Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:52, курсовая работа
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительную сущность трудно определить однозначно. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…......3
1. Общая характеристика банковской системы РФ:
цели, задачи, функции, структура……………………………………………..4
2 .Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации.………9
3. Задачи по реформированию банковского сектора и ожидаемые итоги его развития……………………………………………………………….………..12
4 .Участие государства в развитии банковской системы……….…………..14
5. Развитие конкуренции и поддержание конкурентной среды в банковском бизнесе………………………………………………………………………….17
6. Вопросы развития и внедрения современных банковских технологий Российской Федерации………………………………………………….…….19
7. Вопросы создания международного финансового центра в Российской Федерации и усиления роли рубля в международных взаиморасчетах……21
8.Развитие финансового обслуживания малого бизнеса и населения............................................................................................................22
9.Об организации обращения наличных денег………………………………23
10. Взаимодействие с банковским сообществом и международное сотрудничество………………………………………………………………..24
11. Основные направления совершенствования банковского регулирования и надзора в Российской Федерации………………………………………….26
12.Лицензирование. Порядок инвестирования капитала…………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Меры по снижению административной нагрузки на кредитные организации
В числе приоритетов
решить вопрос об освобождении кредитных
организаций от выполнения несвойственных
им функций по контролю за исполнением
хозяйствующими субъектами установленных
правил работы с наличными деньгами;
сократить перечень должностей, назначение
которых требует согласования с Банком
России, исключив из перечня заместителей
руководителя и заместителей главного
бухгалтера филиалов кредитных организаций;
унифицировать требования к устойчивости
банков для целей банковского надзора
и участия банков в системе страхования
вкладов;
продолжить работу по оптимизации отчетности
кредитных организаций по ряду направлений,
включая внесение изменений в законодательство
Российской Федерации об архивном деле
с целью снижения требований по объемам
и срокам хранения документов на бумажных
носителях, исключение из форм отчетности
дублирующей информации и создание условий
для перехода к представлению информации
преимущественно на электронных носителях
решить вопрос об устранении чрезмерных
обременений при обработке кредитными
организациями и Банком России персональных
данных, полученных от клиентов (контрагентов)
и кредитных организаций - корреспондентов,
при осуществлении банковских операций
и деятельности, предшествующей заключению
договоров с клиентами (контрагентами)
и кредитными организациями - корреспондентами,
а также при обработке Банком России персональных
данных в целях осуществления контрольных
и надзорных функций.
6.
Вопросы развития и
внедрения современных
банковских технологий
Российской Федерации.
Современная банковская деятельность
невозможна без использования передовых
информационных технологий, позволяющих
повысить качество предоставляемых услуг
и расширить их перечень. Как свидетельствует
практика, внедрение кредитными организациями
новых банковских технологий обеспечивает
существенное повышение эффективности
их деятельности.
Перспективы развития банковского сектора
в значительной мере связаны с совершенствованием
способов осуществления банковской деятельности
на основе применения достижений в сфере
информатизации.
В последние годы наблюдается процесс
интенсивной технологической модернизации
банковской деятельности, связанный с
внедрением в кредитных организациях
банковских автоматизированных систем
и технологий дистанционного банковского
обслуживания, что позволяет существенно
расширить клиентскую базу кредитных
организаций и предложение банковских
услуг.
Для реализации преимуществ информационных
технологий необходимо повышение операционной
совместимости платежной инфраструктуры
(процессинговых центров, банкоматов,
терминалов) и централизации клиринговых,
расчетных услуг на основе унифицированных
правил и стандартов.
Правительство Российской Федерации и
Банк России обеспечат формирование нормативной
базы, а также общие условия для применения
в банковской деятельности новейших информационных
технологий, в том числе технологий дистанционного
банковского обслуживания, средств автоматизации
кассовых операций, электронных средств
платежа и электронной обработки платежной
информации на основе развития конкуренции
и внедрения инноваций в сфере высокотехнологичных
банковских продуктов при соответствующем
государственном регулировании и контроле.
Внедрение новых технологий и новых банковских
продуктов позволит кредитным организациям
существенно повысить скорость и качество
проведения банковских операций, упростит
осуществление расчетов для населения,
обеспечит более широкие возможности
получения наличных денег с банковских
счетов и защиту имущественных интересов
граждан от фальшивомонетничества, создаст
условия для продвижения банковских продуктов
и услуг в удаленные регионы с низким уровнем
развития банковского обслуживания, а
также на территории, где отсутствуют
кредитные организации, их филиалы или
внутренние структурные подразделения.
Одновременно развитие передовых технологий
ставит на повестку дня вопросы обеспечения
надежности функционирования банковских
автоматизированных систем и их информационной
безопасности. Важным направлением в деятельности
кредитных организаций должно стать обеспечение
защиты информации, выявление рисков,
имеющих технический и технологический
характер, а также рисков использования
кредитной организации в деятельности,
направленной на легализацию (отмывание)
доходов, полученных преступным путем,
и финансирование терроризма.
Для повышения надежности банковской
деятельности в условиях расширяющегося
использования современных банковских
технологий приобретает актуальность
вопрос о законодательном закреплении
за Банком России функций по определению
минимальных требований по управлению
кредитными организациями рисками в этой
сфере.
Правительство Российской Федерации и
Банк России будут поддерживать усилия
банковского сообщества, направленные
на регламентацию высокотехнологичной
банковской деятельности. В частности,
Банк России намерен продолжать участие
в адаптации международных и разработке
национальных стандартов в сфере рационального
использования в банковской деятельности
передовых технологий, а также в создании
условий для соблюдения таких стандартов.
Одновременно кредитным организациям
и банковским ассоциациям рекомендуется
продолжить работу, направленную на регламентацию
высокотехнологичной банковской деятельности,
выработку и внедрение соответствующих
отраслевых стандартов и обеспечение
условий их соблюдения.
7.
Вопросы создания международного
финансового центра
в Российской Федерации
и усиления роли рубля
в международных взаиморасчетах
Создание
международного финансового центра
в Российской Федерации позволит
осуществить более глубокую интеграцию
банковского сектора и
В настоящее время изменения денежно-кредитной
политики развитых стран и рост волатильности
курсов основных мировых валют создали
дополнительные предпосылки для формирования
новых валютных блоков и двусторонних
расчетных механизмов, основанных на использовании
локальных денежных единиц в международных
финансовых расчетах, а также для возникновения
новых международных финансовых центров,
в том числе в Российской Федерации. При
этом существует реальная возможность
существенно увеличить долю российского
рубля в международных расчетах, что, в
свою очередь, позволяет перейти к использованию
рубля в качестве региональной резервной
валюты и снизить валютные риски для России
и стран-партнеров.
С целью создания привлекательных условий
проведения международных расчетов с
использованием рубля Правительству Российской
Федерации и Банку России необходимо рассмотреть
вопросы внесения изменений в валютное,
налоговое и таможенное законодательство
Российской Федерации.
8. Развитие финансового обслуживания малого бизнеса и населения
В последние годы в Российской Федерации
активно развивается малый
Как показывает международный опыт, помимо
развития банковского обслуживания и
принятия государством части рисков, связанных
с кредитованием малого бизнеса банками,
одним из направлений решения проблемы
дефицита кредитно-финансового обслуживания
может являться развитие системы некредитных
организаций, прежде всего кредитных кооперативов
и организаций микрофинансирования, а
также ломбардов.
Основной задачей Правительства Российской
Федерации в этой сфере является обеспечение
регулирования и контроля за деятельностью
соответствующих некредитных организаций.
Предусматривается, что в перспективе
функция по надзору и проверке деятельности
некредитных организаций на местах будет
выведена из сферы государственного регулирования
и передана саморегулируемым организациям
в сфере кредитной кооперации и микрофинансирования
с сохранением обязательности проведения
совместных с государственным регулятором
избирательных и плановых проверок.
В краткосрочном периоде основной задачей
Правительства Российской Федерации является
совершенствование системы регулирования
и контроля за кредитными кооперативами
и микрофинансовыми организациями, а также
ломбардами.
9. Об организации обращения наличных денег
Важным направлением деятельности
кредитных организаций является организация
наличного денежного обращения. На сегодняшний
день в Российской Федерации сложилась
традиционная модель организации наличного
денежного обращения, для которой характерна
высокая степень участия эмиссионного
центра в управлении потоками наличных
денег.
Банк России планирует активнее привлекать
кредитные организации к участию в организации
наличного денежного обращения, делегируя
им часть своих функций. Децентрализация
потоков наличных денег позволит повысить
эффективность удовлетворения потребности
хозяйствующих субъектов в наличных деньгах,
обеспечит бесперебойное функционирование
наличного денежного обращения, в особенности
в регионах, в которых отсутствуют учреждения
Банка России.
Учитывая достаточно высокую стоимость
кассовых операций, можно ожидать перераспределения
функций кредитных организаций, связанных
с ведением кассовых операций, в направлении
специализации некоторых кредитных организаций
на работе с наличными деньгами и кооперации
с другими кредитными организациями на
договорных началах в целях предоставления
им услуг по обработке, хранению и перевозке
банкнот и монет. Наличие у специализированных
кредитных организаций квалифицированного
персонала и необходимой материально-технической
базы обеспечит, с одной стороны, высокое
качество оказываемых услуг при их умеренной
стоимости, с другой - поддержание чистоты
наличного денежного обращения.
Перспективным решением в повышении эффективности
обеспечения экономики наличными деньгами
является предоставление части денежной
наличности Банка России на хранение в
кредитные организации с возможностью
ее подконтрольного Банку России расходования
и пополнения кредитными организациями.
Благодаря этому снижаются операционные
расходы кредитных организаций на перевозку
наличных денег и обеспечивается бесперебойность
подкрепления операционных касс кредитных
организаций банкнотами и монетой. Кроме
того, сокращение количества перевозок
крупных сумм наличных денег повысит их
сохранность.
Планируется также прекращение выпуска
и постепенный вывод из обращения 1- и 5-копеечных
монет при сохранении их в качестве инструмента
расчета.
Предусматривается продолжить работу
по нормативному правовому регулированию
организации обращения наличных денег
и повышения прозрачности расчетов.
10. Взаимодействие с банковским сообществом и международное сотрудничество
За последние годы существенно
укрепилось взаимодействие Правительства
Российской Федерации и Банка
России с банковским сообществом
по вопросам функционирования банковского
сектора. Правительству Российской Федерации
и Банку России предстоит предпринять
новые шаги по развитию конструктивных
контактов с банковским сообществом, прежде
всего в лице банковских ассоциаций, продолжить
практику привлечения их к работе по совершенствованию
нормативной правовой базы банковской
деятельности.
Вместе с тем, учитывая международный
опыт, банковским ассоциациям может быть
рекомендовано более активно осуществлять
деятельность по агрегированию адресованных
Правительству Российской Федерации и
Банку России предложений банковского
сообщества, направленных на повышение
эффективности банковского бизнеса и
приведение его в соответствие с современными
международными стандартами и подходами.
Одновременно отмечается необходимость
усиления роли банковских ассоциаций
в информировании участников рынка о принимаемых
Правительством Российской Федерации
и Банком России решениях в сфере банковской
деятельности.
Активно развивается взаимодействие Правительства
Российской Федерации и Банка России с
международными организациями. В 2011 - 2015
годах будет продолжена работа в "Группе
двадцати", Совете по финансовой стабильности,
Базельском комитете по банковскому надзору
и их рабочих органах.
Правительство Российской Федерации и
Банк России продолжат взаимодействие
с Международным валютным фондом и Всемирным
банком по вопросам развития банковского
сектора, банковского регулирования и
банковского надзора. Банк России продолжит
развитие кооперации с органами банковского
регулирования и надзора других стран
по вопросам трансграничного надзора
за кредитными организациями, банковскими
группами и банковскими холдингами.
11. Основные направления совершенствования банковского регулирования и надзора в Российской Федерации
Правительство Российской Федерации
и Банк России исходят из того, что
система банковского
Предусматривается продолжить работу
по уточнению полномочий Банка России
согласно предъявляемым к банковскому
регулированию и банковскому надзору
международным требованиям, включая возможности
по оценке устойчивости кредитных организаций
на индивидуальной и консолидированной
основе и полномочия по применению мер
надзорного реагирования.
Специальное внимание будет уделено вопросам
идентификации и оценки рисков, в том числе
рисков, имеющих системную природу, на
содержательной основе и интенсивности
надзора исходя из риск-ориентированных
подходов.
12.Лицензирование.
Порядок инвестирования
капитала
Правительство
Российской Федерации и Банк России
рассмотрят вопросы совершенствования
системы допуска капитала на рынок банковских
услуг и контроля Банка России за крупными
приобретениями (более 10 процентов) акций
(долей) кредитных организаций. Особое
внимание будет уделяться соблюдению
инвесторами требований законодательства
Российской Федерации. Правительством
Российской Федерации и Банком России
предусматривается формирование системы
мер воздействия в отношении инвесторов,
осуществивших приобретения с нарушением
законодательства Российской Федерации.
Будет продолжена работа по закреплению
в законодательстве Российской Федерации
положений, направленных на повышение
требований к руководителям кредитных
организаций и их филиалов, на усиление
контроля со стороны Банка России за соответствием
руководителей установленным требованиям,
а также работа по предотвращению допуска
к участию в капиталах банков лиц с неудовлетворительным
финансовым положением и деловой репутацией,
включая полномочия по контролю за крупными
приобретениями акций (долей) кредитных
организаций. Требуется провести работу
по законодательному закреплению за Банком
России полномочий по обработке персональных
данных и ведению баз данных.
Для упрощения процедур размещения акций
кредитных организаций среди широкого
круга инвесторов будут реализованы меры,
направленные на обеспечение благоприятных
условий публичного размещения акций,
а также на упрощение процедуры регистрации
эмиссии ценных бумаг.
Предусматривается подготовка предложений
по совершенствованию законодательства
Российской Федерации, регулирующего
процедуры реорганизации кредитных организаций,
направленных на устранение препятствий
в реализации возможности осуществления
слияний и присоединений кредитных организаций,
различных организационно-правовых форм.
На нынешнем этапе развития банковского
сектора предполагается сохранить сложившиеся
условия инвестирования иностранного
капитала, предполагающие равный с резидентами
порядок участия в уставных капиталах
кредитных организаций - резидентов без
предоставления возможности открывать
филиалы иностранных банков.
Заключение
В данной работе
была рассмотрена сущность центральных
банков как ключевого звена кредитно-
Информация о работе Современный этап развития банковской системы РФ