Служба маркетинга на предприятии (организации)

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Система организации маркетинга - это структурированное построение для управления маркетинговой деятельностью, устанавливающее соподчиненность и зоны ответственности за выполнение функциональных обязанностей. Важнейшей целью любой организации является постоянное привлечение все новых и новых клиентов, несмотря на то, что ее основная цель на самом деле состоит в получении прибыли, если это - коммерческая фирма, или в решении каких-то социальных задач, если это общественная или неприбыльная организация. Потребители - настоящее богатство любой организации, и к ним надо так и относиться.

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 46.08 Кб (Скачать)

 

Определяя основные направления  политики по выходу предприятия на рынок со своей продукцией, необходимо иметь в виду следующие варианты: приращение доли на рынке; сохранение доли, установленной ранее; уменьшение доли. Выбор того или иного направления  зависит от решения многих вопросов, и, прежде всего от внутренних возможностей предприятия по выпуску конкурентоспособной  продукции [7, с.39].

 

Таблица 1.1 - Особенности типов  служб маркетинга [12, с.164]

 

Сильные стороны 

Слабые стороны 

 

Функциональная организация 

 

Простота управления, отсутствие множественной

 

подчиненности

 

Однозначное описание обязанностей каждого сотрудника

 

Возможность функциональной специализации маркетологов в области профессиональной квалификации

 

Конкуренция между сотрудниками, способствующая росту эффективности  работы 

Снижение качества работы при расширении

 

номенклатуры товаров

 

Отсутствие механизма  поиска нетрадиционных видов и направлений  деятельности Конкуренция между  сотрудниками, "местничество, борьба за частный, а не за общий интерес

 

Отсутствие планирования реализации

 

конкретных товаров на конкретных рынках 

 

Товарная организация 

 

Полный маркетинг каждого  товара

 

Оперативное реагирование на требования рынка

 

Возможность изучения специфики  потребностей

 

и основных потребителей каждого  товара 

Широкий круг обязанностей одного сотрудника затрудняет рост его квалификации

 

Наличие дублирующих функциональных подразделений 

 

Рыночная организация 

 

Лучшая координация служб  при выходе на рынок

 

Возможность разработки комплексной  программы выхода на рынок

 

Более достоверный прогноз  рынка с учетом его специфики 

Сложная структура

 

Низкая степень специализации  работы отделов

 

Дублирование функций

 

Плохое знание товарной номенклатуры 

 

Товарно-рыночная организация 

 

Лучшая организация работы при выходе

 

на рынок

 

Возможность разработки комплексной  программы выхода на рынок

 

Более достоверный прогноз  рынка с учетом его специфики

 

Достаточно полное знание товара 

Высокая себестоимость содержания службы

 

Возможность конфликта при  неоднозначном решении вопросов по одному и тому же рынку различными службами (пересечение результатов  маркетинга) 

 

 

 

При всем своеобразии организационных  форм маркетинга каждая из них должна соответствовать следующим критериям.

 

1. Гибкость, мобильность,  адаптивность. Эти качества которые необходимы не только собственно маркетинговой структуре фирмы, но и ее организационно-управленческому механизму в целом. Служба маркетинга - это тот «приводной ремень», который задает требуемый рынком ритм работы всей фирме, придает ему черты гибкости и адаптивности к меняющимся рыночным условиям.

 

Гибкость обеспечивается возможностью оргструктуры своевременно менять свои формы при изменении стратегических задач, причем возможность к изменениям должна быть заложена в самой структуре.

 

2. Простота маркетинговой  организационной структуры - непременное  условие ее эффективности. Усложненность  структуры всегда вызывает удорожание  процесса управления, делает его  более громоздким, а следовательно, и менее восприимчивым к происходящим переменам. Простота - это также одно из условий эффективности связей между подразделениями службы маркетинга и наличия небольшого количества ее звеньев.

 

3. Соответствие масштабов,  сложности структуры маркетинговой  службы структурной и пространственной  расчлененности организационной  структуры фирмы, особенностям  профиля ее деятельности, характеру  стратегических целей и соответствующих  им задач.

 

4. Соответствие организационной  структуры маркетинга характеру  производимых продуктов, широте, полноте и глубине ассортимента. Это означает, что в любую оргструктуру должен быть заложен в той или иной степени товарный принцип.

 

5. Ориентация оргструктуры маркетинга при всех ее конкурентных различиях на конечных потребителей. Любая оргструктура, не придерживающаяся данного принципа, в конечном счете обречена на неудачу.

 

6. Наделенность маркетинговой оргструктуры должными правами, в том числе координационными, которые позволяют ей интегрировать всю хозяйственную деятельность фирмы с целью достижения рыночных целей [9, с.373].

 

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ  МАРКЕТИНГА В ООО «МЮНХГАУЗЕН» 

 

2.1 Общая характеристика ООО «Мюнхгаузен»

 

 

Наименование предприятия - общество с ограниченной ответственностью «Мюнхгаузен».

 

Юридический адрес - 614023, г. Орел, ул. Ленина, 3/1-52.

 

Компания зарегистрирована 1 ноября 2006 года.

 

Владельцы компании: Швецова Ольга Николаевна; Пустобаева Татьяна Сергеевна.

 

Целями деятельности Общества являются расширение рынка реализации туристических услуг, а также  извлечение прибыли.

 

Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные  законом. Предметом деятельности Общества является:

 

- гостиничные услуги и  бытовое обслуживание населения;

 

- организация туризма  (включая международный), в том  числе круизов на собственных и зафрахтованных судах;

 

- осуществление других  работ и оказание других услуг,  не запрещенных и не противоречащих  действующему законодательству  РФ.

 

Миссия компании - "Быть самым узнаваемым и предпочитаемой туристической компанией на территории г. Орла"

 

Когда создавалось предприятие, были выбраны основные принципы своей  деятельности:

 

высокое качество услуг;

 

разработка новых маршрутов;

 

клиентократия - максимальное удовлетворение потребности каждого клиента, каждого покупателя;

 

любые решения для путешествий;

 

доступные цены.

 

Цели компании:

 

увеличение прибыли;

 

расширение ассортимента;

 

выход на новые регионы 

 

Товарная политика предприятия  рассчитана на предложение широкого ассортимента своих услуг широкому кругу потребителей:

 

Виды отдыха:

 

- Детский отдых;

 

- Туристический отдых;

 

- Бизнес - поездки;

 

- Шоп-туры;

 

Страны:

 

- Россия;

 

- Экзотические страны: Египет, ОАЭ, Турция;

 

- Европа: Западная и Восточная;

 

Дополнительные услуги:

 

- Оформление визы;

 

- Оформление загранпаспорта;

 

- Сопровождение до аэропорта/вокзала.

 

Проанализируем основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Мюнхгаузен».

 

маркетинг туристический  рекламный

 

Таблица 2.1 - Основные технико-экономические  показатели деятельности ООО «Мюнхгаузен»

 

Показатели  

2009 

2010 

Отклонение, % 

Отклонения, тыс.руб. 

 

Товарооборот, тыс.руб.  

6100 

8585 

+40,74 

+2485 

 

Переменные затраты, тыс.руб. 

3418 

4923 

+44,03 

+1505 

 

Постоянные затраты 

1067 

1260 

+18,09 

+193 

 

Прибыль, тыс.руб. 

1615 

2402 

+48,73 

+787 

 

Рентабельность продаж, %  

26 

28 

+2  

 

Рентабельность затрат, % 

36 

38 

+2  

 

 

 

 Из таблицы 2.1. видно,  что предприятие ООО «Мюнхгаузен»  оказало туристических услуг  в 2009 году в размере 6100 тыс.руб., в 2010 году объем продаж вырос на 2185 тыс.руб. и составил 8285 тыс.руб. (рост 40,74%), соответственно увеличилась и прибыль на 48,73% в 2010 году по сравнению с 2009 годом.

 

Одновременно увеличивалась  переменные расходы, с 3418 тыс.руб. в 2008 году до 4923 тыс.руб. в 2010 году (рост 44,03%). Существенный рост переменных расходов связан с изменением ценовой политики туроператоров в сторону ее увеличения.

 

Постоянные расходы увеличились  незначительно в 2010 году по сравнению  с 2009 годом - на 18,09%.

 

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли к товарообороту. В 2010 году рентабельность выросла на 2% и составила 28%.

 

Данное обстоятельство свидетельствует  о повышении эффективности работы ООО «Мюнхгаузен». Дело в том, что в 2010 году рынок туристических услуг активно развивался, был повышенный спрос на туристические услуги.

 

Данное обстоятельство положительно отразилось на таком показателе как  рентабельность продаж.

 

Рентабельность затрат рассчитывается как отношение прибыли к сумме  переменных и постоянных затрат. В 2010 году рентабельность затрат увеличилась  на 2% и составила 38%, что свидетельствует  об опережающих темпах роста прибыли  по отношению к темпам роста постоянных затрат.

 

В процессе трехлетней истории  существования на рынке ООО «Мюнхгаузен» имеет в своей организационной  структуре отдел (службу) маркетинга.

 

Данный отдел состоит  из двух человек: маркетолога и рекламиста.

 

В настоящее время в  ведении маркетолога находятся вопросы разработки стратегии и планирования, анализ внешней и внутренней среды, вопросы ценообразования, рекламист в большей степени разрабатывает рекламные мероприятия, рекламный бюджет и проводит маркетинговые исследования рынка и потребителей.

 

Можно сделать вывод, что ООО «Мюнхгаузен» активно развивается (рост товарооборота и прибыли, повышение уровня рентабельности продаж). В условиях нестабильной экономики в 2011-2012 годах необходимо активизировать внутренний потенциал (кадры, маркетинг).

 

2.2 Специфика системы управления  на предприятии

 

 

Порядок управления организацией, структура управления и порядок  создания контрольных органов, а  также компетенция органов управления и контрольных органов определяются Уставом.

 

Учредители принимают  участие в управлении Обществом  в порядке, определяемом Уставом  и действующим законодательством  РФ. Учредители не вправе вмешиваться  в исполнительно-распорядительную деятельность исполнительных органов  организации, в том числе давать обязательные указания о заключении конкретных сделок, найме и увольнении работников и т.п., если такие полномочия не предоставлены участникам, действующим  законодательством или Уставом  Общества.

 

Основными задачами управления являются:

 

Координация деятельности компании;

 

Анализ текущего состояния  развития;

 

Определение наиболее перспективных  направлений для развития компании.

 

Основной информационный канал, который используется в компании «Мюнхгаузен» для управления - это  совещания, а также личные встречи  сотрудников компании с генеральным  директором для решения текущих  вопросов.

 

Структура управления ООО  «Мюнхгаузен» построена по линейно-функциональному  признаку. Она характеризуется единством  руководства (линейная связь) по отношению  к процессу производства и специализацией функциональных подразделений с  их компетенцией (функциональной связью) по отношению к линейным подразделениям. Таким образом, соблюдается принцип  единоначалия и в тоже время функциональное разделение управленческих работ, способствующее их более качественному и эффективному выполнению.

 

Организационная структура  предприятия представлена на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 - Организационная  структура ООО «Мюнхгаузен»

 

Во главе организации  стоит генеральный директор, которому подчиняется руководители отделов (финансовый, технический, маркетинговый  отделы).

 

Данная оргструктура в ООО «Мюнхгаузен» имеет следующие недостатки: слабые горизонтальные связи - связи между отделами и потери времени при принятии решений. Также возможна ситуация, когда специалисту напрямую отдают задания непосредственно генеральный директор минуя начальника отдела, в связи с чем возникает напряженность в отношениях: какое задание выполнять в первую очередь: задание генерального директора или непосредственного линейного руководителя. Преимуществом данной структуры можно назвать то, что функции четко разделены, каждый отдел знает, за что он отвечает.

 

Децентрализация развита  слабо, как правило, решения принимается  генеральным директором, либо руководителем  технического отдела.

 

Финансовый отдел состоит  из трех специалистов.

 

Кассир выполняет функцию  расчета с покупателями за предоставляемые  услуги, ведет «кассу». В функции  бухгалтера входит ведение бухгалтерского учета.

 

Экономист занимается финансовым планированием, проведением экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях  выявления внутрихозяйственных  резервов.

 

Руководитель технического отдела руководствуется целями и  задачами, поставленными перед ним генеральным директором и его основные полномочия заключаются в следующем: организация эффективной работы подведомственных ему сотрудников, контроль и руководство в сфере оказания туристических услуг. В его подчинении два координатора проектов и 3 менеджера по работе с клиентами. Это основной отдел организации: занимается привлечением и обслуживанием клиентов.

 

Маркетинговый отдел состоит  из маркетолога и рекламиста. Данный отдел выполняет функцию продвижения турфирмы на рынке и разработки ее стратегии развития. Например, в функциональные компетенции отдела входят анализ конкурентов, выработка рекомендаций по ценообразования, разработка рекламных акций (в ноябре 2009 года проходит акция «Получи 9% скидку на туры в Индию и Египет»).

 

В турфирме вся поступающая  информация о клиентах, внешнем рынке, возможностях компании хранится в единой базе данных. Так, менеджер по работе с  клиентами, имеет доступ к клиентской базе с указанием:

 

- периода работы с клиентом (когда бы заключен первый договор,  была ли это разовая поездка  или были повторные поездки);

Информация о работе Служба маркетинга на предприятии (организации)