Стратегическое и годовое планирование маркетинга. Опыт использования концепции маркетинга на российских предприятиях

Автор: a********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 21:44, контрольная работа

Описание работы

Планирование — процесс определения целей, стратегий, а также мероприятий по их достижению за определенный период времени исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана. В общем случае можно говорить о разработке стратегических, как правило долгосрочных, планов и тактических, годовых планов маркетинга.
В каждой компании на каждом уровне продукта (производство, торговая марка) должен быть разработан маркетинговый план. Маркетинговый план — один из важнейших результатов маркетингового процесса, который содержит следующие элементы: краткий обзор и содержание; обзор текущей маркетинговой ситуации; анализ возможностей и проблем; финансовые и маркетинговые цели; обзор маркетинговой стратегии; программы действий; определение предполагаемых прибылей и убытков и краткий обзор мер по контролю за реализацией плана. Ориентированное на рынок стратегическое планирование есть управленческий процесс достижения и поддержания стабильного равновесия целей, возможностей и ресурсов организации и новых рыночных возможностей. Цель стратегического планирования — создание и реформирование бизнеса и продукта компании, направленные на успешное ее развитие и достижение поставленных целей. Стратегическое планирование осуществляется на четырех уровнях: корпорации, подразделения, бизнес-единиц и производственной линии.

Содержание

Введение 3
1. Общие концепции планирования маркетинга 4
2. Структура плана маркетинга и последовательность его разработки 9
3. Конкретизация и оценка маркетинговых стратегий 18
4. Разработка программ в области маркетинговой деятельности 22
5. Организация планирования маркетинга на российских предприятиях 25
6. Использование концепции маркетинга корпорацией «Макдональдс»
на российском рынке
28
Заключение 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Маркетинг (Стратегическое и годовое планирование).doc

— 278.00 Кб (Скачать)

     Обычно  цели стараются выразить количественно. Однако далеко не все из них можно  определить количественно. Примерами  качественных целей могут служить  следующие формулировки: выжить в условиях конкурентной борьбы, быть хорошим гражданином в других странах, поддержка высокого престижа фирмы и т.п.

     Исходные  цели пропускают через тройной фильтр: доступные ресурсы в стране и  за границей, состояние внешней среды, а также внутренние возможности  и результаты деятельности компании. Последние два фильтра по сути дела представляют ситуационный анализ. Результаты ситуационного анализа часто суммируются в разделе плана маркетинга под названием «SWOT-анализ». На основе этих данных в последующих разделах плана маркетинга устанавливаются цели маркетинговой деятельности, выбираются стратегии и разрабатываются программы маркетинга.

     Далее анализируются и выбираются стратегии  достижения целей компании. Эти стратегии  могут носить альтернативный характер. Они в подразделениях компании переводятся в согласованные планы отдельных видов деятельности (функциональные планы), среди которых находится и маркетинг.

     Исходя  из целей и стратегий развития компании осуществляется анализ маркетинговой деятельности, который подразделяется на три части: анализ внешней среды маркетинга, внутренней маркетинговой деятельности компании и ее системы маркетинга. Более детально этот анализ можно охарактеризовать следующим образом.

      1. Анализ внешней среды маркетинга:
  1. Деловая и экономическая внешняя среды: состояние экономики, финансовая политика, социально-культурные условия, технологические условия, социально-экономические условия внутри компании.
  1. Рыночная среда: общее состояние рынка; развитие рынка (продукт, цена, товародвижение); каналы распределения; коммуникации (реклама, выставки, сбытовые службы, связи с общественностью); состояние отрасли.
  2. Среда конкурентов (экономическое, финансовое, технологическое состояние, маркетинговая деятельность).
      1. Детальный анализ маркетинговой деятельности:
  • объем продаж;
  • рыночная доля;
  • прибыль;
  • маркетинговые процедуры;
  • организация маркетинга;
  • контроль маркетинговой деятельности;
  • анализ всех элементов комплекса маркетинга.
      1. Анализ системы маркетинга:
  • цели маркетинга;
  • стратегия маркетинга;
  • права и обязанности руководителей в области маркетинга;
  • информационная система;
  • система планирования;
  • система контроля;
  • взаимодействие с другими функциями управления;
  • анализ прибыльности;
  • анализ по критерию «стоимость–эффективность».

     Следующий шаг в разработке плана маркетинга — формулирование предположений, гипотез относительно некоторых внешних по отношению к компании факторов, которые могут воздействовать на ее деятельность. Предположения следует расклассифицировать и представить в явном виде. Классификация предположений может быть проведена в следующих направлениях: страна в целом, конкретная отрасль, данная организация. Примеры таких предположений:

  • перенасыщение рынка данной продукцией из-за ввода конкурентами новых производственных мощностей может увеличиться со 105 до 115%;
  • конкуренция в области ценообразования приведет к падению цен на 10%;
  • главным конкурентом в конце второго квартала будет выпущен на рынок новый продукт.

     Когда на следующих этапах планирования будут  оцениваться альтернативные стратегии  маркетинга, необходимо знать диапазон изменения конечных результатов маркетинговой деятельности, основанный на разных предположениях. Например, если предположить, что рынок возрастет на х%, то объем продаж для выбранной стратегии будет оценен равным П. Однако необходимо также оценить объем продаж при более высоких и более низких темпах роста рынка. Желательной является оценка вероятностей реализации отдельных предположений.

     Следующий этап планирования маркетинга — постановка маркетинговых целей.

     Определение и упорядочение целей являются важным аспектом маркетинговой деятельности. В настоящее время практически любой планово-управленческий документ, посвященный вопросам маркетинга (план маркетинговой деятельности, программа выхода на определенный рынок с определенной продукцией и т.п.), содержит в одном из своих начальных разделов как минимум простой словесный перечень целей, при получении которого не используются какие-либо специальные методы и подходы. Однако усиление в планово-управленческой деятельности ориентации на конечные результаты, активизация применения специальных методов управления (управление по целям), возрастание необходимости повышения качества выполнения отдельных управленческих функций (организации, контроля и т.п.) требуют использования при построении системы целей специальных методов и подходов, например метода структуризации или дерева целей.

     Чтобы определить уровень достижения целей, желательно, чтобы они были сформулированы количественно. Такие термины, как «максимизировать», «минимизировать», «проникнуть», «увеличить», представляют ценность, если они имеют количественные оценки. Это касается объема продаж, доли на рынке, величины дохода и т.п. Например, цель маркетинговой деятельности может иметь следующее количественное выражение: выйти с продуктом Х на рынок У и захватить 10% его доли в течение одного года.

     Далее разрабатываются альтернативные стратегии, направленные на достижение целей маркетинговой деятельности. Эти стратегии детализируются применительно к элементам комплекса маркетинга. Например, в области продукта можно назвать следующие стратегии: постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции, следование многомарочной политике.

     Стратегии в области ценообразования могут  быть сформулированы следующим образом:

  • установление цены на продукт в соответствии с его позицией на рынке;
  • проведение разной ценовой политики на разных рынках;
  • выработка ценовой политики с учетом ценовой политики конкурентов.

     В области продвижения продукта могут  быть названы стратегии, характеризующие  коммуникации с потребителями (с помощью сотрудников отдела продаж, через рекламу, выставки и т.п.), методы и средства организации действий сотрудников отдела сбыта на новых рынках и т.д.

     Стратегии в области доведения продукта до потребителя характеризуют:

  • каналы, с помощью которых продукт доводится до потребителя;
  • уровень послепродажного обслуживания потребителей;
  • деятельность по снижению затрат на доставку продукта;
  • продажи оптом или мелкими партиями.

     После завершения этих этапов маркетингового планирования необходимо еще раз убедиться в возможности достижения поставленных целей и принятых стратегий, используя такие оценочные критерии, как доля на рынке, объем продаж, затраты ресурсов, величина прибыли, и другие оценки ожидаемых результатов и вероятности их достижения. Для проведения такой проверки можно использовать данные таблицы 1. 

Таблица 1

Проверка  стратегического  плана

№ п/п Kритерий Проверочный вопрос
1 Целесообразность Предоставляет ли план реальное и устойчивое преимущество?
2 Обоснованность Являются ли предположения, положенные в основу плана, реалистичными; каково качество исходной информации?
3 Осуществимость Имеются ли необходимые  ресурсы  и ориентация на успех?
4 Согласованность Согласованы ли элементы плана между собой и  соответствуют ли  они характеристикам  внешней и внутренней среды?
5 Уязвимость Kаков уровень  риска и какие факторы предопределяют  успех или поражение?
6 Гибкость Насколько организация  связана в своих решениях?

Может ли она их отсрочить, сократить обязательства, изменить цели и стратегии?

7 Эффективность Kакова реальная  финансово-экономическая привлекательность плана? 

Совместима  ли она  с приоритетными целями организации?

 

     Не  исключено, что необходимо провести тестирование рынка, организовать пробные продажи, реализовать какие-то другие мероприятия, позволяющие взглянуть на принятые решения под другим углом зрения. Очевидно, что процесс планирования маркетинга, как и любой процесс принятия решений, носит итеративный характер и может потребовать вернуться к начальным этапам планирования.

     Совокупность  маркетинговых целей, стратегий  и мероприятий по их достижению представляет стратегический план маркетинга, который должен на следующем этапе планирования быть доведен до рабочих плановых документов, т.е. осуществлено оперативно-календарное планирование.

     На  стадии оперативно-календарного планирования или разработки детальных планов действий необходимо конкретизировать маркетинговые стратегии в детальные планы и программы в разрезе каждого из четырех элементов комплекса маркетинга.

     Разговор  фактически идет о разработке планов действий для каждого подразделения компании, направленных на достижение поставленных целей с помощью выбранных стратегий. В них должны содержаться ответы на вопросы: кто, что, когда, где, за счет каких ресурсов и как должен делать, чтобы реализовать задания маркетинговых планов и программ.

     Обычно  также разрабатываются письменные инструкции по составлению планов действий, сопровождаемые формами и образцами  их заполнения.

     Хотя  детальные планы будут разработаны для каждого из четырех элементов комплекса маркетинга, акценты в этих планах следует расставлять с учетом особенностей каждой компании. Компания, ориентированная на продукт, свою деятельность в разрезе отдельных элементов комплекса маркетинга сфокусирует вокруг каждого продукта. Компания, ориентированная на отдельные рынки, спланирует свою деятельность вокруг этих рынков (например, разработает планы для продвижения определенных продуктов, их поставки и ценовой политики на рынок Франции).

     Компании, обслуживающие только несколько определенных потребителей, могут разработать отдельные планы для каждого потребителя. Другие компании могут использовать комбинацию всех этих подходов.

     Маркетинговые планы иногда представляют руководству  в два этапа: в начале — как  стратегический план и позже — как план реализации этих стратегий (план действий или оперативные планы и программы). Такой подход позволяет первоначально сконцентрировать внимание на выработке маркетинговых стратегий, не обременяя себя деталями их реализации.

     Далее разрабатывается бюджет маркетинга, составление которого помогает правильно расставить приоритеты между целями и стратегиями маркетинговой деятельности, принять решения в области распределения ресурсов, осуществить эффективный контроль (табл. 2). Затраты на осуществление отдельных элементов маркетинга, представленных в бюджете, выводятся из детального маркетингового плана.

     Бюджет  маркетинга детализируется для различных  групп товаров и потребителей (целевых рынков).

     Обычно  при разработке бюджета используется подход, носящий название «планирование на основе целевой прибыли». В данном случае бюджет маркетинга разрабатывается в следующей последовательности: определяются прогнозные оценки емкости рынка, рыночной доли, цены, дохода от продаж, переменных и постоянных издержек; рассчитывается валовая прибыль, покрывающая все издержки, включая затраты на маркетинг, и обеспечивающая получение заданного значения целевой прибыли. Затем из валовой прибыли вычитаются переменные и постоянные издержки, а также значение целевой прибыли. Таким путем определяются затраты на маркетинг. Затраты на маркетинг детализируются по отдельным элементам комплекса маркетинга.

Таблица 2

Пример  бюджета маркетинга, тыс. долл.

Статьи  бюджета Год %
Суммарный прогнозный объем продаж 3000 100
Наиболее  вероятные производственные издержки 1000 33,3
Промежуточная прибыль 2000 66,7
Затраты на маркетинг:    
Реклама 14  
Организация продажи 45  
Другие  затраты на продвижение продукта 5  
Доведение продукта до потребителей и их обслуживание 500  
Упаковка 20  
Техническое обслуживание 20  
Оплата  труда руководителей и сотрудников  маркетинговых служб 20  
Кредиты, предоставляемые потребителям 110  
Стоимость информации 30  
Суммарные маркетинговые затраты 764 25,5
Прибыль 1236 41,2

Информация о работе Стратегическое и годовое планирование маркетинга. Опыт использования концепции маркетинга на российских предприятиях