Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:36, курсовая работа
Система организации маркетинга - это структурированное построение для управления маркетинговой деятельностью, устанавливающее соподчиненность и зоны ответственности за выполнение функциональных обязанностей. Важнейшей целью любой организации является постоянное привлечение все новых и новых клиентов, несмотря на то, что ее основная цель на самом деле состоит в получении прибыли, если это - коммерческая фирма, или в решении каких-то социальных задач, если это общественная или неприбыльная организация. Потребители - настоящее богатство любой организации, и к ним надо так и относиться.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Маркетинг»
Тема: «Служба маркетинга на предприятии (организации)»
ВВЕДЕНИЕ
Система организации маркетинга
- это структурированное
Усилия маркетинговых
служб направлены на создание такого
ассортимента товаров, который соответствовал
бы общественному спросу. Много внимания
уделяется внешнему виду товара, его
потребительским
В настоящее время на предприятиях разной формы собственности создаются подразделения или службы маркетинга. Этот отдел становится полноправным отделом в структуре всего предприятия. В современных условиях все возрастающей конкуренции, приходится выживать только за счет специального отдела - отдела маркетинга, ориентированного на потребителя. Если раньше достаточно было лишь произвести какой-либо товар, то сейчас необходимо, прежде чем его произвести, провести исследования на предполагаемом рынке сбыта для оценки конкурентоспособности данного вида продукции. В частности этим вопросом и занимается служба маркетинга, которая в дальнейшем и занимается продвижением этой продукции на рынке.
Поэтому актуален вопрос об организации службы маркетинга на предприятии, о ее месте и значимости в современных условиях. Это обусловило выбор данной темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является анализ организационной структуры службы маркетинга ООО «Мюнхгаузен».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. рассмотрено содержание
маркетинговой деятельности
2. раскрыты организационные структуры отдела маркетинга, их преимущества и недостатки
3. проанализирована практика организации службы маркетинга в ООО «Мюнхгаузен»
4. разработан проект по
совершенствованию
Объект исследования - туристическая фирма ООО «Мюнхгаузен», г. Орел
Предметом исследования является деятельность по организации службы маркетинга на предприятии.
При написании работы в
качестве источников литературы были
использованы учебные пособия по
маркетингу, периодические издания,
посвященные проблемам
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ
1.1 Содержание маркетинговой деятельности предприятия
С начала возникновения рынка в основе производства товаров и оказания услуг господствовал принцип: «Производить как можно больше, ибо рынок безграничен». Предприятие в своей деятельности исходило из увеличения объема выпускаемой продукции и повышения ее качества при одновременном снижении издержек производства [3]. В условиях ограниченных производственных возможностей и при неограниченном спросе подобный принцип был оправдан и обеспечивал должную прибыльность на вложенный капитал. Это явилось мощным стимулом к развитию массового производства на основе использования результатов научно-технического прогресса. Последнее привело к тому, что производственные возможности начали превосходить наличный спрос, и рынок товаров стал характеризоваться большей насыщенностью. Это усилило конкуренцию между производителями за потребителя, что, в свою очередь, обусловило изменение принципов ведения бизнеса, т.е. способствовало переходу от ориентации на производство к ориентации на сбыт. В результате на первое место вышел потребитель со всеми своими специфическими потребностями и желаниями.
Маркетинговая деятельность обеспечивает гибкое приспособление производственной, финансовой, торговой, сбытовой, кадровой деятельности предприятия к изменяющейся экономной ситуации (доходы, цены, конъюнктура) к требованиям потребителей на рынке [10].
В условиях перехода к рыночной экономике служба маркетинга - это важнейшее звено в управлении предприятием, которое совместно с другими службами создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов и получения на этой основе прибыли.
Служба маркетинга на каждый
продукт, который, по ее мнению следует
поставлять на рынок, готовит спецификацию
требований покупателя и направляет
ее руководству для
Необходимыми условиями достижения самоокупаемости в самофинансирования предприятия в условиях рынка является не только эффективное и непрерывное обеспечение производства материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами нужном количестве, соответствующего качества и по приемлемым ценам, но и ориентация производства на выпуск продукции нужной рынку. По своему содержанию эти задачи являются довольно сложными, что объясняется рядом причин, и прежде всего, конкурентной борьбой. В выигрыше остается тот, кто умеет не только устанавливать эффективные связи по обеспечению производства материальными и другими ресурсами, но и рационально их использовать и создать благоприятные условия для сбыта своей продукции. Решением указанных вопросов на предприятии и занимается маркетинговая служба. В ее состав, как правило, входят отделы по материально-техническому снабжению, сбыту, изучению рынка, рекламы и т.д.
Растущая роль маркетинга в деятельности хозяйствующих субъектов постепенно находила соответствующее отражение в построении организационно-управленческих структур и их функциях.
Службу маркетинга возглавляет
заместитель директора
Обязанности всей совокупности сотрудников должны полностью охватить функции отдела. В состав маркетинговой службы должны входить специалисты по изучению рынков, формированию товарного ассортимента, ценовики, специалисты по сбыту, рекламе и др.
Обеспечить высокий статус маркетингового подразделения можно, к примеру, путем подчинения отдела или службы маркетинга непосредственно генеральному директору или его первому заместителю. Однако это не принесет желаемых результатов при отсутствии расширения прав и функций подразделения, закрепления за ним функций, которые позволяют с позиций маркетинга реально воздействовать на решения по созданию и производству товаров с учетом рыночного спроса, выбору целевых рынков сбыта, формированию и осуществлению сбытовой, ценовой, рекламной политики и т.д. [9, с.371].
Для выполнения исследовательской
работы могут также привлекаться
эксперты из научно-исследовательских
центров, которые специализируются
по этим вопросам. Необходимо, чтобы
должностные инструкции предусматривали
самостоятельность и
1.2 Виды организационных
структур маркетинга на
Организационное построение службы маркетинга, которое определяется спецификой выпускаемой продукции, количеством рынков и масштабами сбытовой деятельности предприятия, основывается на функциональном, дивизиональном или матричном подходах.
Функциональный ориентируется
на постоянную структуру деятельности
службы маркетинга по выполнению ее основных
функций в координации с
Традиционная функциональная
структура ориентируется на отдельные
функции маркетинговой
Рис. 1.1 - Традиционная функциональная структура службы маркетинга [12, с.161]
Функциональная служба маркетинга целесообразна для предприятий, у которых количество товаров и рынков невелико, а производственная и сбытовая деятельность постоянна и однообразна. При небольшой номенклатуре выпускаемой продукции такая служба маркетинга обладает высокой маневренностью благодаря простоте управления.
Результативность
Когда производственная программа состоит из большого количества различных изделий, а также осуществляется самостоятельно отдельными подразделениями предприятия, используется дивизиональная структура (см. рис. 1.2).
Товарная организация службы маркетинга предполагает, что эта служба разделена по отдельным товарам (товарным группам) и для каждого товара (товарной группы) имеется свой управляющий, руководящий подразделением сотрудников, которые выполняют соответствующие функциональные задачи маркетинга.
По существу, создается комплекс товарных или рыночных направлений. Преимущество - охват всех товаров, комплексное реагирование на изменения рынка, возможность координации и др. Недостатки - высокие затраты, разрастание штатов сложность управления.
Рис. 1.2 - Дивизиональная структура службы маркетинга [12, с. 161]
Товарная организация
службы маркетинга эффективна для предприятий
с широкой номенклатурой
- требования к упаковке,
сбыту, рекламе по каждому
- объем сбыта по каждому
товару достаточный, чтобы
Товарная организация службы маркетинга обходится значительно дороже, чем функциональная, в связи с увеличением расходов на оплату труда сотрудников.
Недостатки: высокая возможность конфликтов при нечетком разделении полномочий, реализация продукта функциональными менеджерами.
Матричную структуру специалисты считают наиболее гибкой, способной к внутренней перестройке в условиях новых задач, что обусловлено рядом особенностей ее построения и функционирования, поскольку она состоит из двух структур: функциональной и проектной: наряду с постоянными функциональными отделами являются временные проектные группы, создаваемые для решения конкретных задач, т.е. к работе могут привлекаться специалисты из соответствующих функциональных отделов (см. рис. 1.3).
Взаимодействие управляющих
отделами порождает новые сети горизонтальной
и диагональной коммуникации, накладывающиеся
на традиционные связи «руководство-подчинение»
Изучая рынок путем
выявления объективных
Рис. 1.3 - Матричная структура службы маркетинга [12, с.163]
Данная служба направляет научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие отделы на своевременное начало разработок и подготовку производства новой продукции с тем, чтобы она попала на рынок, не успев утратить своей новизны. Именно момент появления новой продукции на рынке в значительной мере определяет экономический успех предприятия, дает ему возможность получать монопольную прибыль. Ориентируя производство на выпуск продукции, нужной рынку, маркетинговая служба помогает избежать возникновение пробелов в удовлетворении спроса и предотвращает потери, связанные с производством продукции, не находящей сбыта. Первой и постоянной задачей маркетинговой службы является отслеживание предпринимательского климата в динамике его развития, т.е. благоприятствуют ли тенденции и характер развития окружающей среды ведению бизнеса или представляют угрозу для деятельности предприятия. Если предпринимательский климат позволяет предприятию успешно действовать в выбранной области бизнеса, то деятельность маркетинговой службы должна быть сосредоточена на товарном рынке, на котором будет или уже работает предприятие [18].
Информация о работе Служба маркетинга на предприятии (организации)