Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 13:31, реферат
Стандарты ISO 9000 — это комплекс требований для обеспечения управления качеством продукции и услуг. Они включают базовые принципы построения работы компании, т.е. имеют отношение не к работе отдельных подразделений, отвечающих за контроль качества, а к компании в целом.
Введение
История создания ISO 9000
2. Глобальная концепция законодательного обеспечения качества товаров и услуг на европейском рынке
3. Концепция стандартов ISO 9000:
3.1 Нормы и требования ISO 9000
4. Стандарты ISO 9000 в Украине:
4.1. Практика использования ISO 9000 в Украине
4.2. Проблемы внедрения систем качества в Украине
4.3. Государственное регулирование систем качества продукции
Заключение
Министерство образования и науки Украины
Одесский
государственный
экономический университет
Кафедра
маркетинга
Реферат на тему:
«Стандарты
ISO 9000»
Выполнили:
Студентки 56 гр ФМЭ
Пахалюк Алла
Шунько
Надежда
Научный руководитель:
Рулинская
О.В.
Одесса 2010
Содержание:
Введение
2.
Глобальная концепция законодательного
обеспечения качества товаров и услуг
на европейском рынке
3. Концепция стандартов ISO 9000:
3.1 Нормы
и требования ISO 9000
4. Стандарты ISO 9000 в Украине:
4.1. Практика использования ISO 9000 в Украине
4.2. Проблемы внедрения систем качества в Украине
4.3. Государственное
регулирование систем качества
продукции
Заключение
Введение
Стандарты ISO 9000 — это комплекс требований для обеспечения управления качеством продукции и услуг. Они включают базовые принципы построения работы компании, т.е. имеют отношение не к работе отдельных подразделений, отвечающих за контроль качества, а к компании в целом.
ISO 9000 носит рекомендательный характер
и используется при подготовке национальных
стандартов управления. В случае принятия
его национальными службами стандартизации,
ISO 9000 получает двойное наименование —
международное и национальное. На сегодняшний
день в таком виде он принят более чем
в 50 странах.
В
1977 г. Немецкий институт стандартизации
внес предложение об унификации национальных
стандартов. С этой целью в 1980 г. был
основан Технический комитет
«Управление качеством и
В 1987 г. этим комитетом была
разработана первая версия
В 1994 г. вышла вторая версия переработанных стандартов ISO 9000. В 2000 г. была издана третья версия ISO 9000:2000.
Целью стандартов ISO 9000 являлось
повышение качества продукции
и конкурентоспособности
Стандарты ISO 9000 на системы качества
давно стали правилом
По идеологии международных
2. Глобальная концепция законодательного обеспечения качества товаров и услуг на европейском рынке
Согласно нормам и правилам, принятым в большинстве промышленно развитых стран — государствах ЕС, США, Канаде и др. — предприятие-производитель продукции должно приложить все усилия по созданию доверительных отношений между ним и потребителем. Такие отношения выражаются в восприятии потребителем продукции компании как безусловно качественной. Именно такой подход был положен в основу принятого Европейским сообществом документа — Глобальной концепции законодательного обеспечения качества товаров и услуг на европейском рынке.
Упомянутая концепция основана на трех принципах:
- система
менеджмента качества у
- проверка продуктов через испытательные лаборатории;
- единая оценка соответствия качества (сертификация).
Помимо сертификации продукции,
Рекомендации и требования
3. Концепция стандартов ISO 9000
Концепция семейства стандартов ISO 9000 основана на следующем утверждении: организация создает, обеспечивает и улучшает качество продукции при помощи ряда процессов, которые в свою очередь должны подвергаться анализу и постоянному усовершенствованию. При этом у каждого процесса в организации должен быть «владелец», то есть лицо, несущее ответственность за этот процесс. В его функции входит информирование всех участников процесса об их обязанностях, полномочиях и ответственности, а также организация взаимодействия нескольких функциональных подразделений предприятия для решения возникающих проблем.
Область применения семейства
стандартов ISO 9000 не ограничивается
производством. Подход к
3.1 Нормы и требования ISO 9000
Нормы и требования ISO 9000 наиболее часто применяются в четырех типичных ситуациях:
1. как методический материал при создании системы качества на предприятии. К примеру, завод — производитель какой-либо продукции может не ставить перед собой задачу официального признания своей технологии управления качеством как соответствующей ISO 9000, однако использовать ее полностью либо отдельные составляющие в процессе выпуска продукции. Зачастую это позволяет повысить конкурентоспособность организации, экономическую эффективность ее деятельности.
2. соответствие стандартам ISO 9000 может служить доказательством качества при заключении контракта между поставщиком и потребителем какой-либо продукции. Например, компания — дистрибьютор какого-либо продукта при подготовке соглашения с заводом-изготовителем имеет возможность оговорить, что определенные процессы и элементы системы управления качеством на предприятии-поставщике должны соответствовать требованиям ISO 9000.
3. потребитель (особенно при межкорпоративных сделках) может изъявить желание тем или иным способом оценить систему качества на предприятии. Зачастую при этом в качестве базы сравнения выступают именно стандарты ISO 9000. В этом случае наиболее оправданным для поставщика является заблаговременное получение официального подтверждения соответствия стандартам ISO 9000.
4. стандарты ISO 9000 в Европе применяют при регистрации и сертификации системы качества органом по сертификации. При этом производитель обязуется поддерживать соответствие системы качества нормам ISO 9000, а оценка качества потребителем может не проводиться или проводиться более либерально.
Производитель может быть
4. Стандарты ISO 9000 в Украине
После выхода третьей версии
стандартов ISO 9000:2000 в Украине был
сделан идентичный перевод.
1. ДСТУ ISO 9000:2001. Системи управління якістю. Основні положения та словник (ISO 9000:2000, IDT);
2. ДСТУ ISO 9001:2001. Системи управління якістю. Вимоги (ISO 9001:2000, IDT);
3. ДСТУ ISO 9004:2001. Системи управління якістю. Настанови щодо поліпшення діяльності GSO 9004:2000, IDT);
4. ДСТУ
ISO 19011:2003. Настанови щодо здійснення аудитів
систем управління якістю i (або) екологічного
управління (ISO 19011:2002, IDT)
4.1. Практика использования ISO 9000 в Украине
Практика использования стандартов ISO 9000 становится особенно актуальной для украинских предприятий в настоящее время в условиях интеграции в европейские и другие организации. Поэтому ориентир на стандарты серии ISO 9000 является для них просто «входным билетом», т.е. минимальным уровнем требований для вхождения в международный рынок.
До настоящего времени работы по распространению стандартов ISO 9000 проходили медленно. Лишь в последнее время деятельность предприятий в этом направлении существенно активизировалась. Так, по материалам «Bureau VERITAS», если за период с 1995 г. по 2002 г. в Украине было сертифицировано 311 компаний, то уже через два года к концу 2004 г. это количество возросло до 1500, а к концу 2009 г. – составило около 8000 предприятий.
Многие предприятия и
4.2. Проблемы внедрения систем качества в Украине
Причинами, сдерживающими
1. Незначительный
рост объемов производства в
большинстве отраслей
2. Отсутствие денег на разработку систем качества и проведение сертификации у предприятий.
3. Недостаточная
пропаганда преимуществ
4. Незначительная
часть предприятий,
5. Кроме
того, играет роль и факт
6. Реальная
неподготовленность
Руководители всех украинских предприятий, которые внедрили, внедряют или намерены внедрить стандарт ISO 9001 по требованию заказчика или по какой-либо другой причине, должны учитывать, что они делают лишь первый шаг в направлении создания системы качества. Но и на этом этапе она может приносить прибыль, способствуя достижению определенных целей.