Совершенствование сбытовой политики ОАО «Сургутнефтегаз»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:23, дипломная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка адекватных современным условиям рыночной экономики рекомендаций по активизации сбытовой политики ОАО «Сургутнефтегаз».
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1) обозначить стратегии сбыта и понятие сбытовой политики;
2) оценить важность планирования товародвижения;
3) выявить преимущества и недостатки канала сбыта;
4) выделить контроллинг в системе сбыта;
5) описать особенности рынка сбыта продукции ОАО «Сургутнефтегаз»;
6) провести анализ сбытовой деятельности ОАО «Сургутнефтегаз»;
7) выделить приоритеты в сбытовой программе ОАО «Сургутнефтегаз»;
8) разработать рекомендации по активизации сбытовой политики ОАО «Сургутнефтегаз».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………...……………………………………………..………….3

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ…….....……6

1.1 Сбытовая политика и стратегии сбыта……………………………….……...6
1.2 Важность планирования товародвижения……………………………...……6
1.3 Организация сбыта…………………………………………………………….9
1.4 Преимущества и недостатки каналов сбыта……..…………………...…….15
1.5 Контроллинг в системе сбыта……………………………………….………16

2. ПРОВЕДЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ»…………………………………..18

2.1 Краткая характеристика ОАО «Сургутнефтегаз»…………………..……..18
2.2 Сбыт нефтепродуктов……………………………………………….………22
2.3 Сбытовая программа ОАО «Сургутнефтегаз»…………………….………24
2.4 SWOT-анализ…………………………………………………….…………..29

3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО АКТИВИЗАЦИИ СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ» …………………………………...…32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….……………………………………………34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Маркетинг2 Совершенствование сбытовой политики ОАО СНГ.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

Концепция маркетинга взаимодействия основывается на принципах активно­го вовлечения в процесс производства, распределения, реализации и потребле­ния товара всех участников маркетинговой системы. Такой подход к бизнес-ком­муникациям меняет цель и направленность организации предпринимательства, ориентируя менеджмент и всех участников производства и сбыта продукции на потребности покупателей и конечных потребителей, товара. Это означает, что не­обходимо производить такие товары и в таком объеме, которые нужны рынку, сбыт которых предопределен с большой вероятностью благодаря предваритель­ным маркетинговым исследованиям потребности рынка, широкому изучению и прогнозированию динамики рынка и окружающей его среды [1, с. 436].

Принятие концепции маркетинга изменяет методы, при помощи которых фирма достигает намеченных целей производства и сбыта продукции. Однако кон­цепция маркетинга ни в коей мере не приводит к уменьшению значения функций сбыта.

Статус и роль сбытового аппарата фирмы значительно повышаются:

-  так как больше внимания уделяется потребностям рынка;

-  за счет интеграции функций маркетинга осуществляется более глубокая и эффективная увязка сбыта с иссле­дованиями рынка, планированием ассортимента продукции, инструментарием коммуникативного микса (например, рекламы);

-  меняется характер работы по сбыту продукции, на первый план выдвигаются потребности и удовлетворенность покупателей, а не производителя товара;

-  производитель становится активным уча­стником сбыта продукции благодаря широкому взаимодействию с работниками торговых организаций, включается в переподготовку персонала отдела сбыта.

С другой стороны, работники отдела сбыта благодаря тесному взаимодействию с другими подразделениями маркетинговой службы имеют доступ к более обшир­ной репрезентативной информации о своих клиентах, что повышает эффектив­ность коммерческих коммуникаций в бизнес-сети [1, с. 440].

Повышение роли сбыта в деятельности фирмы вызывает необходимость неко­торой реорганизации сбытового аппарата и реструктуризации в системе органи­зации и управления его деятельностью. Интеграция службы сбыта в службу мар­кетинга может сопровождаться передачей этой службе отдельных функций маркетинга (рек­лама, изучение рынка, анализ цен, разработка новых товаров, кредитная политика). В этой связи функции руководителей отдела сбыта несколько ограничиваются в оперативном отношении. Их деятельность сосредоточивается в рам­ках своего отдела, они занимаются администрированием, формированием и контролем планов реализации товаров, оказанием услуг клиентам, заключением до­говоров на поставку товаров, работой с персоналом по обучению и оплатой труда торгового персонала [10, с. 234].

В то же время наряду с уменьшением оперативных обязанностей повышается ответственность и расширяются стратегические обязанности по организации планированию и контроллингу деятельности службы сбыта. Это вопросы стратегического планирования, контроля организационной дисциплины и качества де­ятельности персонала службы сбыта. Особенности трудового процесса больше части работников службы сбыта, например, торговых представителей, коммивоя­жеров, комиссионеров, требуют соблюдения на высоком уровне самодисципли­ны и самоконтроля, поскольку эта категория работников действует, как вне фирмы, самостоятельно, по индивидуальным графикам.

Организация сбыта предполагает объединение всех сотрудников, выполняющих взаимосвязанный комплекс работ в процессе обеспечения перемещения товара от производителя к конечному потребителю. Она требует также определе­ния функций и установления служебных взаимоотношений между работниками внутри сбытовой сети и за ее пределами, координации и контроля деятельности в системе сбыта (рис. 1). Кроме того, организация сбыта охватывает деятельность по формированию, отбору специалистов, привлекаемых к работе в службе сбыта, оценке качества и результатов работы подчиненных, а также мероприятия по материальному и моральному стимулированию персонала [1, с. 442].

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Основные функции организации в системе сбыта

Взаимоотношения между агентом по сбыту, фирмой-продавцом,           фирмой-поку­пателем и агентом-закупщиком иллюстрирует модель, представленная на рис. 2. Построение и анализ таких моделей взаимодействия особенно эффективны, когда продавцы-конкуренты также вступают в контакт с фирмой-покупателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Модель четырехсторонних взаимоотношений между организациями при закупке товара

 

 

Организация сбыта тесно связана с планированием, упорядочением всех работ во времени и в пространстве и с распределением их между сотрудниками отдела сбыта.

Основными элементами планирования сбыта являются:

-  подготовка прогнозов общехозяйственной и рыночной конъюнктуры;

-  прогнозное ориентирование объектов сбыта фирмы;

-  разработка финансовой системы сбыта;

-  селекция каналов распределения товаров;

-  организация торговых коммуника­ций (включая выбор месторасположения торговых предприятий);

-  разработка плана консультаций и работы с заказчиками и т. д.;

-  планирование и осуществление коммерческой отчетности (анализ хода и динамики продаж; пла­нирование и оценка деятельности персонала службы сбыта);

-  составление и осуще­ствление плана координации деятельности службы сбыта, связей с другими подразделениями фирмы [1,с. 443].

Выбор канала сбыта зависит от  характеристики товара, а также от рынка и потребителей (табл. 1) [8, с. 322].

Таблица 1

Выбор каналов сбыта в зависимости от характеристики товара

Характеристика
товара

Канал сбыта

Выгоды

Высокая цена

Через посредников

Наиболее выгодно для производителя

Наукоемкость и техническая сложность

Прямой маркетинг

Сохранение секретов технологии производства

Сезонность производства и потребления

Преимущественно через оптовые базы

Реализация товаров осуществляется без предварительного хранения на складах производителя

Подверженность моде

Преимущественно через фирменные магазины

Ускорение выхода на покупателя

 

Отраслевая организация сбыта применяется для поставки однородной про­дукции фирмам-потребителям различного профиля (машиностроение, энергети­ка, химия, текстильная промышленность, нефтяная и газовая промышленность и т. д.).

Коммерческому директору подчиняются управляющие сбытом продукции по каждой отрасли промышленности. Число специализированных отделов (групп) сбыта определяется числом обслуживаемых отраслей промышленности. В каче­стве уполномоченных по сбыту привлекаются торговые работники, имеющие ин­женерную или инженерно-экономическую подготовку по конкретной отрасли промышленности.

Такая организация службы сбыта наиболее приемлема для реализации това­ров производственно-технического назначения и сырьевых продуктов (рис. 3).

Комбинированная организация сбыта наиболее часто используется организаци­ями, экстенсивно расширяющими предпринимательскую и торговую деятельность.

Комбинированная структура сбыта, как правило, более гибкая и имеет высо­кую готовность к новым требованиям расширения номенклатуры производимой продукции появлению новых рынков новым требованиям покупателей [6, с. 124].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Отраслевая организационная структура службы сбыта

 

В методологии построения сбытовых организационных структур необходимо учитывать активизацию перехода от строгой координации бизнес-коммуникаций к индивидуальной инициативе и самостоятельности. Руководство в такой структу­ре меняет не только свое место в иерархии управления сбытом, но и свои функции. Например, функция контроля заменяется функцией поддержки и стимулирования работников, вовлеченных в коммерческую деятельность. Главными действующи­ми лицами в структуре становятся торговые представители и специалисты по сбыту, непосредственно осуществляющие контакты с покупателями. Такая структура сбыта приближает торговую организацию к потребителю, позволяет своевременно реагировать на все его требования.

Таким образом, любая организационная структура сбыта представляет собой сложную систему, которая имеет экономическую, коммерческую, социальную и техническую значимость, как для производителя, так и для потребителя. Выбор такой структуры требует технико-экономического обоснования с уче­том социальных и экологических факторов взаимодействия ее с внешней средой, а также взаимодействия подразделений торговых организаций и каждого инди­вида этой структуры с организацией [1, с. 451].

 

1.4 Преимущества и недостатки каналов сбыта

 

Для фирмы-производителя стремление не привлекать посредников, с одной стороны, приводит к росту транспортно-складского хозяйства, а с другой -  укрепляет и координирует связи с потребителями. Соответственно увеличение числа посредников, используемых фирмой-производителем, снижает ее затраты по транспортировке и хранению товара, но одновременно лишает ее непосредственного взаимодействия с потребителями, снижает эффективность использование обратных связей с клиентами.

Использование фирмой-производителем двухканальной связи, когда она при­влекает прямые и непрямые каналы или возлагает на посредника не только сбыт товара, но и послепродажное обслуживание, значительно повышает устойчивость и эффективность связей между производителем и потребителем, поскольку по­средник в этом случае информирует производителя о динамике потребностей покупателя и величине спроса.

Количество уровней канала и состав его субъектов (членов) имеют большое значение при формировании канала распределения.

Определяя тип посредника, целесообразно установить, от чьего имени он работает и за чей счет осуществляет свои операции [8, с. 342].

1.5 Контроллинг в системе сбыта

 

В качестве теории, методологии и инструмента исследования и создания ус­тойчивости плановых характеристик сбытовых операций используется     контроллинг - сбыт.

Цель контроллинга сбыта состоит в повышении экономической эффективно­сти сбытовой деятельности и самой организации сбыта. Достижение этой цели обеспечивается гибким, оперативным предупреждением недостатков в сбытовой деятельности, их обнаружением и устранением посредством комплекса эффективных мероприятий.

Основными функциями контроллинг-сбыта являются: планирование, обеспечение информацией, контроль (наблюдение) и регулирование (управление).

Выполнение функций контроллинга-сбыта способствует решению главных за­дач оптимизации сбыта, поскольку контроллинг-сбыт выступает как:

1)  системообразующий элемент – создает и развивает интегрированную систему управления затратами и результатом;

2)  регулирующий элемент – осуществляет адаптацию возможных отклонений в сбытовой деятельности от плана и целевых установок посредством организации стратегической и оперативной деятельности, как руководством, так и всем коллективом сотрудников отдела сбыта;

3)  интегрированная система – обеспечивает согласование и взаимодействие системы сбыта всеми функциональными подразделениями фирмы [6].

Действенность и эффективность контроллинга-сбыта обеспечивается соблю­дением следующих основных принципов:

Информация о работе Совершенствование сбытовой политики ОАО «Сургутнефтегаз»