Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:52, курсовая работа
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительную сущность трудно определить однозначно. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…......3
1. Общая характеристика банковской системы РФ:
цели, задачи, функции, структура……………………………………………..4
2 .Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации.………9
3. Задачи по реформированию банковского сектора и ожидаемые итоги его развития……………………………………………………………….………..12
4 .Участие государства в развитии банковской системы……….…………..14
5. Развитие конкуренции и поддержание конкурентной среды в банковском бизнесе………………………………………………………………………….17
6. Вопросы развития и внедрения современных банковских технологий Российской Федерации………………………………………………….…….19
7. Вопросы создания международного финансового центра в Российской Федерации и усиления роли рубля в международных взаиморасчетах……21
8.Развитие финансового обслуживания малого бизнеса и населения............................................................................................................22
9.Об организации обращения наличных денег………………………………23
10. Взаимодействие с банковским сообществом и международное сотрудничество………………………………………………………………..24
11. Основные направления совершенствования банковского регулирования и надзора в Российской Федерации………………………………………….26
12.Лицензирование. Порядок инвестирования капитала…………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Динамическое развитие банковского сектора в постоянно меняющейся экономической среде привносит в деятельность банков новые аспекты и проблемы, решение которых во многом зависит от уровня банковской безопасности.
Первоочередные
задачи, решаемые в настоящее время
российскими коммерческими
Первая
из проблем находится под
Увеличение размеров банков на основе слияний и присоединений, а также их кооперации с другими финансовыми институтами преследует цель укрепления конкурентных позиций на национальном уровне и завоевания новых сфер влияния на международном.
Рост
рыночной стоимости банков и рост
капитализации банковской отрасли в целом
гарантирует выполнение банками их общественных
функций и обеспечивает сохранение привлекательных
рабочих мест, что отвечает потребностям
общественного прогресса и задачам экономического
роста.
2. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации
Банковская отрасль должна быть инвестиционно привлекательной, только так она сможет выполнить свою основную задачу – обеспечить модернизацию экономики кредитными ресурсами в необходимом объеме.
Правительство
Российской Федерации и Центральный банк
Российской Федерации с учетом уроков
кризиса констатируют необходимость продолжения
усилий по повышению устойчивости банковского
сектора и обеспечению динамичного роста
совокупных показателей его функционирования.
Основным
содержанием нового этапа в развитии
банковской сферы должно стать повышение
качества банковской деятельности, включающее
расширение состава банковских продуктов
и услуг и совершенствование
способов их предоставления, обеспечение
долгосрочной эффективности и устойчивости
бизнеса кредитных организаций.
Основным содержанием нового этапа в развитии
банковской сферы должно стать повышение
качества банковской деятельности, включающее
расширение состава банковских продуктов
и услуг и совершенствование способов
их предоставления, обеспечение долгосрочной
эффективности и устойчивости бизнеса
кредитных организаций.
Все более активно должны использоваться
достижения современных информационных
технологий, составляющих основу модернизации
банковской деятельности. Правительство
Российской Федерации и Центральный банк
Российской Федерации исходят из необходимости
дальнейшего повышения уровня конкуренции,
транспарентности и рыночной дисциплины
в банковском секторе. В связи с этим особое
значение приобретает формирование в
перспективе ближайших нескольких лет
более эффективной системы банковского
регулирования и надзора, способной противостоять
кризисам. В результате кредитные организации
во все возрастающей степени будут ориентироваться
на долгосрочные результаты деятельности
и более рациональное ведение бизнеса,
построение и использование эффективных
систем управления, включая управление
рисками. Указанные изменения будут означать
переход к интенсивной модели развития
банковского сектора.
Для достижения этих целей Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года (Заявление от 5 апреля 2011 года Правительства РФ № 1472п-П13 и Центрального Банка РФ № 01-001/1280 «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации до 2015 года»)
Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации в рамках реализации Стратегии, намерены создать необходимые правовые и иные условия для формирования в Российской Федерации современного высокоразвитого и конкурентоспособного банковского сектора, отвечающего интересам российской экономики и обеспечивающего высокий уровень банковского обслуживания населения и организаций.
Цели и факторы развития банковского сектора Российской Федерации
Основной целью развития банковского
сектора Российской Федерации (далее
- банковский сектор) на среднесрочную
перспективу является активное участие
в модернизации экономики на основе
существенного повышения уровня и качества
банковских услуг, предоставляемых организациям
и населению, и обеспечения его системной
устойчивости. Достижение этой цели является
необходимым условием развития российской
экономики и повышения ее конкурентоспособности
на международной арене за счет диверсификации
и перехода на инновационный путь развития.
Одновременно стала очевидной необходимость
более решительного перехода к модели
развития банковского сектора, характеризующейся
приоритетом качественных показателей
деятельности и ориентацией на долгосрочную
эффективность. Это в полной мере отвечает
долгосрочным приоритетам развития экономики,
в том числе предусмотренным Концепцией
долгосрочного социально-экономического
развития Российской
Федерации на период
до 2020 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от
17 ноября 2008 г. № 1662-Р.
Переход к преимущественно интенсивной модели развития
Правительство
Российской Федерации и Банк России исходят
из того, что интенсивная модель развития
банковского сектора характеризуется
в том числе следующими признаками:
высокий уровень конкуренции на банковском
рынке и рынке финансовых услуг в целом,
которому способствуют реализация в регулировании
принципа пропорциональности и недопущение
условий для регулятивного арбитража
в отношении участников каких-либо сегментов
финансового рынка, предоставление кредитными
организациями разнообразных и современных
банковских услуг населению и организациям;
уровень капитализации банковского сектора,
соответствующий задачам развития, повышения
конкурентоспособности и эффективности
банковского бизнеса;
развитые системы корпоративного управления
и управления рисками, обеспечивающие
в том числе долгосрочную эффективность
банковского бизнеса, взвешенность управленческих
решений и своевременную идентификацию
всех рисков, консервативную оценку возможных
последствий их реализации и принятие
адекватных мер защиты от рисков;
высокая степень транспарентности и рыночной
дисциплины кредитных организаций и иных
участников рынка;
ответственность руководителей, членов
советов директоров (наблюдательных советов)
и владельцев банков за добропорядочное
и сбалансированное ведение бизнеса, а
также за достоверность публикуемой и
представляемой в органы контроля и надзора
информации.
Задача перехода к преимущественно интенсивной
модели развития банковского сектора
должна стать приоритетной для Правительства
Российской Федерации, Банка России и
банковского сообщества. К числу приоритетов
Правительства Российской Федерации и
Банка России относится работа по комплексному
совершенствованию правовых условий деятельности
кредитных организаций, включая вопросы
снижения неоправданной административной
нагрузки.
Реализация настоящей Стратегии будет
осуществляться в соответствии с планом.
В свою очередь, от кредитных организаций
потребуется существенное расширение
инвестиций в передовые банковские технологии
и банковские продукты, а также в развитие
современных финансовых инструментов.
3. Задачи по реформированию банковского сектора и ожидаемые итоги его развития
. Основные задачи Правительства Российской Федерации и Банка России по изменению модели развития банковского сектора
Изменение модели развития банковского
сектора потребует от Правительства Российской
Федерации и Банка России реализации комплекса
мероприятий, направленных:
на совершенствование правовой среды,
включая развитие законодательства Российской
Федерации и создание иных условий, обеспечивающих
возможности рационального ведения бизнеса,
более эффективную защиту частной собственности
и развитие конкуренции на всех сегментах
финансового рынка;
на формирование инфраструктуры, отвечающей
современным требованиям и базирующейся
на использовании передовых банковских
технологий, развитии системы регистрации
залогов, бюро кредитных историй, платежной
и расчетной систем, института центрального
контрагента и иных инфраструктурных
институтов и условий, включая мероприятия
по созданию международного финансового
центра в Российской Федерации;
на повышение качества корпоративного
управления и управления рисками в кредитных
организациях;
на совершенствование банковского регулирования
и банковского надзора прежде всего путем
развития в них содержательной составляющей
и приведения правовых условий и практики
их осуществления в соответствие с международными
стандартами. Такая работа должна дополняться
формированием системы регулирования
и надзора (контроля) за деятельностью
всех организаций, оказывающих финансовые
услуги, исходя из принципа пропорциональности
предъявляемых требований системной значимости
организаций и уровню принимаемых ими
рисков;
на обеспечение финансовой стабильности.
Решение задач развития банковского сектора
потребует существенного изменения условий
его функционирования и может привести
к трансформации его структуры.
Ожидаемые результаты развития банковского сектора
В результате
реализации настоящей Стратегии
российская банковская система по всем
основным аспектам (организация деятельности,
качество управления, состояние конкурентной
среды, учет и отчетность, рыночная дисциплина
и транспарентность, регулирование и надзор)
должна соответствовать международным
стандартам.
Ожидаемые результаты развития банковского
сектора базируются на положениях Концепции
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года и учитывают необходимость
совершенствования модели банковского
бизнеса. Предполагается, что к 1 января
2016 года банковским сектором будут достигнуты
следующие совокупные показатели:
активы/ВВП - более 90 процентов (на 1 января
2011 г. - 76 процентов);
капитал/ВВП - 14 - 15 процентов (на 1 января
2011 г. - 10,6 процента);
кредиты нефинансовым организациям и
физическим лицам/ВВП - 55 - 60 процентов
(на 1 января 2011 г. - 40,8 процента).
При этом Правительство Российской Федерации
и Банк России исходят из того, что первостепенное
значение имеют качественные характеристики
развития - характер и уровень предоставляемых
банковских услуг, уровень конкуренции
в банковском секторе, устойчивость и
транспарентность кредитных организаций,
предопределяющие усиление роли банков
в инновационных процессах реального
сектора экономики и повышении эффективности
инвестиций.
Реализация
мер Правительства Российской Федерации
и Банка России позволит обеспечить
качественное улучшение условий
банковского обслуживания российской
экономики, способствующего ее сбалансированному
росту и устойчивому развитию внутреннего
рынка.
4. Участие государства в развитии банковской системы
Участие государства в капиталах кредитных организаций
В среднесрочной перспективе
По мере формирования условий в отношении
открытого акционерного общества «Сбербанк
России», Банк ВТБ (открытое акционерное
общество) и открытого акционерного общества
«Россельхозбанк», а также иных кредитных
организаций с долями участия государства
в уставном капитале предусматривается
осуществление действий по привлечению
стратегических инвесторов и размещению
долей, принадлежащих государству, на
открытых рынках капиталов.
Правительством Российской Федерации
предполагается обеспечить снижение доли
государства в уставном капитале создаваемого
Почтового банка Российской Федерации
в течение 3 лет после его создания не ниже
уровня 50 процентов плюс одна голосующая
акция с дальнейшим снижением этой доли
в течение 5 лет после его создания.
Участие государства в развитии современной финансовой инфраструктуры
Важнейшим
элементом развития современной
финансовой инфраструктуры в Российской
Федерации является проводимая Правительством
Российской Федерации и Банком России
работа по созданию международного финансового
центра в Российской Федерации.
Создание международного финансового
центра будет способствовать более глубокой
интеграции банковского сектора и российских
кредитных организаций в глобальные рынки,
обеспечит всестороннее совершенствование
сложившейся системы регулирования финансового
рынка.
Важное место в создаваемой финансовой
инфраструктуре должна занять национальная
платежная система, имеющая в своей основе
современное, комплексное и сбалансированное
правовое регулирование и использующая
современные международные стандарты
и технологии.
Необходимо обеспечить правовые условия
для регулирования деятельности организаций,
являющихся операторами платежных систем,
операторами по переводу денежных средств
и операторами услуг платежной инфраструктуры,
а также установить требования к организации
и функционированию платежных систем,
порядок осуществления надзора и наблюдения
в национальной платежной системе.
Предстоит законодательно определить
критерии и выделить значимые платежные
системы, учесть особенности регулирования
трансграничных платежных систем.
Правительство Российской Федерации уделяет
большое внимание вопросу повышения доли
безналичных платежей в Российской Федерации.
В связи с этим предусматривается продолжить
работу по реализации комплекса мер, направленных
на внедрение универсальной электронной
карты гражданина с интегрированным специальным
банковским приложением.
В целях развития рыночной инфраструктуры
и снижения рисков при заключении сделок
необходимо продолжить работу по нормативному
правовому регулированию клиринговой
деятельности.
В рамках повышения привлекательности
инвестиций центральных банков предусматривается
законодательно закрепить нормы об иммунитете
центральных банков иностранных государств
и принадлежащего им имущества.
Правительство Российской Федерации совместно
с Банком России определит порядок и сроки
выхода Банка России из числа акционеров
закрытого акционерного общества «Московская
межбанковская валютная биржа».
Участие иностранного капитала
Следствием
финансового кризиса стала
Присутствие иностранного капитала в
банковском секторе способствует усилению
конкуренции на российском рынке банковских
услуг, что является положительным фактором
его развития.
В целом применение мер ограничительного
характера в отношении участия иностранного
капитала в банковском секторе возможно
только в целях обеспечения справедливой
конкуренции на рынке банковских услуг
в рамках достигнутых международных договоренностей
без ущерба для интересов банковского
обслуживания населения и организаций.
Притоку иностранных инвестиций в банковский
сектор будет способствовать законодательное
закрепление транспарентных процедур,
связанных с регистрацией представительств
иностранных банков на территории Российской
Федерации, и возложение на Банк России
полномочий по их регистрации (аккредитации)
в установленном им порядке, что предполагает
внесение изменений в федеральные законы
«
5.
Развитие конкуренции
и поддержание конкурентной
среды в банковском
бизнесе.
По мере преодоления последствий финансового
кризиса банковский сектор будет развиваться
в условиях обострения конкуренции в наиболее
доходных сегментах рынка банковских
услуг. При этом ожидается определенная
активизация процессов консолидации в
банковском секторе с формированием более
крупных банковских структур, в том числе
контролирующих значительную долю рынка
банковских услуг.
Правительство Российской Федерации и
Банк России предпримут меры, направленные
на поддержание равных условий для ведения
бизнеса всеми кредитными организациями
независимо от величины и формы собственности,
в том числе кредитными организациями,
контролируемыми государством.
Пресечение злоупотреблений со стороны
кредитных организаций в связи с доминирующим
положением на рынке банковских услуг
остается одной из ключевых задач антимонопольного
регулирования. Правительство Российской
Федерации и Банк России продолжат подготовку
предложений по внесению изменений в законодательство
Российской Федерации, направленных на
защиту интересов потребителей финансовых
услуг, с учетом международного опыта
антимонопольного регулирования в банковской
сфере.
Информация о работе Современный этап развития банковской системы РФ