Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа
Каждый субъект, осуществляющий маркетинговую деятельность, заинтересован в том, чтобы она была эффективной. Для достижения этого необходимо знать, как анализировать возможности рынка, отобрать подходящий целевой рынок, разработать комплекс маркетинга и претворить его в жизнь. Для выработки соответствующей стратегии участникам рыночных отношений необходимо иметь представление о том потенциальном рынке, на который они выходят. С позиции маркетинга такой потенциальный рынок устанавливается на основе сегментации.
Введение……………………………………………………………………………3
1 Сегментирование рынка………………………………………………………...5
1.1 Сущность и критерии сегментирования……………………………………..5
1.2 Основные принципы сегментирования потребительских товаров………...8
2 Этапы и оценка эффективности сегментации рынка…………………………13
2.1. Этапы сегментации рынка……………………………………………………13
2.2. Оценка эффективности сегментации рынка………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………………19
Глоссарий…………………………………………………………………………...20
Список использованных источников………
1. Возможность изменения потребителями в сегменте своих предпочтений. Для обслуживания покупателей, чьи потребности не были удовлетворены или были удовлетворены не полностью, требуется значительно меньше усилий, чем для привлечения потребителей, имеющих стойкую приверженность к другому товару.
2. Необходимо учитывать финансовое положение потребителей. Фирма должна ориентироваться на потребителей, тратящих достаточные суммы денег на приобретение определенных товаров, преданных марке.
3. Целесообразность освоения сегмента определяется также с точки зрения возможностей компании, т.е. имеющихся у нее свободных ресурсов (потенциала): материальных, финансовых, научных, технических и т.д. Основными условиями эффективной сегментации являются:
измеримость сегмента (возможность измерить характеристики и границы);
доступность (возможность использовать имеющийся канал товародвижения и приемлемые для фирмы методы продвижения товара);
выгодность (большая емкость сегмента на длительную перспективу).
Хотя существует множество способов сегментации рынка, не все они одинаково эффективны. Например, было бы возможно делить посетителей ресторанов на блондинов и брюнетов. Но цвет волос не влияет на количество заказанных в ресторанах блюд. Кроме того, если все клиенты ресторана покупают неизменное количество обедов каждый месяц, считают, что все блюда ресторана одинакового качества, и готовы платить одни и те же цены, то ресторану не имеет смысла прибегать к сегментации рынка.
Эффективность сегментации достигается, если сами сегменты обладают следующими свойствами:
Измеримость. Она показывает, в какой степени могут быть измерены объем и покупательская способность сегмента. Некоторые характеристики сегментов трудно измерить, например, размер сегмента, который составляют подростки, пьющие в первую очередь в знак протеста против своих родителей.
Доступность. Определяет, в какой степени данный сегмент поддается влиянию и может быть обслужен. Один из авторов нашел, что 20% посетителей одного ресторана, обслуживающего колледж, были постоянные клиенты. У них, однако, не оказалось общих свойств. Они включали как профессорско-преподавательский состав, сотрудников, так и студентов. Не было разницы в потреблении между студентами дневного и вечернего отделений или между студентами разных курсов. Хотя и удалось идентифицировать сегмент рынка, однако выделить сегмент крупных потребителей оказалось невозможно.
Доходность. Свидетельствует о степени прибыльности сегмента как рынка. Сегмент должна составлять самая большая гомогенная группа, жизнеспособная с экономической точки зрения и способная реагировать на специально составленную программу маркетинга.
Возможность освоения. Указывает на степень, до которой целесообразно разрабатывать специальные программы по привлечению и обслуживанию сегментов. Небольшая авиакомпания, например, выделила семь сегментов рынка, но ей не хватает ни персонала, ни средств, чтобы разработать отдельные программы маркетинга для каждого из них.
К наиболее важным условиям успешной сегментации относят:
1) измеримость сегмента, которая характеризуется количественными параметрами выделяемой группы потребителей, а именно: количество реальных и потенциальных потребителей; площадь сегмента; рыночная доля и объемы продаж; емкость и потенциал сегмента;
2) доступность сегмента отражает совокупные возможности компании по информационной обеспеченности, выгодной дистрибуции, логистическим формам и методам управления материальными потоками;
3) устойчивость сегмента предполагает оценку стабильности спроса относительно корпоративных товаров и услуг с учетом платежеспособности потребителей и рыночных закономерностей;
4) выгодность сегмента включает его доходность, тенденции роста прибыли на текущую и длительную перспективу с учетом возможной экономии совокупных затрат, защищенность от конкуренции;
5) коммуникативность сегмента предполагает эффективное использование средств массовой информации, связей с общественностью, масс-медиа, Интернета для формирования имиджа и позитивного общественного мнения.
Организация процесса сегментации потребителей выделяет такие признаки, как поведенческий, социльно-демографический, психографический и географический. В результате комплексной оценки процесса сегментации руководство выносит вердикт о целесообразности рыночного участия, выделении части бюджета на маркетинговую деятельность.
Сегментация рынка стала центром основных маркетинговых исследований и маркетинговых действий многих фирм. Теперь слишком много исследователей занимаются изучением сегментирования. Эта тенденция стандартизации процедур преждевременна и нежелательна. Передовые подходы к сегментированию были предложены за последние пять лет, и теперь должны быть предприняты усилия по разработке новых концепций и методологий.
Обзор некоторых проблем и реальных достижений исследований в области сегментирования показывает, что, несмотря на имеющиеся преимущества в менеджменте и в исследовательской практике, до сих пор существует множество преград, требующих систематического изучения.
Дальнейшие нововведения и достижения в исследованиях сегментирования и моделирования для создания и эволюции сегментационных стратегий могут быть весьма существенны. Однако реальный прогресс в этой области требует переосмысления эпохи и сосредоточенности менеджеров на развитии и внедрении передовых и эффективных стратегий сегментирования.
Проблемы при сегментировании – явление обычное. Эти проблемы разрешимы, но решения требуют проверки и создания более точных подходов к сегментированию рынка.
Сегментация может иметь преимущества и недостатки, однако обойтись без нее невозможно, поскольку в современной экономике каждый товар может быть успешно продан лишь определенным сегментам рынка, но не всему рынку.
№ п/п | Понятие | Определение | |
1 | Выбор целевых сегментов рынка
| оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами.
| |
2 | Дифференцированный маркетинг | выступление в нескольких сегментах рынка с разработкой отдельного предложения для каждого из них. | |
3 | Концентрированный маркетинг | концентрация маркетинговых усилий на большой доле одного или нескольких субрынков в противовес сосредоточению их на небольшой доле большого рынка | |
4 | Массовый маркетинг | массовое производство, массовое распространение и массовое стимулирование сбыта одного и того же товара для всех покупателей | |
5 | Сегмент | группа покупателей, обладающая похожими потребностями, желаниями и возможностями. | |
6 | Недифференцированный маркетинг | обращение ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением в противовес сосредоточению усилий на одном сегменте. | |
7 | Позиционирование товара на рынке | действия по обеспечению товару конкурентоспособного положения на рынке и разработка соответствующего комплекса маркетинга. | |
8 | Сегментирование рынка | разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга. | |
9 | Товарно-дифференцированный маркетинг | производство двух или нескольких товаров с разными свойствами, в разном оформлении, разного качества, в разной расфасовке и т.д. | |
10 | Целевой маркетинг | разграничение сегментов рынка, выбор одного или нескольких из этих сегментов и разработка товаров и комплексов маркетинга в расчете на каждый из отобранных сегментов |
1 | Данченок Л.А. Основы маркетинга / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М.: 2003. – 239 с. |
2 | Под. ред. акад. А.Н. Романова. Маркетинг. – Москва: ЮНИТИ, 2003 г. |
3 | Ф. Котлер. Маркетинг менеджмент. – Санкт Петербург: Питер, 2003 г. |
4 | Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие.- М.: «ИНФРА-М», 2002. - 496 с. |
5 | Управление маркетингом: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061500 Маркетинг / Под ред. А.В. Короткова, И.М. Синяевой. — 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 463 с. |
6 | Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / |
7 | Основы маркетинга. Краткий курс. Ф. Котлер. М.: «Вильямс», 2007. — 657 с. |
8 | Панкрухин А. П. Маркетинг: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности Маркетинг — 3-е изд. — М.: «Омега-Л», 2005. - 656 с. |
9 | Цахаев Р.К., Муртузалиева Т.В., Алиев С.А. Основы маркетинга: Учебник / Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева, С.А.Алиев.— М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 448 с. |
10 | Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. Н.Д. Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 623с.
|
1 | |
2 |
2