Стратегический анализ на примере ЗАО «Катайский насосный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:18, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов отраслевого и конкурентного анализа как компонента анализа ближайшего окружения организации, выработка практических навыков его проведения, а также оценка стратегической ситуации для ЗАО «Катайский насосный завод» в конкретном окружении.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
– Рассмотреть характеристику ЗАО «Катайский насосный завод» и выявить основные экономические характеристики предприятия и отрасли в целом;
– Определить основные движущие силы конкуренции в отрасли насосного машиностроения;
– Оценить степени конкуренции;
– Оценить конкурентные позиции и действия соперников;
– Выявить ключевые факторы успеха ЗАО «Катайский насосный завод»;
– Провести оценку применяемой на ЗАО «Катайский насосный завод» стратегии;
– Выявить стоимостные проблемы ЗАО «Катайский насосный завод»;
– Оценить силу конкурентных позиций предприятия и сделать соответствующие выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 ОТРАСЛЕВОЙ И КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ………………………5
1.1 Определение доминирующих в отрасли экономических характеристик………………………………………………………………5
1.2 Основные движущие силы вызывающие изменения в отрасли…….7
1.3 Анализ конкурентных сил, действующих на фирму………………...9
1.4 Оценка конкурентных позиций и возможных действий
в сопернических компаниях………………………………………..…….11
1.5 Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе………………..12
2 СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ЗАО «КАТАЙСКИЙ
НАСОСНЫЙ ЗАВОД»……………………………………………………16
2.1 Оценка применяемой ЗАО «Катайский насосный
завод» стратегии…………………………………………………………..16
2.2 SWOT-анализ ЗАО «Катайский насосный завод»………………….16
2.3 Стратегический стоимостной анализ………………………………..17
2.4 Оценка силы конкурентной позиции………………………………..18
2.5 Определение предпочтительных стратегических действий
ЗАО «Катайский насосный завод»………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАО КНЗ Пономарева.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

Факультет экономики и управления

(ФГОУ  ВПО УрГУПС, УрГУПС)) 

Кафедра: «Управление в социальных и экономических системах» 
 
 
 
 
 
 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ

на  примере ЗАО «Катайский насосный завод»

по дисциплине «Стратегический менеджмент»

  
 
 
 
 
 
 

             Выполнил: студент группы Мт-517 

             _________________Н.Е.  Пономарёв 

             Проверил: ст. преподаватель 

             ___________________О.Е.  Кондрачук 
         

             «___» __________ 2011 г. 
         
         
         
         

Екатеринбург

2011

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

     1 ОТРАСЛЕВОЙ И КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ………………………5

    1.1 Определение  доминирующих в отрасли экономических характеристик………………………………………………………………5

     1.2 Основные движущие силы вызывающие  изменения в отрасли…….7

     1.3 Анализ конкурентных сил, действующих  на фирму………………...9

    1.4 Оценка  конкурентных позиций и возможных  действий 

    в сопернических  компаниях………………………………………..…….11

     1.5 Ключевые факторы успеха в  конкурентной борьбе………………..12

     2 СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ЗАО «КАТАЙСКИЙ 

     НАСОСНЫЙ  ЗАВОД»……………………………………………………16

    2.1 Оценка  применяемой ЗАО «Катайский насосный 

    завод»  стратегии…………………………………………………………..16

     2.2 SWOT-анализ ЗАО «Катайский насосный завод»………………….16

     2.3 Стратегический стоимостной анализ………………………………..17

    2.4 Оценка  силы конкурентной позиции………………………………..18

    2.5 Определение  предпочтительных стратегических  действий 

    ЗАО «Катайский насосный завод»………………………………………22

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...23 
     
     
     
     
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ 

      Целью отраслевого и конкурентного анализа является выявление тех черт внутренней  и  внешней  сред компании, которые  наиболее  выпукло  влияют  на  стратегическое  видение  и возможности  компании.  Внимание  при этом  концентрируется на   получении четких ответов на хорошо определенный ряд вопросов по стратегии.  Затем  эти ответы   используются  для  формирования   четкой   картины   стратегической ситуации компании и определенной  альтернативы ее  стратегической  ситуации компании и определения альтернатив ее стратегических действий.

        Методы  стратегического  ситуационного  анализа  компании  одиночного бизнеса в  дальнейшем   во  многом  используются  и  для  анализа  стратегии диверсифицированной компании.

       Отраслевой и  конкурентный  анализ  обычно  используется  для  анализа внешней   ситуации   (макроокружения)     компании    одиночного    бизнеса. Ситуационный  анализ касается ближайшего окружения  фирмы  (микроокружения).

     Актуальность данной работы обусловлена нынешней экономической системой РФ, рыночной экономикой, которая подразумевает под собой активную конкурентную борьбу компаний между собой за право завоевания наибольшей доли рынка.

     Целью данной работы является изучение теоретических аспектов отраслевого и конкурентного анализа как компонента анализа ближайшего окружения организации, выработка практических навыков его проведения, а также оценка стратегической ситуации для ЗАО «Катайский насосный завод» в конкретном окружении.

     Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

    – Рассмотреть характеристику ЗАО «Катайский насосный завод» и выявить основные экономические характеристики предприятия и отрасли в целом;

    – Определить основные движущие силы конкуренции в отрасли насосного машиностроения;

    – Оценить степени конкуренции;

    – Оценить конкурентные позиции и действия соперников;

    – Выявить ключевые факторы успеха ЗАО «Катайский насосный завод»;

    – Провести оценку применяемой на ЗАО «Катайский насосный завод» стратегии;

    – Выявить стоимостные проблемы ЗАО «Катайский насосный завод»;

    – Оценить силу конкурентных позиций предприятия и сделать соответствующие выводы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     1 ОТРАСЛЕВОЙ И КОНКУРЕНТНЫЙ  АНАЛИЗ 

     1.1 Определение доминирующих  в отрасли экономических характеристик 

     Центробежные  насосы являются наиболее распространенным видом насосного оборудования и  широко используются во всех отраслях промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве, энергетике. 
На протяжении последних 5 лет мировой рынок насосного оборудования демонстрирует значительный рост. Исторически Россия обладает развитой отраслью насосного машиностроения. Вместе с тем, большинство производимых в этих странах типов насосного оборудования уступает по своим технико-экономическим показателям продукции ведущих мировых компаний. 
   Активное присутствие на рынках этих стран ведущих зарубежных игроков, а также возрастающие требования потребителей насосного оборудования к качеству и энергетической эффективности приобретаемого ими насосов стали причиной постепенного уменьшения рыночной доли национальных производителей на внутренних рынках.

     Ключевыми факторами, определяющими рост рынка  насосного оборудования в исследуемых  странах, являются рост объемов общегражданского и промышленного строительства, модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также реализация масштабных программ по замене устаревшего насосного оборудования на энергоэффективное.

     В 2009 г. производство центробежных насосов в России снизилось по сравнению с предыдущим годом на 6,8%.

     Наибольшие  объемы производства центробежных насосов  в натуральном выражении в  России имеют ОАО «Ливенское производственное объединение гидравлических машин», ОАО «Ливенский завод погружных  насосов», ООО «Грундфос Истра».

     Область конкурентного соперничества для ЗАО «Катайский насосный завод» – глобальная, т.к. в 2011 г. импорт центробежных насосов в Россию вырос по сравнению с 2010 г. на 48,6% в стоимостном выражении и заводу постоянно приходится конкурировать с зарубежными аналогами. Например, наибольший объем импорта центробежных насосов в стоимостном выражении в 2009 г. был осуществлен из Германии (19,6% в общем объеме импорта данного оборудования в Россию).

     Барьер  входа в отрасль достаточно высокий, что защищает позиции прибыли  существующих организаций.

     Объем рынка центробежных насосов в  России, в стоимостном выражении, в 2009 г. вырос по сравнению с предыдущим годом на 5,0%.

     Наибольшая  доля российского рынка центробежных насосов по итогам 2009 г. приходилась на циркуляционные насосы для систем отопления и горячего водоснабжения (43,51% в натуральном выражении). Доля насосов и насосных установок для бытового водоснабжения составила 18,45%, бытовых дренажных и канализационных насосов и установок – 12,21%, скважинных – 6,61%, консольно-моноблочных – 4,94%.

     На  данный момент, наибольший удельный вес в структуре продаж центробежных насосов занимают российские производители (46% рынка). Доля компании Grundfos составляет 15%, Wilo – 7%, DAB, Lowara – 3%, Flygt – 2%.

     Доля  прочих итальянских производителей насосов на российском рынке составила 6%, китайских производителей - 3%.

     ЗАО «Катайский насосный завод» является одним из крупнейших в России предприятий по выпуску центробежных насосов для химической и нефтехимической промышленности, металлургии, топливно-энергетического комплекса, целлюлозно-бумажной отрасли, жилищно-коммунального, сельского хозяйства, мелиорации и других отраслей народного хозяйства, предназначенных для перекачивания чистой воды, конденсата, светлых нефтепродуктов, перегретой воды, сжиженных газов, сточных масс, морской и пресной воды, химически активных и нейтральных жидкостей, для подачи воды в бытовых условиях, а также запасных частей к ним.

     Завод функционирует уже более 65 лет.

     Насосы  под брендом «КНЗ» эксплуатируют  следующие российские предприятия: «Газпром»; «Роснефть»; «Салаватнефтеоргсинтез» г.Салават; «Нижнекамскнефтехим» г. Нижнекамск; «Азот», «Кокс» г.Кемерово; «Русал»; «ТатНефть», «БашНефть», «ЛукОйл»; «Казцинк» Казахстан; «Запорожсталь» Украина; «Навои» Узбекистан; «ГродноАзот» Беларусь и многие другие. 

     1.2 Основные движущие  силы вызывающие  изменения в отрасли 

     Для отрасли насосостроения характерны следующие основные движущие силы конкуренции:

  • Изменения в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли. Он влияет на соотношение спроса и предложения, на легкость проникновения на рынок и ухода с него и на то, как сложно фирме добиться роста объема продаж. Для данной отрасли характерен постоянный рост спроса, сохраняющийся в течение долгого времени. Например, объем рынка центробежных насосов в России, в 2009 г. вырос по сравнению с предыдущим годом на 5%, и в настоящее время эта тенденция продолжается. Постоянный рост часто привлекает на рынок новые фирмы и поощряет инвестиции фирм, уже действующих на рынке;
  • Вход или выход главных фирм в отрасли. Выход иностранных компаний на рынок, на котором ранее доминировали местные фирмы, практически всегда изменяет условия конкуренции. Именно поэтому данная движущая сила на данный момент является практически самой основной, т.к. выход на рынок насосов компании Grundfos сильно потеснил позиции остальных (местных) предприятий в отрасли;
  • Инновации в продуктах (внедрение новых инновационных продуктов). Внедрение новых инновационных продуктов может расширить круг потребителей, вновь дать импульс развитию отрасли и увеличить уровень дифференциации товаров у конкурирующих компаний-продавцов. Успешное внедрение нового продукта укрепляет позиции фирмы, обычно за счет конкурентов, приверженных старым продуктам или медлящих с внедрением своих новинок. Основные потребители насосного оборудования становятся все более требовательными и чаще отдают предпочтение новым инновационным разработкам, обеспечивающим большую производительность, ресурс выработки и т.п. по той же цене. Это накладывает свой отпечаток на конкурентную борьбу в отрасли, заставляя компании предлагать все новые и новые образцы:
  • Технологические изменения. Преимущество в технологии может коренным образом изменить обстановку внутри отрасли, делая возможным производство новых и/или лучших товаров с меньшими издержками. Освоение новых типов насосов дает компаниям в отрасли ключевые конкурентные преимущества и открывает новые перспективы для отрасли в целом;
  • Переход потребительских предпочтений от дифференцированных к стандартным товарам (или наоборот). Развитие отрасли во многом зависит от того, вызывают ли силы, действующие в ней, повышение или снижение интереса к дифференцированным товарам. В отрасли насосного машиностроения потребитель, в последнее время, скорее проявляет интерес к дифференцированным товарам зарубежных компаний, чем к стандартным товарам местных.
  • Уменьшение влияния факторов неопределенности и риска.  Т.к. исторически Россия обладает развитой отраслью насосного машиностроения, то неопределенность и риски в ней минимальны. В таких условиях компании могут  действовать более решительно.

Информация о работе Стратегический анализ на примере ЗАО «Катайский насосный завод»