Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:30, курсовая работа
Целью курсовой работы - раскрыть общее понятие современной концепции управления маркетингом промышленного предприятия и исследование деятельности предприятия ОАО «Лебедянский».
В работе поставлены и решены следующие задачи:
Изучение концепций управления маркетингом промышленного предприятия, маркетинговых стратегий и планирования.
Введение……………………………………………………………………………..3
Теоретическая часть
Управление как основная функция маркетинга…………………………..4
Виды организации службы маркетинга …………………………………...6
Маркетинговое планирование на промышленном предприятии……….13
Маркетинговые стратегии промышленного предприятия…………........17
Маркетинг как современная концепция управления предприятием........23
Практическая часть
Характеристика предприятия ОАО «Лебедянский»……………………..26
Управление маркетингом на ОАО «Лебедянский»……………………...28
Определение рыночной позиции исследуемой фирмы на рынке, с помощью матрицы McKinsey(GE) ……………………………………….32
Исследование рынка услуг сокосодержащих пищевых продуктов……..34
Сегментирование и позиционирование рынка потребительских услу…35
Оценка конкурентоспособности предприятия ОАО «Лебедянский»…..37
Анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Лебедянский»……………………………………………………………..40
Рекомендательная часть
3.1 Мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Лебедянский»……………………………………...……42
Приложение………………………………………………………………………..44
Заключение………………………………………………………………………...46
Список литературы………………………………………………………………..48
Таблица 2- Наименование подразделений выполняющих маркетинговые функции, должностные обязанности сотрудников данных подразделений
Проанализировав организационную
структуру предприятия и
2.3 Определение рыночной позиции исследуемой фирмы на рынке с помощью матрицы McKinsey (GE)
Факторы привлекательности рынка и конкурентной позиции мультифакторной модели бизнес-портфеля матрицы GE: рынок сокосодержащих пищевых продуктов.
Таблица 3
Принятые факторы |
Вес |
Оценка (1-5) |
Ценность |
Привлекательность рынка | |||
Общий объем рынка |
0,2 |
3 |
0,6 |
Показатели темпов роста в год |
0,2 |
4 |
0,8 |
Маржа прибыли(в динамике за несколько лет) |
0,15 |
3 |
0,45 |
Интенсивность конкуренции |
0,15 |
5 |
0,75 |
Технологические требования |
0,2 |
4 |
0,8 |
Влияние инфляции |
0,05 |
4 |
0,2 |
Энергоемкость |
0,025 |
4 |
0,1 |
Воздействие окружающей среды |
0,025 |
3 |
0,075 |
Итого: |
1 |
3,775 | |
Эффективность бизнеса | |||
Доля рынка |
0,2 |
4 |
0,8 |
Темпы роста доли рынка |
0,15 |
5 |
0,75 |
Качество продукции |
0,15 |
4 |
0,6 |
Репутация марки |
0,15 |
4 |
0,6 |
Возможности производства |
0,1 |
3 |
0,3 |
Эффективность производства |
0,15 |
4 |
0,6 |
Поставки материала |
0,05 |
3 |
0,15 |
Управленческий аппарат |
0,05 |
3 |
0,15 |
Итого: |
1 |
3,23 |
По данным Таблицы 2, можно определить позицию ОАО «Лебедянский» на рынке сокосожержащих пищевых продуктов.
Выводы, сделанные по Таблице 2, представлены в матрице GE (Таблица 4).
Таблица 4
Стратегические выводы из анализа на основе матрицы McKinsey очевидны: ОАО «Лебедянский» попадает в квадрат «Успех» в высокопривлекательной отрасли с хорошей конкурентной позицией.
Для позиции «успех» характерны наивысшая степень привлекательности рынка и относительно сильные преимущества на нём. Предприятие, очевидно, будет безусловным лидером или одним из лидеров на данном рынке, а угрозой для него может быть только усиление некоторых позиций отдельных конкурентов. Поэтому стратегия предприятия, которое пребывает в такой позиции, должна быть нацелена на защиту своего состояния в большинстве своём с помощью дополнительных инвестиций.
2.4 Исследование рынка услуг сокосодержащих пищевых продуктов.
Данные по определение географических,
демографических, ценовых границ рынка,
принадлежность к отрасли и категорию
рынка для ОАО «Лебедянский» представлены
в Таблице 5.
Таблица 5
Наименование |
Характеристика |
Отрасль |
Пищевая промышленность . |
Наиболее авторитетное отраслевое издание |
Экспериментально-консервный завод "Лебедянский" |
Другие авторитетные отраслевые издания |
PepsiCo, «Вимм-Билль-Данн Напитки», Coca-Cola |
Курирующие отрасль |
Министерство пищевой промышленности |
Отраслевая ассоциация |
Ассоциация производителей соков и нектаров из фруктов и овощей Европейского Союза |
Товарная категория |
«Соки и нектары» |
Географические границы компании |
РФ ,Беларусь, Казахстан и ряд стран СНГ |
Демографические границы компании |
От 2 лет и старше |
Ценовые границы |
Соки и нектары от 30 руб. до 85 руб., минеральные и газированные воды от 18 руб. до 100 руб., |
2.5 Сегментирование и позиционирование рынка потребительских услуг ОАО «Лебедянский»
Функциональные маркетинговые
стратегии позволяют правильно
выбрать целевые рынки и
Выделяют три направления функциональных маркетинговых стратегий:
Конкурентный сегмент – молочные и газированные нипитки.
Компания будет ориентироваться на потребительский рынок, разделяя рынок сока на сегменты по ценовому критерию:
Основные ценовые сегменты рынка соков (в 2008 г.):
Стоит отметить, что марочные предпочтения значительно разнятся в зависимости от уровня дохода потребителей. Так, в низкодоходном сегменте потребительского рынка 80,1% удерживают марки низкого ценового сегмента. Между тем, покупатели со средним и высоким уровнем доходов тоже с удовольствием покупают недорогие соки. Однако в этом сегменте довольно большую долю имеют и хорошо известные популярные марки «Я» и J7, относящиеся к высокой ценовой категории.
В принципе, для всех марок компании «Лебедянский» подходит стратегия позиционирования – позиционирование по соотношению «цена-качество». Следовательно, основными критериями позиционирования являются цена и качество. Для построения карты позиционирования возьмем для анализа марки и крупных конкурентов в каждом сегменте (рис.7)
Рис. 7. Карта позиционирования соков нижнего среднего сегмен
Таблица 6 . Демографические признаки сегментации потребителей услуг ОАО «Лебедянский»
Пол |
Мужской 50% |
Женский 50% | ||
Возраст |
2-17 25% |
17-35 45% |
35-45 20% |
45 и выше 10% |
Социальный класс |
Низкий 15% |
Средний 60% |
Высокий 25% | |
Образование |
Среднее 10% |
Профессиональное среднее 50% |
Высшее 40% | |
Семейное положение |
Женат/ Замужем 50% |
Не женат/ Не замужем 50% | ||
Профессия |
Студент 25% |
Рабочий 45% |
Пенсионер 10% |
Управленец 30% |
Доход |
менее 10000 15% |
10000-25000 25% |
25000-40000 35% |
40000 и выше 25% |
На основании данных приведенных в Таблице 6 видно, что основными потребителями услуг ОАО «Лебедянский» являются в равной степени дети от 2-х лет, мужчины и женщины, в возрасте от 18 до 35 лет, как состоящие в браке, так и не состоящие, имеющие высшее образование, работу, связанную с управлением и заработок до 40000 тысяч рублей.
2.6 Оценка конкурентоспособности предприятия ОАО «Лебедянский»
По данным «РСПС», крупнейшими игроками рынка являются следующие компании:
Составим таблицу взвешенной оценки стратегической силы компании относительно конкурентов (шкала рейтинга: слабая компания – 1, сильная компания – 10, в скобках – произведения веса на рейтинг)
Таблица 7
Ключевые факторы успеха/ мера силы |
Вес |
Предприятие– эталон |
Лебедянский |
PepsiCo |
Вилль-Билль-Данн |
Качество/ исполнение продукции |
0,1 |
8 (0,8) |
6 (0,6) |
9 (0,9) |
5 (0,5) |
Репутация / имидж |
0,1 |
8 (0,8) |
7 (0,7) |
10 (1) |
6 (0,6) |
Материалы /стоимость |
0,05 |
7 (0,35) |
5 (0,25) |
6 (0,3) |
4 (0,2) |
Технологичность |
0,05 |
8 (0,4) |
4 (0,2) |
5 (0,25) |
5 (0,25) |
Производственные мощности |
0,05 |
9 (0,45) |
7 (0,35) |
10 (0,5) |
6 (0.3) |
Маркетинг |
0,05 |
9 (0,45) |
6 (0.3) |
9 (0,45) |
7 (0,35) |
Финансовые ресурсы |
0,1 |
6 (0,6) |
5 (0,5) |
7 (0,7) |
4 (0,4) |
Относительная стоимостная позиция |
0,25 |
6 (1,5) |
4 (1) |
9 (2,25) |
6 (1,5) |
Способность конкурировать по цене |
0,25 |
7 (1,75) |
4 (1) |
9 (2,25) |
7 (1,75) |
Взвешенный рейтинг силы |
7.1 |
4,9 |
8,6 |
5,85 |
Из таблицы 7 мы видим, что самая сильная конкурентная позиция у компании PepsiCo, затем идет Вилль-Билль-Данн и лишь потом ОАО «Лебедянский». По данной таблице можно определить слабые стороны своего предприятия по сравнению с более успешными компаниями.
Пример оценки конкурентоспособности методом «эталона»
Рисунок 8.
Радиус масштабирования эталонного многоугольника определяется установленным максимальным балом оценки.
Многоугольник фактического положения предприятия строится путем отложения на осях набранных балов и объединения полученных точек.
Данный метод может
использоваться не только для оценки
конкурентоспособности
Для более полной характеристики исследуемого предприятия приведем в таблице 8 данные характеризующие основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности за 2007-2009 года на основании бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках .
Анализируя данные приведенные в таблице 8, видим, что выручка от реализации товаров в 2007 году составила 112816 тыс. руб. Рост выручки от реализации составил в 2008 году 26%, в 2009 году – 44% по сравнению с 2008 годом, а по сравнению с базовым 2007 годом – 82%. Соответственно себестоимость проданных товаров также увеличивается с каждым годом. В 2007 году она составляла 106282 тыс. руб., в 2008 и 2009 годах себестоимость возросла на 26% и 38% соответственно. За три года себестоимость увеличилась на 75%
Таблица 8 – Система показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Лебедянский»
Показатели |
2007г. |
2008г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
2009г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
2009/ 2007гг. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Выручка от продаж без НДС, тыс. руб. |
112816 |
142347 |
29531 |
126,2 |
204813 |
62466 |
143,9 |
181,5 |
Себестоимость реализации товаров, работ, услуг, тыс. руб. |
106282 |
134269 |
27987 |
126,3 |
185955 |
51686 |
138,4 |
175 |
Информация о работе Современная концепция управления маркетингом на промышленном предприятии