Стандарты ISO 9000

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 13:31, реферат

Описание работы

Стандарты ISO 9000 — это комплекс требований для обеспечения управления качеством продукции и услуг. Они включают базовые принципы построения работы компании, т.е. имеют отношение не к работе отдельных подразделений, отвечающих за контроль качества, а к компании в целом.

Содержание

Введение


История создания ISO 9000


2. Глобальная концепция законодательного обеспечения качества товаров и услуг на европейском рынке


3. Концепция стандартов ISO 9000:

3.1 Нормы и требования ISO 9000


4. Стандарты ISO 9000 в Украине:

4.1. Практика использования ISO 9000 в Украине

4.2. Проблемы внедрения систем качества в Украине

4.3. Государственное регулирование систем качества продукции


Заключение

Работа содержит 1 файл

iso 9000.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Одесский  государственный  экономический университет 
 

Кафедра маркетинга 
 
 

Реферат на тему:

«Стандарты ISO 9000» 
 
 
 
 
 
 

Выполнили:

Студентки 56 гр ФМЭ

Пахалюк Алла

Шунько  Надежда 

Научный руководитель:

Рулинская О.В. 
 
 
 

Одесса 2010

Содержание: 

Введение 

  1. История создания ISO 9000
 

   2. Глобальная концепция законодательного обеспечения качества товаров и услуг на европейском рынке 

   3. Концепция стандартов ISO 9000:

3.1 Нормы  и требования ISO 9000 

     4. Стандарты ISO 9000 в Украине:

4.1. Практика  использования ISO 9000 в Украине

4.2. Проблемы внедрения систем качества в Украине

4.3. Государственное  регулирование систем качества  продукции 

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

         Стандарты ISO 9000 — это комплекс  требований для обеспечения управления качеством продукции и услуг. Они включают базовые принципы построения работы компании, т.е. имеют отношение не к работе отдельных подразделений, отвечающих за контроль качества, а к компании в целом.

         ISO 9000 носит рекомендательный характер и используется при подготовке национальных стандартов управления. В случае принятия его национальными службами стандартизации, ISO 9000 получает двойное наименование — международное и национальное. На сегодняшний день в таком виде он принят более чем в 50 странах.  

  1. История создания ISO 9000

   В 1977 г. Немецкий институт стандартизации внес предложение об унификации национальных стандартов. С этой целью в 1980 г. был  основан Технический комитет  «Управление качеством и обеспечение  качества» — ISO/TK-176.

         В 1987 г. этим комитетом была  разработана первая версия стандартов ISO 9000 (Quality management systems — Системы менеджмента  качества) по системам качества  организаций. В ее основу был  положен стандарт BS 5750 Британской  организации по стандартизации, который, в свою очередь, брал свое начало от американских стандартов качества на готовую продукцию MIL — Q9858, принятых в конце 50 годов Министерством обороны США.

         В 1994 г. вышла вторая версия  переработанных стандартов ISO 9000. В 2000 г. была издана третья версия ISO 9000:2000.

         Целью стандартов ISO 9000 являлось  повышение качества продукции  и конкурентоспособности предприятия.  

         Стандарты ISO 9000 на системы качества  давно стали правилом взаимоотношений практически во всех странах мира. Необходимость предоставления сертификата на систему качества поставщика, подтверждающего ее соответствие стандартам ISO 9000, является в ряде случаев обязательным условием при заключении контрактов на поставку продукции.

         По идеологии международных стандартов ISO серии 9000 система качества должна  быть взаимоувязанной со всеми  видами деятельности предприятия,  определяющими качество продукции.  Ее действия распространяются  на все этапы жизненного цикла  продукции и процессы, от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных требований.  

2. Глобальная концепция законодательного обеспечения качества товаров и услуг на европейском рынке

         Согласно нормам и правилам, принятым в большинстве промышленно развитых стран — государствах ЕС, США, Канаде и др. — предприятие-производитель продукции должно приложить все усилия по созданию доверительных отношений между ним и потребителем. Такие отношения выражаются в восприятии потребителем продукции компании как безусловно качественной. Именно такой подход был положен в основу принятого Европейским сообществом документа — Глобальной концепции законодательного обеспечения качества товаров и услуг на европейском рынке.

         Упомянутая концепция основана на трех принципах:

- система  менеджмента качества у изготовителя;

- проверка  продуктов через испытательные  лаборатории;

- единая  оценка соответствия качества (сертификация).

         Помимо сертификации продукции,  Глобальная концепция ЕС предписывает применение системы управления качеством как гарантии стабильного качества произведенных продуктов. С этой целью и был создан комплекс стандартов, который описывает составляющие и структуру такой системы управления, а также требования к ее элементам — так называемые нормы семейства ISO 9000.

         Рекомендации и требования международных  стандартов семейства ISO 9000 направлены  на удовлетворение интересов  потребителя. Интересно то, что  нормы ISO 9000 не содержат четких  и исчерпывающих инструкций в отношении того, как именно должно осуществляться производство товаров (выполнение работ, оказание услуг). Эти стандарты представляют собой задачи системы качества, которые предприятию предстоит решить.  

3. Концепция стандартов ISO 9000

         Концепция семейства стандартов ISO 9000 основана на следующем утверждении: организация создает, обеспечивает и улучшает качество продукции при помощи ряда процессов, которые в свою очередь должны подвергаться анализу и постоянному усовершенствованию. При этом у каждого процесса в организации должен быть «владелец», то есть лицо, несущее ответственность за этот процесс. В его функции входит информирование всех участников процесса об их обязанностях, полномочиях и ответственности, а также организация взаимодействия нескольких функциональных подразделений предприятия для решения возникающих проблем.

         Область применения семейства  стандартов ISO 9000 не ограничивается  производством. Подход к универсализации  качества, закрепленный нормами  ISO 9000, предполагает, что деятельность любой организации, будь то производитель или дистрибьютор какой-либо продукции, может быть представлена как система процессов. В этой системе на входе имеются определенные ресурсы (как материальные, так и трудовые, интеллектуальные и др.), а на выходе — различная продукция.

3.1 Нормы и требования ISO 9000

   Нормы и требования ISO 9000 наиболее  часто применяются в четырех  типичных ситуациях:

1. как методический материал при создании системы качества на предприятии. К примеру, завод — производитель какой-либо продукции может не ставить перед собой задачу официального признания своей технологии управления качеством как соответствующей ISO 9000, однако использовать ее полностью либо отдельные составляющие в процессе выпуска продукции. Зачастую это позволяет повысить конкурентоспособность организации, экономическую эффективность ее деятельности.

2. соответствие стандартам ISO 9000 может служить доказательством качества при заключении контракта между поставщиком и потребителем какой-либо продукции. Например, компания — дистрибьютор какого-либо продукта при подготовке соглашения с заводом-изготовителем имеет возможность оговорить, что определенные процессы и элементы системы управления качеством на предприятии-поставщике должны соответствовать требованиям ISO 9000.

3. потребитель (особенно при межкорпоративных сделках) может изъявить желание тем или иным способом оценить систему качества на предприятии. Зачастую при этом в качестве базы сравнения выступают именно стандарты ISO 9000. В этом случае наиболее оправданным для поставщика является заблаговременное получение официального подтверждения соответствия стандартам ISO 9000.

4. стандарты ISO 9000 в Европе применяют при регистрации и сертификации системы качества органом по сертификации. При этом производитель обязуется поддерживать соответствие системы качества нормам ISO 9000, а оценка качества потребителем может не проводиться или проводиться более либерально.

         Производитель может быть вовлечен  в ситуации всех четырех типов  одновременно — когда и закупки,  и продажи осуществляются как  в рамках контракта, где прямо  оговорены требования к обеспечению  и системам качества, так и  вне контрактной ситуации (способность поставщика к выпуску качественной продукции удостоверена, например, независимым органом по сертификации).  

4. Стандарты ISO 9000 в Украине

         После выхода третьей версии  стандартов ISO 9000:2000 в Украине был  сделан идентичный перевод. Они  были изданы уже в качестве национальных стандартов и имели следующий вид:

1. ДСТУ ISO 9000:2001. Системи управління якістю. Основні положения та словник (ISO 9000:2000, IDT);

2. ДСТУ ISO 9001:2001. Системи управління якістю. Вимоги (ISO 9001:2000, IDT);

3. ДСТУ ISO 9004:2001. Системи управління якістю. Настанови щодо поліпшення діяльності GSO 9004:2000, IDT);

4. ДСТУ ISO 19011:2003. Настанови щодо здійснення аудитів систем управління якістю i (або) екологічного управління (ISO 19011:2002, IDT)            

4.1. Практика использования ISO 9000 в Украине

     Практика  использования стандартов ISO 9000 становится особенно актуальной для украинских предприятий в настоящее время  в условиях интеграции в европейские  и другие организации. Поэтому ориентир на стандарты серии ISO 9000 является для них просто «входным билетом», т.е. минимальным уровнем требований для вхождения в международный рынок.

         До настоящего времени работы  по распространению стандартов ISO 9000 проходили медленно. Лишь в  последнее время деятельность предприятий в этом направлении существенно активизировалась. Так, по материалам «Bureau VERITAS», если за период с 1995 г. по 2002 г. в Украине было сертифицировано 311 компаний, то уже через два года к концу 2004 г. это количество возросло до 1500, а к концу 2009 г. – составило около 8000 предприятий.

         Многие предприятия и организации  разрабатывают и совершенствуют  свои системы управления качеством  при научно-методической помощи  специализированных отечественных  и зарубежных фирм, таких как  УкрСЕПРО (Украина), Бюро VERITAS (Франция), TUV CERT (Германия), TNO (Нидерланды), Морской регистр судоходства (Россия), ИнтерСертифика (Россия) и др.  

4.2. Проблемы внедрения систем качества в Украине

         Причинами, сдерживающими распространение  общепризнанных во всем мире сертификатов на соответствие стандарту ISO 9001 среди украинских предприятий, являются:

1. Незначительный  рост объемов производства в  большинстве отраслей народного  хозяйства и слабый платежеспособный  спрос на продукцию вообще.

2. Отсутствие денег на разработку систем качества и проведение сертификации у предприятий.

3. Недостаточная  пропаганда преимуществ международных  стандартов ISO 9000.

4. Незначительная  часть предприятий, выпускающих  продукцию на экспорт, где требуют  сертификат ISO 9001.

5. Кроме  того, играет роль и факт государственного  невмешательства во взаимоотношения  по поводу качества. (Так, например, в России Министерство обороны  издало указания для предприятий,  выпускающих военную продукцию,  работать только с теми поставщиками, у которых внедрены системы качества, соответствующие стандарту ISO 9001).

6. Реальная  неподготовленность подавляющего  большинства работников к методам  управления качеством. Вспомним, что в Японии в результате  повсеместного обучения, статистические  методы управления качеством знал практически каждый школьник. К. Исикава до предела упростил эти методы, что позволило сделать их доступными большинству населения.  

         Руководители всех украинских  предприятий, которые внедрили, внедряют  или намерены внедрить стандарт ISO 9001 по требованию заказчика или по какой-либо другой причине, должны учитывать, что они делают лишь первый шаг в направлении создания системы качества. Но и на этом этапе она может приносить прибыль, способствуя достижению определенных целей.

Информация о работе Стандарты ISO 9000