Современный этап развития банковской системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительную сущность трудно определить однозначно. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…......3
1. Общая характеристика банковской системы РФ:
цели, задачи, функции, структура……………………………………………..4
2 .Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации.………9
3. Задачи по реформированию банковского сектора и ожидаемые итоги его развития……………………………………………………………….………..12
4 .Участие государства в развитии банковской системы……….…………..14
5. Развитие конкуренции и поддержание конкурентной среды в банковском бизнесе………………………………………………………………………….17
6. Вопросы развития и внедрения современных банковских технологий Российской Федерации………………………………………………….…….19
7. Вопросы создания международного финансового центра в Российской Федерации и усиления роли рубля в международных взаиморасчетах……21
8.Развитие финансового обслуживания малого бизнеса и населения............................................................................................................22
9.Об организации обращения наличных денег………………………………23
10. Взаимодействие с банковским сообществом и международное сотрудничество………………………………………………………………..24
11. Основные направления совершенствования банковского регулирования и надзора в Российской Федерации………………………………………….26
12.Лицензирование. Порядок инвестирования капитала…………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

доклад по экономике.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

    Динамическое  развитие банковского сектора в  постоянно меняющейся экономической среде привносит в деятельность банков новые аспекты и проблемы, решение которых во многом зависит от уровня банковской безопасности.

      Первоочередные  задачи, решаемые в настоящее время  российскими коммерческими банками: повышение капитализации, качества менеджмента - являются остро актуальными и для банков с госучастием.

      Первая  из проблем находится под постоянным контролем Центрального Банка РФ, неуклонно повышающего нормативные  требования к минимальному капиталу всех коммерческих банков (180 млн. руб. на 01.01.2012 г.), и решается банками различными путями:

    1. эволюционным - путем органического роста;
    2. революционным - путем дополнительной эмиссии акций (в том числе проведения IPO) или осуществлением слияний и поглощений.

      Увеличение  размеров банков на основе слияний и присоединений, а также их кооперации с другими финансовыми институтами преследует цель укрепления конкурентных позиций на национальном уровне и завоевания новых сфер влияния на международном.

      Рост  рыночной стоимости банков и рост капитализации банковской отрасли в целом гарантирует выполнение банками их общественных функций и обеспечивает сохранение привлекательных рабочих мест, что отвечает потребностям общественного прогресса и задачам экономического роста. 
 

2. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации

Банковская  отрасль должна быть инвестиционно  привлекательной, только так она  сможет выполнить свою основную задачу – обеспечить модернизацию экономики  кредитными ресурсами в необходимом объеме.    

 Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации с учетом уроков кризиса констатируют необходимость продолжения усилий по повышению устойчивости банковского сектора и обеспечению динамичного роста совокупных показателей его функционирования.  
    

Основным  содержанием нового этапа в развитии банковской сферы должно стать повышение  качества банковской деятельности, включающее расширение состава банковских продуктов  и услуг и совершенствование  способов их предоставления, обеспечение  долгосрочной эффективности и устойчивости бизнеса кредитных организаций.  
Основным содержанием нового этапа в развитии банковской сферы должно стать повышение качества банковской деятельности, включающее расширение состава банковских продуктов и услуг и совершенствование способов их предоставления, обеспечение долгосрочной эффективности и устойчивости бизнеса кредитных организаций.  
    Все более активно должны использоваться достижения современных информационных технологий, составляющих основу модернизации банковской деятельности. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации исходят из необходимости дальнейшего повышения уровня конкуренции, транспарентности и рыночной дисциплины в банковском секторе. В связи с этим особое значение приобретает формирование в перспективе ближайших нескольких лет более эффективной системы банковского регулирования и надзора, способной противостоять   кризисам.  В результате кредитные организации во все возрастающей степени будут ориентироваться на долгосрочные результаты деятельности и более рациональное ведение бизнеса, построение и использование эффективных систем управления, включая управление рисками. Указанные изменения будут означать переход к интенсивной модели развития банковского сектора.    

Для достижения этих целей Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года (Заявление от 5 апреля 2011 года Правительства РФ № 1472п-П13 и Центрального Банка РФ № 01-001/1280 «О стратегии развития  банковского сектора Российской Федерации до 2015 года»)    

Правительство Российской Федерации и Центральный  банк Российской Федерации в рамках реализации  Стратегии, намерены создать необходимые правовые и иные условия для формирования в Российской Федерации современного высокоразвитого и конкурентоспособного банковского сектора, отвечающего интересам российской экономики и обеспечивающего высокий уровень банковского обслуживания населения и организаций.  

  Цели и факторы  развития банковского  сектора Российской  Федерации  

 
    Основной целью развития банковского  сектора Российской Федерации (далее - банковский сектор) на среднесрочную  перспективу является активное участие  в модернизации экономики на основе существенного повышения уровня и качества банковских услуг, предоставляемых организациям и населению, и обеспечения его системной устойчивости. Достижение этой цели является необходимым условием развития российской экономики и повышения ее конкурентоспособности на международной арене за счет диверсификации и перехода на инновационный путь развития.  
    Одновременно стала очевидной необходимость более решительного перехода к модели развития банковского сектора, характеризующейся приоритетом качественных показателей деятельности и ориентацией на долгосрочную эффективность. Это в полной мере отвечает долгосрочным приоритетам развития экономики, в том числе предусмотренным
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-Р.   

Переход к преимущественно  интенсивной модели развития     

Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что интенсивная модель развития банковского сектора характеризуется в том числе следующими признаками:  
    высокий уровень конкуренции на банковском рынке и рынке финансовых услуг в целом, которому способствуют реализация в регулировании принципа пропорциональности и недопущение условий для регулятивного арбитража в отношении участников каких-либо сегментов финансового рынка,    предоставление кредитными организациями разнообразных и современных банковских услуг населению и организациям;  
    уровень капитализации банковского сектора, соответствующий задачам развития, повышения конкурентоспособности и эффективности банковского бизнеса;  
    развитые системы корпоративного управления и управления рисками, обеспечивающие в том числе долгосрочную эффективность банковского бизнеса, взвешенность управленческих решений и своевременную идентификацию всех рисков, консервативную оценку возможных последствий их реализации и принятие адекватных мер защиты от рисков;  
    высокая степень транспарентности и рыночной дисциплины кредитных организаций и иных участников рынка;  
    ответственность руководителей, членов советов директоров (наблюдательных советов) и владельцев банков за добропорядочное и сбалансированное ведение бизнеса, а также за достоверность публикуемой и представляемой в органы контроля и надзора информации.  
    Задача перехода к преимущественно интенсивной модели развития банковского сектора должна стать приоритетной для Правительства Российской Федерации, Банка России и банковского сообщества. К числу приоритетов Правительства Российской Федерации и Банка России относится работа по комплексному совершенствованию правовых условий деятельности кредитных организаций, включая вопросы снижения неоправданной административной нагрузки.  
    Реализация настоящей Стратегии будет осуществляться в соответствии с планом. В свою очередь, от кредитных организаций потребуется существенное расширение инвестиций в передовые банковские технологии и банковские продукты, а также в развитие современных финансовых инструментов.  
 

3. Задачи по реформированию банковского сектора и ожидаемые итоги его развития 

. Основные задачи  Правительства Российской  Федерации и Банка  России по изменению  модели развития  банковского сектора 

 
    Изменение модели развития банковского сектора потребует от Правительства Российской Федерации и Банка России реализации комплекса мероприятий, направленных:  
    на совершенствование правовой среды, включая развитие законодательства Российской Федерации и создание иных условий, обеспечивающих возможности рационального ведения бизнеса, более эффективную защиту частной собственности и развитие конкуренции на всех сегментах финансового рынка;  
    на формирование инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и базирующейся на использовании передовых банковских технологий, развитии системы регистрации залогов, бюро кредитных историй, платежной и расчетной систем, института центрального контрагента и иных инфраструктурных институтов и условий, включая мероприятия по созданию международного финансового центра в Российской Федерации;  
    на повышение качества корпоративного управления и управления рисками в кредитных организациях;  
    на совершенствование банковского регулирования и банковского надзора прежде всего путем развития в них содержательной составляющей и приведения правовых условий и практики их осуществления в соответствие с международными стандартами. Такая работа должна дополняться формированием системы регулирования и надзора (контроля) за деятельностью всех организаций, оказывающих финансовые услуги, исходя из принципа пропорциональности предъявляемых требований системной значимости организаций и уровню принимаемых ими рисков;  
    на обеспечение финансовой стабильности.  
    Решение задач развития банковского сектора потребует существенного изменения условий его функционирования и может привести к трансформации его структуры.  
 

Ожидаемые результаты развития банковского сектора     

В результате реализации настоящей Стратегии  российская банковская система по всем основным аспектам (организация деятельности, качество управления, состояние конкурентной среды, учет и отчетность, рыночная дисциплина и транспарентность, регулирование и надзор) должна соответствовать международным стандартам.  
    Ожидаемые результаты развития банковского сектора базируются на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и учитывают необходимость совершенствования модели банковского бизнеса. Предполагается, что к 1 января 2016 года банковским сектором будут достигнуты следующие совокупные показатели:  
    активы/ВВП - более 90 процентов (на 1 января 2011 г. - 76 процентов);  
    капитал/ВВП - 14 - 15 процентов (на 1 января 2011 г. - 10,6 процента);  
    кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам/ВВП - 55 - 60 процентов (на 1 января 2011 г. - 40,8 процента).  
    При этом Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что первостепенное значение имеют качественные характеристики развития - характер и уровень предоставляемых банковских услуг, уровень конкуренции в банковском секторе, устойчивость и транспарентность кредитных организаций, предопределяющие усиление роли банков в инновационных процессах реального сектора экономики и повышении эффективности инвестиций.     

Реализация  мер Правительства Российской Федерации  и Банка России позволит обеспечить качественное улучшение условий  банковского обслуживания российской экономики, способствующего ее сбалансированному  росту и устойчивому развитию внутреннего рынка.  
 

4. Участие государства в развитии банковской системы

Участие государства в капиталах кредитных организаций 

 
    
В среднесрочной перспективе предполагается сократить участие государства  в капиталах кредитных организаций  при сохранении контроля государства за деятельностью открытого акционерного общества «Сбербанк России», Банк ВТБ (открытое акционерное общество) и открытого акционерного общества «Россельхозбанк». При этом в ближайшие 3 года предусматривается снижение государственного участия в уставных капиталах открытого акционерного общества «Сбербанк России" и Банк ВТБ (открытое акционерное общество) не ниже уровня 50 процентов плюс одна голосующая акция. В дальнейшем Правительство Российской Федерации и Банк России продолжат сокращение доли государства в уставном капитале этих кредитных организаций. В уставном капитале открытого акционерного общества «Россельхозбанк» до 2015 года долю участия государства предполагается сократить до 75 процентов.  
    По мере формирования условий в отношении открытого акционерного общества «Сбербанк России», Банк ВТБ (открытое акционерное общество) и открытого акционерного общества «Россельхозбанк», а также иных кредитных организаций с долями участия государства в уставном капитале предусматривается осуществление действий по привлечению стратегических инвесторов и размещению долей, принадлежащих государству, на открытых рынках капиталов.  
    Правительством Российской Федерации предполагается обеспечить снижение доли государства в уставном капитале создаваемого Почтового банка Российской Федерации в течение 3 лет после его создания не ниже уровня 50 процентов плюс одна голосующая акция с дальнейшим снижением этой доли в течение 5 лет после его создания.  
 

Участие государства в  развитии современной  финансовой инфраструктуры     

Важнейшим элементом развития современной  финансовой инфраструктуры в Российской Федерации является проводимая Правительством Российской Федерации и Банком России работа по созданию международного финансового центра в Российской Федерации.  
    Создание международного финансового центра будет способствовать более глубокой интеграции банковского сектора и российских кредитных организаций в глобальные рынки, обеспечит всестороннее совершенствование сложившейся системы регулирования финансового рынка.  
    Важное место в создаваемой финансовой инфраструктуре должна занять национальная платежная система, имеющая в своей основе современное, комплексное и сбалансированное правовое регулирование и использующая современные международные стандарты и технологии.  
    Необходимо обеспечить правовые условия для регулирования деятельности организаций, являющихся операторами платежных систем, операторами по переводу денежных средств и операторами услуг платежной инфраструктуры, а также установить требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.  
    Предстоит законодательно определить критерии и выделить значимые платежные системы, учесть особенности регулирования трансграничных платежных систем.  
    Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросу повышения доли безналичных платежей в Российской Федерации. В связи с этим предусматривается продолжить работу по реализации комплекса мер, направленных на внедрение универсальной электронной карты гражданина с интегрированным специальным банковским приложением.  
    В целях развития рыночной инфраструктуры и снижения рисков при заключении сделок необходимо продолжить работу по нормативному правовому регулированию клиринговой деятельности.  
    В рамках повышения привлекательности инвестиций центральных банков предусматривается законодательно закрепить нормы об иммунитете центральных банков иностранных государств и принадлежащего им имущества.  
    Правительство Российской Федерации совместно с Банком России определит порядок и сроки выхода Банка России из числа акционеров закрытого акционерного общества «Московская межбанковская валютная биржа».  

Участие иностранного капитала     

Следствием  финансового кризиса стала стабилизация показателей участия иностранного капитала в российской банковской системе. Если в 2005 - 2008 годах приток прямых иностранных  инвестиций в банковский сектор был  одним из существенных факторов увеличения капитализации и расширения ресурсной базы российской банковской системы, то в 2009 - 2010 годах влияние этого фактора было гораздо менее ощутимым.  
    Присутствие иностранного капитала в банковском секторе способствует усилению конкуренции на российском рынке банковских услуг, что является положительным фактором его развития.  
    В целом применение мер ограничительного характера в отношении участия иностранного капитала в банковском секторе возможно только в целях обеспечения справедливой конкуренции на рынке банковских услуг в рамках достигнутых международных договоренностей без ущерба для интересов банковского обслуживания населения и организаций.  
    Притоку иностранных инвестиций в банковский сектор будет способствовать законодательное закрепление транспарентных процедур, связанных с регистрацией представительств иностранных банков на территории Российской Федерации, и возложение на Банк России полномочий по их регистрации (аккредитации) в установленном им порядке, что предполагает внесение изменений в федеральные законы «
Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и «О банках и банковской деятельности».  

5. Развитие конкуренции и поддержание конкурентной среды в банковском бизнесе. 
    По мере преодоления последствий финансового кризиса банковский сектор будет развиваться в условиях обострения конкуренции в наиболее доходных сегментах рынка банковских услуг. При этом ожидается определенная активизация процессов консолидации в банковском секторе с формированием более крупных банковских структур, в том числе контролирующих значительную долю рынка банковских услуг.  
    Правительство Российской Федерации и Банк России предпримут меры, направленные на поддержание равных условий для ведения бизнеса всеми кредитными организациями независимо от величины и формы собственности, в том числе кредитными организациями, контролируемыми государством.  
    Пресечение злоупотреблений со стороны кредитных организаций в связи с доминирующим положением на рынке банковских услуг остается одной из ключевых задач антимонопольного регулирования. Правительство Российской Федерации и Банк России продолжат подготовку предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на защиту интересов потребителей финансовых услуг, с учетом международного опыта антимонопольного регулирования в банковской сфере.  
  
 

Информация о работе Современный этап развития банковской системы РФ