Социально-психологические особенности воздействия рекламы на поведение потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Реклама, как результат размышлений и действия множества людей значительно опередила теоретические изыскания. Следует отметить, что сейчас у нас происходит стремительный рост профессионализма людей, которые делают рекламу. Специалисты, работающие в рекламе, затрудняются провести разделы в своей многогранной профессии. Здесь используются знания из многих областей: антропологии, истории, литературы, искусства, коммуникации, экономики, маркетинга, психологии, социологии и т.д. Так, применение психологической науки позволяет создать условия, при которых между потребителем товара и рекламопроизводителем возникает диалог, способствующий эффективному сбыту товара, взаимоотношению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….2
Теоретическая часть
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РЕКЛАМЫ, ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ…………….4
 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕКЛАМЫ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВ...4
 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ РЕКЛАМЫ ……………….15
 МОТИВАЦИЯ И ПОТРЕБНОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ К РЕКЛАМЕ ………………………………26
ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.28
 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВОСПРИЯТИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕКЛАМЫ ….………………………………………………………………...28
 ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ…30
Практическая часть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………....40
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

Социально-психологические особенности воздействия рекламы на поведение потребителей.DOC

— 361.50 Кб (Скачать)

      В конечном итоге, все функции рекламы, также как и других элементов комплекса маркетинга, сводятся к достижению основных целей СМК: формирование спроса и стимулирование  сбыта. По образному выражению известного американского рекламиста Альфреда Дж. Симена: «Реклама — это и свеча зажигания, и смазочное масло в механизме экономики, создающем изобилие для потребителей. И  в качестве таковых ее задача заключается в информировании... Но это задача — не просто информировать. Функция рекламы — продавать. Продавать товары. Продавцы идеи. Продавать образ жизни»14.

       Исходя из указанных выше задач, которые призвана решать реклама, некоторые авторы выводят ее виды:

  1. Информативная реклама.
  2. Увещевательная реклама — наиболее агрессивный вид рекламы, основной задачей которой является убеждение покупателя купить именно данный, конкретный товар (услугу), а не товары (услуги) конкурентов.
  3. Сравнительная реклама — разновидность увещевательной рекламы, основанная на сравнении рекламного товара (услуги) с товарами (услугами) конкурентов.
  4. Напоминающая реклама.
  5. Подкрепляющая реклама — разновидность  напоминающей рекламы. Она призвана поддержать потребителей, уже купивших товар, убедить их в правильности сделанного ими выбора в надежде на повторные закупки этого товара с их стороны15.

      Кроме этого, другие авторы, например, Арман  Дейян, имея в виду способы воздействия, говорят о рациональной и эмоциональной рекламе. По способу выражения рекламу он также делит на «жесткую» и «мягкую». Рассмотрим эти виды рекламы более подробно.

  • Рациональная (предметная) реклама информирует, обращается к разуму потенциального покупателя, приводит аргументы, чтобы убедить его; свои доводы облекает в словесную форму, а также использует чертеж или рисунок для того, чтобы усилить и подкрепить впечатление от сказанного словами.
  • Эмоциональная (ассоциативная) реклама вызывает воспоминания и наводит на мысли, она обращается к чувствам, эмоциям, подсознательному; она воздействует через ассоциацию идей, путем воссоздания обстановки; ее излюбленное средство — рисунок и в меньшей степени звук.

      Одни  рекламные сообщения являются чисто  рациональными или эмоциональными, однако многие представляют собой различные комбинации этих двух видов.

  • «Жесткая» реклама очень близка по своему духу к мерам стимулирования сбыта и часто их сопровождает. Как и эти меры, такая реклама (в отличие от прочих ее типов) имеет краткосрочные цели — воздействовать на свой объект таким образом, чтобы привести его к мгновенной покупке с помощью кричащих, без полутонов, рассчитанных на внешний эффект объявлений вроде: «Здесь сбивают цены» или «Все должно исчезнуть».
  • «Мягкая» реклама имеет целью не только сообщить о товаре и его марке, но создать вокруг этого товара благоприятную атмосферу, окружить его неким ореолом... Чаще всего это, конечно, эмоциональная реклама, затрагивающая чувства. Это — реклама, рассчитанная на средние сроки воздействия на потребителей. Она постепенно изменяет настрой потенциального покупателя в пользу какого-либо товара или марки, вызывая у него ассоциации, которые влекут за собой сначала согласие на покупку, внутреннюю готовность к ней, а потом и саму покупку.16

       Вообще  же, многообразие функций рекламы, по существу, универсальный и всеобъемлющий характер этой формы маркетинговых коммуникаций делает необходимым более глубокий анализ ее отдельных разновидностей. При классификации рекламы используется множество критериев. Вот некоторые из них.

Классификация рекламы по типу ее спонсора:

  • реклама от имени производителя;
  • реклама от имени торговых посредников;
  • реклама от имени частных лиц;
  • реклама от имени правительства и других общественных институтов.

      Реклама от имени производителей и торговых посредников осуществляется, как правило, параллельно и носит в подавляющем большинстве случаев коммерческий характер (т.е. способствует достижению маркетинговых целей рекламодателей). При этом рекламная деятельность может осуществляться рекламодателями самостоятельно или сообща, для достижения общих целей. Соответственно — реклама является индивидуальной или корпоративной (коллективной). К примеру, в недавнем прошлом в нашей стране проводились мощные кампании, призывавшие покупать морепродукты, фруктовые соки, организовывать праздничные и семейные обеды в предприятиях общественного питания и т.д. При этом не указывались продавец или определенные предприятия общественного питания. Это пример коллективной, или корпоративной, рекламы.

      Реклама от имени частных  лиц в большинстве случаев представляет собой объявления (о купле-продаже, о знаменательных событиях, поздравления и т.п.).

      Реклама от имени правительства, общественных и политических организаций носит, как правило,  некоммерческий характер и способствует достижению определенных целей в сфере общественной жизни, а также в пропаганде определенных политических идей, партий, деятелей и т.п. Примером такой рекламы может служить кампания, проводимая Министерством обороны России («Я выбираю службу по контракту»); реклама отдельных партий и политических деятелей в ходе предвыборных кампаний (например, ЛДПР и ее лидера В.В. Жириновского). К этому же типу относится реклама общественных организаций, таких, к примеру, как движение «Гринпис», организации Красного Креста, спортобщества «Спартак», общества защиты прав потребителей и многих других.

В зависимости от типа целевой аудитории  выделяют:

  • рекламу на сферу бизнеса (для производственных потребителей, для торговых и других типов посредников и т.п.);
  • рекламу на индивидуального потребителя.

Критерий  сконцентрированности на определенном сегменте аудитории позволяет  различать:

  • селективную (избирательную) рекламу, четко адресованную определенной группе покупателей (сегменту рынка);
  • массовую рекламу, не направленную на конкретный контингент.

В зависимости от охватываемой рекламной деятельностью  территории выделяются:

  • локальная реклама (масштабы — от конкретного места продажи до территории отдельного пункта). Ее можно условно подразделить на рекламу по месту продажи и наружную рекламу;
  • региональная реклама (охватывает определенную часть страны);
  • общенациональная реклама (в масштабах всего государства);
  • международная реклама.

Субъект рекламной деятельности, его характеристики определяют необходимость  следующей классификации:

  • товарная реклама (формирование и стимулирование спроса на конкретный товар или товарную группу);
  • престижная реклама (реклама  конкретной фирмы);
  • реклама идеи и т.д.

Цель, которую преследует рекламная кампания, позволяет выделить рекламу, которая:

  • формирует спрос;
  • стимулирует сбыт;
  • способствует позиционированию и перепозиционированию товара и т.д.

      Определение цели в рекламных кампаниях конкретного  товара в увязке с его жизненным циклом легло в основу понятия «рекламная спираль». Она объединяет последовательно информативную (вводящую), увещевательную (утверждающую) и напоминающую рекламу.

Классификацию рекламы по способу  воздействия предложил  чешский рекламист Б. Гекл:

  • зрительная (витрина, световая, печатная реклама и т.п.);
  • слуховая (радиореклама, реклама по телефону и т.д.);
  • зрительно-обонятельная  (ароматизированная листовка и др.);    
  • зрительно-слуховая (теле-, видео- и кинореклама и др.).

В зависимости от используемых средств передачи рекламного обращения выделяют рекламу:

  • печатную (полиграфическую);
  • в газетах и журналах;
  • радио- и теле рекламу;
  • рекламу на транспорте и т.д.

      Итак, мы рассмотрели довольно обстоятельно классификацию рекламы по различным  критериям. И все же перечень этих критериев не исчерпывается критериями, приведенными выше. Например, важным является деление рекламы по используемым мотивам обращения на этичную–неэтичную, на добросовестную–недобросовестную и т.д. Несомненно, жизнь, творческая деятельность людей и в дальнейшем будет развивать, обогащать теорию и практику рекламы ее новыми видами, эффективными формами, а, значит вносить новые критерии  ее классификации.

      Еще раз подчеркиваем: мы акцентируем  наше внимание на характеристике рекламы, ее целей и задач, исходя из концепции последней как одного из важнейших средств системы маркетинговых коммуникаций. В то же время роль и задачи рекламы можно рассматривать с разных сторон: экономической, социально-психологической, идеологической, эстетической и др. Реклама является комплексной деятельностью. Она аккумулирует знания, опыт, достижения науки, отраслей народного хозяйства. Задачи рекламы можно разделить на две группы: преимущественно экономические и преимущественно политико-культурно-воспитательные. Говорим «преимущественно», т.к. обе эти группы задач взаимозависимы и взаимообусловлены.

      По  мнению некоторых авторов, ведущими являются экономические задачи рекламы, а политико-культурно-воспитательные играют второстепенную роль. Другие авторы полагают, что политическую миссию реклама выполняет прежде всего путем решения других задач, например, стимулируя повышение эффективности процесса воспроизводства, ориентируя людей на рациональное потребление, содействуя повышению их культурно-образовательного уровня.

      Реклама обобщает интересы всех участвующих  в ней сторон. То, что полезно  для общества, полезно для организаций и отдельных лиц. Например, в рационализации потребления заинтересовано и общество в целом, и отдельные его члены17.

      Правильно организованная рекламная информационная деятельность в рыночных условиях оказывает влияние не только на экономическую систему в целом, но и на отрасли, предприятия, отдельных потребителей. При этом воздействие рекламы имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Эти положения подтверждает следующая таблица.

Таблица 1. Роль рекламы в условиях рынка

Положительные стороны рекламы Отрицательные стороны рекламы
1. Влияние на экономику
Способствует  росту экономики, капиталовложений и числа рабочих мест.

Поддерживает  конкуренцию, информирует потребителей и облегчает конкуренцию.

Расточительность  приводит к истощению ресурсов.

Ведет к монополизации.

Создает неценовую  конкуренцию.

2. Влияние на промышленность
Расширяет рынки для новых товаров. Поддерживает конкуренцию между фирмами. Создает барьеры  для выхода на рынок. Ликвидирует  конкуренцию между фирмами.
3. Влияние на фирму
Обеспечивает  рост поступлений пропорционально  объему деятельности. Снижает степень риска и неопределенность в деятельности маркетинга Приводит к  росту издержек и цен. Обеспечивает получение сверхприбыли.
4. Влияние на потребителей
Обеспечивает  информацией. Служит средством для контроля за качеством изделий. Способствует увеличению, поддержанию или стабилизации спроса. Обеспечивает стимул для повышения уровня жизни. Дает бесполезную, вводящую в заблуждение информацию. Дифференцирует товары за счет раздувания мелких различий.
 

      В настоящее время рекламная деятельность осуществляется абсолютным большинством участников рыночных отношений. Проведение рекламной деятельности, особенно в общенациональном масштабе, требует очень серьезных затрат, которые непрерывно возрастают. Например, в США в 1970 году они составили около 20 млрд. долларов, в 1980 году — 50 млрд. долларов, в 1988 году — около 70 млрд. долларов18, а в 1994 году — более 100 млрд. долларов. Суммарный годовой объем затрат на рекламу в мире оценивается более чем в 250 млрд. долларов19. Вызывают интерес и следующие данные. Затраты на рекламу, приходящиеся на душу населения, в 1990 году составили: в Швейцарии — 458 долларов в год, в США — 451 доллар, в бывшем СССР — 35 копеек, а в среднем в мире — 52 доллара20.

Информация о работе Социально-психологические особенности воздействия рекламы на поведение потребителей