Стратегии для фирм

Автор: Маша Серегина, 10 Июня 2010 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Стратегия роста нацелена на использование предоставляемых рынком возможностей. Работа со старым продуктом на старом рынке не требует новых знаний и умений ни в области маркетинга, ни в области технологий. Поэтому стратегия расширения объемов продаж выпускаемого продукта на уже задействованных рынках подвержена минимальному риску.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие стратегии и стратегического управления……………………5
Глава 2. Стратегия зрелых и переживающих упадок фирм…………………..10
2.1. Стратегия фирм, переживающих период промышленной зрелости…….11
2.1.1. Стратегия лидерства в издержках………………………………………..14
2.1.2. Дифференциация продукции……………………………………………..18
2.1.3. Стратегия фокусирования………………………………………………...24
2.1.4. Источники конкурентных преимуществ в зрелых отраслях…………...28
2.2. Стратегия фирм, переживающих период промышленного упадка……29
2.2.1. Важнейшие конкурентные преимущества отрасли, переживающей спад……………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

                                                                                                   

    Таблица 3.  Стратегия фокусирования.

     

    Стратегия фокусирования направлена на обеспечение  преимуществ над конкурентами в  обособленном, часто единственном сегменте рынка. Основу стратегии составляет особая направленность деятельности предприятия  и уровень классификации его персонала, позволяющие успешно обслуживать рыночную нишу. В сущности, стратегия фокусирования предполагает совмещение назревших, осознанных потребностей общества, в чем либо и не вполне осознанных, не традиционных форм, способов и методов удовлетворения. В этой стратегии также велика роль маркетинга, которая сводится к определению назревших проблем и возможных способов их решения. Считается, что в экономике любой страны существует множество рыночных ниш, в том числе и на традиционных, давно поделенных рынках. Основная опасность для предприятия с данной стратегией может происходить от других ниш отрасли.

    Процесс поиска и работы в рыночной нише очень динамичен. Как только предприятие  найдет нишу на рынке, так обязательно  появятся конкуренты, которые желают проникнуть в эту нишу. Поэтому следует искать следующую нишу, на которую при необходимости сможет переориентироваться предприятие.

    «По мнению М. Портера, рассмотренные три  стратегии бизнеса являются базовыми. Поэтому организация, желающая добиться успеха, должна следовать одной из них, иначе она «застрянет посредине», т.е. не будет иметь конкурентного преимущества и обречена на результаты ниже среднеотраслевого уровня.

    М. Портер комментирует это утверждение  примером из кораблестроения: «Верфи Испании и Британии находятся в упадке потому, что они имеют более высокие затраты, чем Корея, и у них отсутствует основа для дифференциации, характерная для Японии, и им нет удалось выявить особые сегменты рынка, где они могли бы достигнуть конкурентного преимущества, как Финляндия (ледоколы)».

    Дальнейшие  исследования успешно работающих западных фирм не опровергают постулаты М. Портера, однако демонстрируют неизмеримо большее число возможных конкурентных стратегий бизнеса либо их комбинаций. Так, японские автомобильные фирмы Toyota, Nissan, Honda часто приводят в качестве примера фирм, имеющих преимущества, как в издержках, так и в качестве. Перспективными считаются стратегии, направленные на достижение высокого качества и уникальных характеристик продукции, путем увеличения производительности, и минимизацию затрат. Такие стратегии стали развиваться в постиндустриальную эпоху». 

2.1.4. Источники конкурентных преимуществ в зрелых отраслях

    Основным  конкурентным преимуществом в зрелых отраслях является преимущество в издержках, в основе которого может лежать экономия на масштабе производства, дешевое сырье и рабочая сила, высокая эффективность производства. Однако стратегию стабилизации прибыли за счет экономии на масштабе производства следует рассматривать как пассивную реакцию на рыночную ситуацию. Стратегия расширения рынка может оказаться очень перспективной, т.е. изменение рыночного сегмента может привести к получению более высокой прибыли.

    Если  отрасль достигает зрелости, то ее привлекательность оценивается как средняя при этом компания, имеющая среднюю конкурентную позицию, может ощутить падение объема продаж и прибыли. Здесь, по-видимому, целесообразно не изменяя направления развития, придерживаться стратегии стабилизации прибыли, снижая расходы на исследования и разработки, рекламу и т.д. эта стратегия может оказаться весьма полезной в краткосрочный период как передышка для выбора стратегического маневра, но опасной, если придерживаться ее в течение длительного времени.

    Если  же предприятие находится в кризисном состоянии  или рентабельность производства ниже среднеотраслевой, то необходимы действия по оживлению производства, в качестве которых могут выступать следующие меры:

    - значительные изменения в управлении, в том числе структуры управления  и степени самостоятельности подразделений предприятия;

    - усиление финансового контроля  путем разработки оперативных  бюджетов и контроля их исполнения;

    - сосредоточие на новых товарах  и новых рынках, диверсификация  деятельности;

    - активное проникновение на экспортные рынки;

    - улучшение качества выпускаемой  продукции; 

    - улучшение маркетинговой работы;

    - интенсификация усилий по снижению  себестоимости; 

    - приобретения других предприятий  или слияния; 

    - уменьшения долгов.  

  • 2.2. Стратегия фирм, переживающих период промышленного упадка
  •     Практически любая фирма и в любой отрасли (за исключением отраслей, важных для  жизнедеятельности людей: коммунальное обслуживание, здравоохранение). Важнейшим  при выработке стратегии является вопрос о том, можно ли предсказать  спад, каковы его причины и является ли он временным. Если выясняется, что перспективы малоутешительны, необходимо искать рыночные ниши или сегменты с сохранившимся устойчивым спросом. Если такого сегмента нет, то следует выяснить, можно ли выйти из данной отрасли, каковы барьеры выхода или возможности проникновения на внешние рынки. Если другие предприятия покидают отрасль, то возможная стратегия – остаться одной из немногих фирм на рынке, переживающим спад.

        Яркими  примерами фирм переживающих период промышленного упадка являются: производители аудиокассет и виниловых музыкальных пластинок; российская автомобильная и авиационная промышленность и т.д. и т.п.  

    2.2.1. Важнейшие конкурентные преимущества отрасли, переживающей спад

        Обычно  выделяют следующие преимущества такой отрасли:

        - тесные связи с выгодными покупателями;

        - известная торговая марка. Это может быть наиболее важным конкурентным преимуществом;

        - гибкость в использовании активов  и ресурсов;

        - значительная доля рынка, если  имеется экономия на масштабе производства;

        - возможности уменьшения издержек, когда бизнес сокращается. 

        Выбор оптимальной стратегии при спаде  зависит от анализа пяти составляющих: перспектив рынка, взаимосвязи с  другими направлениями бизнеса, интенсивности конкуренции, позиции  фирмы, барьеров выхода из отрасли. Некоторые стратегические вопросы, позволяющие оценить возможные стратегические альтернативы в отраслях, переживающих спад, приведены в таблице 4.

        К стратегиям бизнеса, переживающего  спад относят:

    • Лидерство - лидером становится одна из немногих фирм на переживающем спад рынке. Это может означать быстрый уход других компаний с рынка, например, путем их продажи или разорения. Для дезинформации конкурентов рекомендуется поддерживать взгляд, что дела быстро приходят в упадок, что отрасль неперспективна
    • Ниша – необходимо найти сегмент, в котором спрос будет стабильным
    • Сбор урожая – управляемое сокращение инвестиций с целью максимизации доходов.
    • Быстрое избавление
     
    Перспективы рынка
    1. Являются ли темпы спада в отрасли предсказуемыми?
    2. Существуют ли в отрасли рыночные ниши, где спрос не уменьшился?
    3. каковы причины спада? Является ли он временным?
    Интенсивность конкуренции
    1. Есть ли в отрасли доминирующие конкуренты с уникальными активами и сферами деятельности?
    2. Многие ли конкуренты не намерены продолжать бизнес?
    3. Дифференцированы ли продукты? Существует ли приверженность покупателей к торговой марке?
    4. Существует ли ценовое давление?
    Позиции фирмы
    1. Является ли бизнес прибыльным? Каковы дальнейшие перспективы?
    2. Каковы позиции фирмы на рынке (ее доля рынка) и перспектива сохранения и упрочения этой позиции?
    3. Имеются ли уникальные конкурентные преимущества для захвата ключевых рыночных сегментов?
    4. Может ли фирма уменьшить издержки в случае уменьшения объема продаж?
    Взаимосвязь с другими видами бизнеса
    1. Существует ли синергетический эффект?
    2. Может ли фирма поддержать необходимый для бизнеса денежный поток?
    Барьеры выхода из отрасли
    1. Какие есть барьеры выхода из отрасли?
    2. Может ли фирма управлять инвестиционными альтернативами?

         

        Таблица 4. Стратегические проблемы в отраслях, переживающих спад. 

        Стратегию сокращения обычно используют компании, имеющие слабые конкурентные позиции. В рамках этой стратегии возможны следующие альтернативные решения.

        А) Для того чтобы продолжать существование, компания может превратиться в дочернюю фирму своего клиента, уменьшая тем самым расходы на маркетинг и другие функциональные сферы и получая надежные контракты в обмен на утрату независимости.

        Б) Распродажа части активов. Это может  иметь смысл для широко дифференцированной компании, если ее проблемы связаны с плохими результатами функционирования отдельной бизнес-единицы или семейства продуктов. Успешная распродажа активов может дать средства для погашения части долгов.

        В) Если компания имеет наихудшую позицию  в отрасли с низкой привлекательностью, то возможным единственным решением может быть ликвидация предприятия. Все активы распродаются, и после уплаты по обязательствам остаток делится между акционерами.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        Заключение 

        В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

        Стратегия представляет собой взаимосвязанный  комплекс действий в конкретной сложившейся конъюнктурной ситуации во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам.

        Выбор стратегии является залогом успеха как инновационной, так и обычной  операционной деятельности любого предприятия. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента.

        Стратегия роста может быть объединена с  процессом принятия решений. В таких случаях имеются цели (объекты стратегии) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения). Четко сформулированная стратегия важна для продвижения свих товаров и новшеств на целевой рынок.

        Стратегии роста для мелких, средних и крупных фирм предоставляют широкий спектр возможности организации деятельности на определённый промежуток времени, а также контроля её эффективности. Предприятие имеет возможность в соответствии со сложившимися внутренними и внешними условиями выбрать для себя сегмент с наиболее подходящим соотношением характеристик для стратегического планирования своей деятельности.

        В заключении  представляется краткие  выводы по материалу курсовой работы, предложения и рекомендации.

        Во введении была обоснована актуальность выбора темы, цель и соответствующие ей задачи.

        В первой главе были определены основные понятия стратегии и стратегического управления.

        Во  второй главе были рассмотрены стратегии  зрелых и переживающих упадок фирм, в частности, стратегии фирм, переживающих период промышленной зрелости, источники конкурентных преимуществ в зрелых отраслях; стратегии фирм, переживающих период промышленного упадка, важнейшие конкурентные преимущества отрасли, переживающей спад.

    Информация о работе Стратегии для фирм