имеющие разнородные направления деятельности;
организации с расположение в различных
регионах; организации, осуществляющие
сложные инновационные проекты.
Гибкие структуры характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Данная тип структуры демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение. Наглядным примером эффективного применения органического подхода является организация производства электронной техники и ее программного обеспечения. Специалисты признают, что технологии в этих областях меняются чуть ли не каждую неделю. Не меньшими темпами меняется внешняя среда, сложность которой ни у кого не вызывает сомнений.
При
гибкой структуре управления организация
лучше взаимодействует с новым
окружением, быстрее адаптируется к изменениям
внешней среды. К данному типу относятся:
матричные, проектные, программно-целевые,
фрагментарные, адхократические.
Матричная структура управления
Матричная структура предприятия является своеобразным компромиссом между проектной и линейно-функциональной структурой, и объединяет в себе их преимущества. Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей:
Матричная структура управления формируется путем совмещения двух структур управления, например, функциональной и проектной.
При
этом руководитель проекта может
иметь группу непосредственно подчиненных
сотрудников, а в каждом функциональном
подразделении могут
Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности - целевые программы. В организации и проекты, и целевые программы могут сосуществовать одновременно.
Преимущества матричной структуры:
Недостатки:
Таким образом, внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников.
Область
распространения: целесообразны при освоении
новых видов проектов, продуктов.
Проектная структура управления
Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т. д.
Деятельность
предприятия рассматривается
После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе).
Преимущества структуры управления по проектам:
К недостаткам такой структуры относятся: очень высокие требования квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта, который должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании; дробление ресурсов между проектами; сложность взаимодействия большого числа проектов в компании; усложнение процесса развития организации как единого целого.
Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам), во многом прямо противоположной иерархическому типу структур. Основными принципами такой организации управления являются:
Эти принципы разрушает свойственное иерархическим структурам жесткое распределение сотрудников по функциональным подразделениям, которые образуют локальные изолированные системы со своими целевыми установками и интересами.
В организации построенной по этим принципам, могут как сохраняться функциональные подразделения, так отсутствовать.
В первом случае работники находятся под двойным подчинением - административным (руководителю функционального подразделения, в котором они работают) и функциональным (руководителю рабочей группы или бригады, в которую они входят).
При этом отдельные работники могут входить в состав только одной бригады, или работать сразу в нескольких бригадах. Кроме того, они еще могут работать по планам своего структурного подразделения. Осуществление руководства в таких условиях непростая задача.
Такая форма организации называется кросс-функциональной, во многом она близка более сложной форме адаптивных структур - матричной структуре.
Преимущества бригадной (кросс-функциональной) структуры:
Недостатки бригадной (кросс-функциональной) структуры:
Во втором случае функциональные подразделения как таковые отсутствуют, все работы локализованы в единой бригаде –бригадная организация. Такая форма достаточно широко применяется в организации управления по проектам. Бригадная структура хорошо функционирует там, где необходимы самостоятельность и независимость для решения вполне определенных задач. В рамках более широкой основной структуры предприятия из управленческого и рабочего персонала для решения этих задач создается самостоятельное структурное подразделение.
В
настоящее время бригадная
Недостатки бригадной структуры
Преимущества бригадной структуры
Буферная
структура характеризуется
Преимущества:
Недостатки: усложнение координационных связей между подразделениями по горизонтали (из-за отсутствия документированных горизонтальных связей); необходимость привлечения дополнительных материальных ресурсов.
Превалирующая область использования буферной структуры – крупные компании производственного типа и как элемент общей структуры компании.
Информация о работе Структуры управления: от иерархических до гибких