Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:26, лекция
Цели
Ознакомившись с данной главой, вы должны быть в состоянии:
1.Рассказать о значении информации для фирмы.
2.Описать основные составляющие системы маркетинговой информации.
3.Перечислить этапы проведения маркетингового исследования.
4.Сравнить преимущества и недостатки различных методов сбора информации.
Опрос стоит где-то на полпути между наблюдением и экспери-
ментом. Наблюдение лучше всего подходит для поисковых исследований, эксперимент-для выявления причинно-следственных связей, тогда как опрос наиболее удобен при проведении описательных исследований. Фирмы проводят опросы, чтобы получить информацию о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности и т.п., а также для замеров прочности своего положения в глазах аудитории. Так, исследователи «Аллегени» могут с помощью опроса выяснить, какое количество людей знают о фирме, летали ее самолетами, предпочитают ее другим авиакомпаниям и т.д. Мы еще остановимся на исследованиях методом опроса, когда пойдет речь об орудиях исследования, плане составления выборки и способах связи с аудиторией.
Врезка 6. Почему потребители поначалу противились покупать растворимый кофе?
Образцово-показательное маркетинговое исследование было проведено фирмой «Мейсон Хэйр» с целью выяснить, почему хозяйки противились покупать растворимый кофе, когда он впервые появился на рынке. Женщины жаловались, что растворимый кофе отличался по вкусу от обычного. Однако в ходе тестов вслепую многие из них не сумели уловить разницы между чашкой растворимого и чашкой сваренного кофе. А это свидетельствовало о том, что их противление объяснялось в основном психологическими причинами. Фирма «Хэйр» составила два списка покупок, отличавшихся друг от друга только тем, что в одном был обычный кофе, а в другом-растворимый.
Список № 1 Список № 2
1 буханки хлеба «Вандер» 2 буханки хлеба «Вандер»
Пучок моркови Пучок моркови
1 банка пекарского
порошка 1
банка пекарского порошка
«Рамфорд» «Рамфорд»
5 фунтов картошки 5 фунтов картошки
Хозяек попросили представить себе общественные ц личные особенности женщины, список покупок которой они видели. Даваемые характеристики были почти одинаковыми, но с одним существенным отличием. Большой процент видевших список с растворимым кофе посчитали его составительницу «женщиной ленивой, неэкономной, плохой женой, не умеющей заботиться о семье». Описывая вымышленную домохозяйку, эти опрошенные выразили свои собственные беспокойства, свои собственные отрицательные представления о растворимом кофе. В результате исследования фирма-производитель растворимого кофе узнала подоплеку сопротивления и разработала рекламную кампанию, призванную изменить образ домохозяек, подающих растворимый кофе.
Орудия
исследования. При сборе первичных данных
у исследователей маркетинга есть выбор
из двух основных орудий исследования,
которыми являются анкеты и механические
устройства.
Анкета-самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. В широком смысле анкета-это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета-инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок (см. врезку 7).
В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность.
Самые обычные ошибки - постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят отвечать, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответы. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру И действуют опрашиваемым на нервы.
Форма вопроса
может повлиять на ответ. Исследователи
маркетинга выделяют два типа вопросов:
закрытые и открытые. Закрытый вопрос
включает в себя все возможные варианты
ответов, й| опрашиваемый просто выбирает
один из них. На рис. 21 представлен ряд
наиболее типичных закрытых вопросов.
Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Основные формы открытых вопросов также представлены на рис. 21. Вообще говоря, открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить в таблицы.
Формулирование вопросов также требует осторожности. Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа. До начала широкого использования вопросы следует предварительно опробовать.
Особого внимания требует и установление последовательности вопросов. Первый из них должен по возможности пробудить у опрашиваемых интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать в конце интервью, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых на груп-
Название приема
Пример
Закрытые
вопросы
Описание сути приема
Альтернатив- Вопрос, предлагающий ный вопрос выбор из двух ответов
'Задумав поездку, вы лично позвонили в авиакомпанию "Аллегени"?" Да D Нет U
Вопрос с Вопрос, предлагающий "С кем вы летите на этот раз?"
выборочным три или более вариантов Ни с кем □ Только с детьми
„ - ,fl Сделовыми партнерами р.
U женой/ и /друзьями/родственниками LJ
мужем £ составе организованной П
С женой/ □ группы
мужем и детьми
"Небольшие авиакомпании обычно обслуживают пассажиров лучше, чем крупные"
ответа на выбор
D
Вопрос с предложением
указать степень согласия
или несогласия с сутью
сделанного заявления
s a
Решительно согласен
а
4 D
D
2D
Pe^J!"b"? Не согласен Н* M°rhv Cor
Вопрос
со шкалой Лайкерта
Авиакомпания "Аллегени" Крупная
Небольшая Неопытная Старомодная
£
£
Опытнан Современная
не согласен Семантический Шкала разрядов между дифференциал двумя биполярными понятиями, в которой опрашиваемый выбирает точку, соответствующую направленности и интенсивности его чувств
Шкала с ранжированием любой характеристики
Шкала важности
"Питание в полете для меня:"
12 3 4 5
по степени важности:
Исключительно Довольно
важно Совсем не
важно от "совсем неважной"
важно Очень важно
Не очень важно до "исключительно важной"
Оценочная шкала
Шкала с ранжированием "На самолетах "Аллегени" питание:"
любого признака: ^ 2 3 A S
хорошее
от "неудовлетворительного" Отличное—Очень—Хорошее Сносное-Неудовле-
творительное
до "отличного"
Название приема
иткрытые вопросы
Пример
Описание сути приема
"Какого вы мнения о фирме "Аллегени эйрлайнс"?"
Вопрос без
заданной
структуры
Вопрос, на который
опрашиваемый
может ответить ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
практически
бесчисленным
количеством способов
Подбор
словесных
ассоциаций
Опрашиваемому "Какое первое слово приходит вам на ум,
называют по одному когда вы слышите следующее?" '
слову и просят Авиалиния Путешествие
назвать в ответ ' ~
первое пришедшее "Аллегени"
на ум слово
Завершение предложений
Опрашиваемому "для^енясЙое Чмы£>МПт"Ю-
предлагают по одному для меня самое главное
незаконченные "
предложения
и просят завершить их —- „ . —
Завершение рассказа
Завершение
рисунка
На днях я летел самолетом
Аллегени .
Опрашиваемому Поесть мне дали холодный
бутерброд,
предлагают И вот какие мысли и чувства у меня это вызвало"
незаконченный -^^^^^^^^^^^^^^^
рассказ и предлагают завершить его
пишите свои ответ i в пустой овал
Придумайте рассказ J что вы здесь вид
На рисунке два персонажа один из которых высказывает мысль. Опрашиваемого просят представить себя на месте второго персонажа и вписать свой ответ от его имени в пустой овал
Опрашиваемому показывают
картинку и просят
придумать рассказ о том, цуг.г
что, по его мнению, _|ИШ
на ней происходит или может произойти
Тематический апперцепционный тест (ТАТ)
Рис. 21. Типы вопросов
пы, задают в
последнюю очередь, потому что они
носят более личный характер и
менее интересны для
Хотя анкета является самым распространенным орудием исследования, в маркетинговых изысканиях находят применение и разного рода механические устройства. Для замеров интенсивности интереса или чувств опрашиваемого при контакте с конкретным рекламным объявлением или изображением используют гальванометры. Гальванометр фиксирует малейшие выделения пота, которыми сопровождается эмоциональное возбуждение. Прибор под названием тахистоскоп экспонирует для опрашиваемого рекламное объявление в интервале выдержек от менее чем в одну сотую секунды до нескольких секунд. После каждого показа опрашиваемый рассказывает обо всем, что успел увидеть и запомнить. Применяется и специальный аппарат для фиксации движений глаз, с помощью которого определяют, на какие участки падает взгляд в первую очередь, как долго задерживается он на определенных участках и т.д.
Электронное устройство под названием аудиметр, подключаемое к телевизору в домах опрашиваемых, фиксирует сведения обо всех его включениях и каналах, на которые он
Информация о работе Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации