Современная валютная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 20:49, контрольная работа

Описание работы

Валютная политика это совокупность мероприятий, проводимых государствами и центральными банками в сфере денежного обращения и валютных отношений с целью воздействия на покупательную силу денег, валютные курсы и на экономику страны в целом. Валютная политика определяется экономическим строем общества и классовой природой государства, непосредственно связана с внешней торговлей и внешнеторговой политикой, а также с денежным обращением в данной стране.

Работа содержит 1 файл

готовая.docx

— 45.64 Кб (Скачать)

     Последствия колебаний валютного курса зависят  от валютно-экономического потенциала страны, ее экспортной квоты, позиций  в МЭО. Валютный курс служит объектом борьбы между странами, национальными  экспортерами и импортерами, является источником межгосударственных разногласий. По этой причине проблемы валютного  курса занимают видное место в  экономической науке.

     Стремление  к валютной стабилизации заставляет государственные валютные органы проводить  значительные валютные операции в одном направлении. Попытки поддержать курс, который уже не соответствует курсу равновесия, посредством валютных интервенций ведет к валютным потерям государства и перекачке прибыли в руки валютчиков, проводящих дестабилизирующие валютные операции. Национальный банк, проводящий валютные интервенции в поддержку нереальных валютных курсов, выступает по существу как спекулянт, дестабилизирующий валютный рынок, так как длительное время проводить такую политику невозможно, она ведет к все большим и большим валютным потерям, увеличивает расходную часть государственного бюджета. Частные участники рынка пользуются тем, что правительство поддерживает нереалистический курс и получает прибыль, а государство теряет валюту.

     Мы  можем сделать вывод, что дестабилизирующей  спекуляции чаще всего подвержены фиксированные  валютные курсы в условиях фундаментальной  несбалансированности экономики и  курсы, находящиеся в управляемом плавании в условиях сильной инфляции и нестабильности государственной валютной политики.

     Дестабилизирующая роль государственных органов особенно деструктивна и приводит к наиболее негативным социальным последствиям в  тех случаях, когда обстановка в  стране не стабильна, а у правительства  нет достаточных резервов для  стабилизационной политики, имеется  хронический дефицит платежного баланса и бюджета, сильная инфляция.

     Важным  аспектом проблемы выбора валютной политики является определение взаимосвязи  того или иного валютного режима с инфляцией и безработицей, состояние  экономики и проводимой правительством бюджетной, денежно-кредитной и налоговой  политики.

     При режиме фиксированного валютного курса  необходимость поддерживать курс сдерживает инфляцию. Переход к плавающим  валютным курсам чаще всего приводит к инфляционной политике, так как  в этом случае нет сдерживающего  начала чрезмерной эмиссии денег.

     Выбор режима валютных курсов зависит от того, какую цель преследует экономическая  политика. В ситуации, когда основной целью ставится достижение полной занятости, а инфляции особого значения не придается, предпочтение может быть отдано плавающим  валютным курсам. Тогда же, когда  ставится цель избежать инфляции, предпочтительнее фиксированные валютные курсы. По существу проблема сравнительных преимуществ  фиксированного валютного курса  и плавающего валютного курса, в  значительной мере, сводится к проблеме оптимального сочетания безработицы и инфляции.

     Выбор той или иной валютной политики определяется степенью зависимости национальной экономики от процессов, происходящих в мировом хозяйстве. Если страна в большей степени подвержена угрозе внутренней нестабильности и в меньшей степени зависит от внешней, то для нее, как правило, предпочтительнее фиксированные валютные курсы. В случае, когда экономика страны в значительной степени зависит от мирового рынка, а внутренняя экономическая обстановка и национальная макроэкономическая политика относительно стабильны, то предпочтительнее плавающие валютные курсы. 

                  3. Валютные резервы.

  • Валютные резервы - запасы иностранной валюты и золота, которыми располагают правительственные органы или центральные банки той или иной страны для платежей по международным расчётам, связанным с внешней торговлей, инвестициями и др. операциями.
  • Золото, как мировые деньги, играет роль основных валютных резервов, поскольку оно свободно может быть превращено в любую иностранную валюту, в которой должны быть произведены платежи. Однако прямые платежи золотом, как правило, не производятся, так как расчёты между контрагентами по международным сделкам обычно предусматриваются в какой-либо национальной валюте. Иностранная валюта, включаемая в состав официальных валютных резервов страны, представляет собой в основном принадлежащие центральному банку, казначейству и другим государственным органам свободные остатки на счетах в иностранных банках и в небольшой части иностранные банкноты и монеты. К общим валютным резервам страны причисляются, кроме того, средства в иностранных валютах, принадлежащие коммерческим банкам, осуществляющим международные расчёты. Международный Валютный Фонд (МВФ), публикующий статистические данные о валютных резервах стран членов Фонда, включает в состав официальных валютных резервов также суммы, внесённые в капитал Фонда в золоте, поскольку в пределах свободного остатка этих сумм каждая страна имеет право автоматически требовать необходимую ей иностранную валюту.
  • Валютные резервы создаются в каждой стране для покрытия временных превышений платежей над поступлениями по международным расчётам. Размеры необходимых стране валютных резервов зависят от размеров и частоты разрывов между расходом и приходом иностранной валюты. Наличие валютных резервов определяет так называемую международную ликвидность страны, то есть её способность бесперебойно производить платежи по внешним расчётам. Условно её определяют по соотношению валютных резервов с суммой импорта страны как главные статьи в международном платёжном обороте: снижение этого соотношения свидетельствует об ухудшении ликвидности и наоборот.
  • Управление резервами - это процесс, обеспечивающий наличие официальных иностранных активов государственного сектора в распоряжении соответствующих органов и под контролем последних для решения определенного круга задач, стоящих перед страной или союзом. В этой связи органу, занимающемуся управлением резервами, как правило, поручается управление резервами и связанными с ними рисками.

     Для обеспечения наличия резервов и  в рамках задания надлежащих инвестиционных приоритетов органу по управлению резервами  необходима оценка достаточного уровня резервов. Такая оценка может быть произведена самим органом по управлению резервами или в ходе консультаций между органом по управлению резервами и другими ведомствами. Для оценки достаточности резервов нет универсально пригодных показателей, а определение достаточности  резервов выходит за рамки настоящих  руководящих принципов. По традиции к существенным факторам относились денежно-кредитный и валютный режимы страны, а также размер, природа  и изменчивость ее платежного баланса  и внешнеэкономической позиции. В последнее время особое внимание уделялось финансовым рискам, связанным с позицией страны по внешнему долгу и нестабильностью потоков капитала, особенно в случае экономики, имеющей доступ к международным рынкам в большом, но нестабильном объеме. Между тем, обеспечение наличия резервов зависит от режима обменного курса и конкретных задач, для решения которых они хранятся.

     В свете важности наличия валютных резервов у страны не менее важным является вопрос управления валютным резервом государства.

     Для обеспечения эффективного управления валютными резервами национальный банк разрабатывает валютную политику на краткосрочный и долгосрочный период.

     Для обеспечения наличия валютных резервов Национальному банку необходима оценка достаточного уровня резервов. Такая оценка может быть произведена в ходе консультаций между Национальным банком и другими ведомствами. Для оценки достаточности резервов нет универсально пригодных показателей. По традиции, к существенным факторам относились денежно-кредитный и валютный режимы страны, а также размер, природа и изменчивость ее платежного баланса и внешнеэкономической позиции. В последнее время особое внимание экономической практикой уделяется финансовым рискам, связанным с позицией страны по внешнему долгу и нестабильностью потоков капитала, особенно в случае экономики, имеющей доступ к международным рынкам в нестабильном объеме. Между тем, обеспечение наличия резервов зависит от режима обменного курса и конкретных задач, для решения которых они хранятся.

     Оценка  альтернативных стратегий управления резервами и, соответственно, их последствий  с точки зрения достаточности  резервов, вероятно, облегчается анализом выгоды от хранения резервов и затрат, связанных с их хранением. Такой  анализ направлен на задание значений затрат и отдачи, связанных с хранением большего или меньшего объема резервов, например, при помощи взвешивания затрат на привлечение и хранение дополнительных резервов по сравнению с отдачей от более стабильных потоков капитала, укрепившегося доверия иностранных инвесторов и уменьшившегося риска распространения. 

                                  Заключение.

       Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать следующие выводы.

       Валютные резервызапасы иностранной валюты и золотакоторыми располагают правительственные органы или центральные банки той или иной страны для платежей по международным расчётам, связанным с внешней торговлей, инвестициями и др. операциями. Золотокак мировые деньги, играет роль основных валютный резервов, поскольку оно свободно может быть превращено в любую иностранную валюту, в которой должны быть произведены платежи. Однако прямые платежи золотомкак правило, не производятся, так как расчёты между контрагентами по международным сделкам обычно предусматриваются в какой-либо национальной валюте. Иностранная валюта, включаемая в состав официальные валютные резервы страны, представляет собой в основном принадлежащие центральному банку, казначейству и др. государственным органам свободные остатки на счетах в иностранных банках и в небольшой части иностранные банкноты и монеты. К общим валютным резервам страны причисляются, кроме того, средства в иностранных валютах, принадлежащие коммерческим банкам, осуществляющим международные расчёты.

       Международный валютный фонд (МВФ), публикующий статистические данные  о Валютных резервах стран  членов Фонда, включает в состав официальных валютных резервах также суммы, внесённые в капитал Фонда в золоте, поскольку в пределах свободного остатка этих сумм каждая страна имеет право автоматически требовать необходимую ей иностранную валюту. С начала 1970 МВФ включает в состав официальных резервов специальные права заимствования (СДР).

       Валютные резервы создаются в  каждой стране для покрытия  временных превышений платежей  над поступлениями по международным  расчётам. Размеры необходимых стране  валютных резервов зависят от  размеров и частоты разрывов  между расходом и приходом  иностранной валюты. Наличие валютных  резервов определяет так называемую  международную ликвидность страны, то есть её способность бесперебойно  производить платежи по внешним  расчётам. Условно её определяют  по соотношению валютных резервов  с суммой импорта страны как  главные статьи в международном  платёжном обороте: снижение этого  соотношения свидетельствует об  ухудшении ликвидности и наоборот. Сопоставление общих валютных  резервов всех развитых стран  с суммой мирового импорта  показывает, что общая международная  ликвидность снижается, поскольку  темп роста валютных резервов  значительно отстаёт от роста  мировой торговли. Однако при  этом ликвидность одних стран  улучшается, а других -- ухудшается, в связи с чем возникла проблема международной ликвидности.

       Важную роль в развитии международных  экономических отношений любой  страны играет финансовое регулирование  внешнеэкономических связей через  формирование и использование  централизованных валютных резервов. В условиях либерализации внешнеэкономической  деятельности основная масса  валютных поступлений находится  в собственности предприятий.  Однако для участия государства  в международных отношениях и  для укрепления национальной  валюты - создаются валютные резервы. 

                                             Глоссарий. 

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА — составная часть экономической политики государства и внешнеэкономической политики, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Основные инструменты валютной политики — валютная интервенция, валютные ограничения, валютные резервы, валютное субсидирование, валютные паритеты. Валютная политика страны проводится ее правительством, центральным банком, центральными финансовыми органами. В мировом масштабе валютная политика проводится международными валютно-финансовыми организациями. 

 
ВАЛЮТНЫЙ КУРС — цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны или в международных валютных единицах. Например, если валютный курс английского фунта стерлингов составляет 1,5 долл. США, это означает, что на валютном рынке фунт и доллар обмениваются в соответствующей пропорции. Различают биржевой (колеблющийся, гибкий, плавающий) курс, устанавливаемый на биржевых торгах, и фиксированный курс, вытекающий из установленного международными органами валютного паритета.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — составная часть международных экономических отношений в виде совокупности валютно-денежных и расчетно-кредитных связей в мирохозяйственной сфере.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ — формирование, развитие экономических связей с другими странами.

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС — соотношение между поступлениями на счет и платежами по обязательствам; таблица, отражающая движение денежных средств, в виде платежей из страны в страну. П.Б. характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и сумм, поступивших в страну в течение того же периода. В П.Б. баланс, как правило, включаются платежи и поступления по внешнеторговым операциям , услугам, неторговым операциям, проценты по кредитам, доходы и платежи по инвестициям. Совокупность этих операций называют текущими операциями, а их торговое сальдо - сальдо платежного баланса по текущим операциям. П.Б. включает также движение капиталов — инвестиций и кредитов. Движение валютных резервов отражает международные валютные операции. П.Б. является активным, если страна получила из-за границы платежей больше, чем произвела. При обратном соотношении платежный баланс является пассивным.

Информация о работе Современная валютная политика