Сегментация потребителей в системе маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 21:02, реферат

Описание работы

Комплексное исследование рынка включает следующие этапы:

1) Анализ рыночных возможностей.

2) Изучение потребителей или спроса.

3) Изучение деятельности конкурентов.

4) Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка.

Работа содержит 1 файл

Сегментация потребителей в системе маркетинга.docx

— 69.20 Кб (Скачать)
>Нам известно, что  у Петровой Лены сильно выражено побуждение к самоутверждению. Под побуждением  имеют в виду сильный внутренний раздражитель, подталкивающий к совершению действия. Будучи направленным на конкретный объект-раздражитель, способный снять  эмоциональную напряженность 
(в нашем случае это фотоаппарат) побуждение превращается в мотив. Ответная реакция Лены на идею покупки камеры обусловливается наличием ряда сопутствующих мелких раздражителей. Они определяют, когда, где и как проявляется ответная реакция индивида. Вид фотокамер в витрине магазина, слух о льготной распродажной цене, поощрение со стороны мужа-все это мелкие раздражители, которые оказывают влияние на ответную реакцию Лены на импульс к покупке камеры.

Предположим, что  она купила камеру. Если опыт использования  вознаграждает ее ожидания, вероятно, она будет пользоваться своим  фотоаппаратом все интенсивнее  и интенсивнее. Ее реакция на камеру получит подкрепление.

Позднее Елена, возможно, захочет купить бинокль. В поле ее зрения оказываются несколько марок, в том числе и бинокль "Nikon". Поскольку Лена знает, что "Nikon" делает хорошие фотоаппараты, то приходит к выводу, что фирма делает и  хорошие бинокли. Она делает обобщение, распространяя свою предыдущую ответную реакцию на новый комплект аналогичных  раздражителей.

Противоположным процессу обобщения является процесс установления различий. Познакомившись с биноклем фирмы "Olympus", Лена выясняет, что  он легче и компактнее биноклей "Nikon". Установление различий означает, что  она научилась распознавать различия в наборах раздражителей и  может вносить соответствующие  изменения в свою ответную реакцию.

4.4 Убеждения и  отношения

Посредством действий и усвоения человек приобретает  убеждения и отношения. А они  в свою очередь влияют на его покупательское поведение. 
Убеждение - мысленная характеристика индивидом чего-либо.

Петрова Елена может  быть убеждена, что фотоаппарат "Nikon" позволяет получать прекрасные снимки, хорошо переносит эксплуатацию в  тяжелых условиях и стоит 25000 руб. Эти убеждения могут основываться на реальных знаниях, мнениях или  просто вере. Они могут сопровождаться или не сопровождаться эмоциональным  зарядом. Так, например, убеждение Лены в том, что камера "Nikon" тяжелая, может повлиять, а может и не повлиять на ее решение о покупке.

Производителей, естественно, очень интересуют убеждения людей  в отношении конкретных товаров  и услуг. Из этих убеждений складываются образы товаров и марок. На основании  этих убеждений люди совершают действия. Если какие-то убеждения неверны  и препятствуют совершению покупки, производителю необходимо будет  провести соответствующую кампанию по их исправлению.

Почти ко всему на свете: к религии, политике, одежде, музыке еде и т.п. человек имеет  собственное отношение.

Отношение - сложившаяся  на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная  оценка индивидом какого-либо объекта  или идеи, испытываемые к ним чувства  и направленность возможных действий

Отношения вызывают у людей готовность любить или  не любить объект, чувствовать приближение  к нему или отдаление от него. Так, у Лены могут сформироваться отношения типа "Покупать только лучшее", "Японцы производят лучшую в мире технику" и "К самому важному, что есть в жизни, относятся  творческое начало и самовыражение". Поэтому-то фотоаппарат "Nikon" и  является для нее важным. Ведь он хорошо вписывается в рамки ее ранее существовавших отношений. Фирма  может извлечь крупную выгоду, проведя исследование различных  отношений, так или иначе сказывающихся  на сбыте ее товара.

Отношения позволяют  индивиду сравнительно стабильно вести  себя по отношению к схожим друг с другом объектам. Человеку не приходится что-то заново интерпретировать и каждый раз реагировать по-новому. Отношения  позволяют экономить физическую и умственную энергию. Именно поэтому  они с трудом поддаются изменению. Различные отношения индивида образуют логически связную структуру, в  которой изменение одного элемента может потребовать сложной перестройки  ряда других.

Так что фирме  будет выгоднее вносить свои товары в рамки уже существующих отношений, чем пытаться их изменить. Существуют конечно, и исключения, когда огромные затраты на усилия по изменению отношений  могут окупиться сторицей.

При выходе фирмы "Honda" на американский рынок мотоциклов ей предстояло принять серьезное решение. Она могла либо продавать свои мотоциклы небольшому кругу уже  существовавших любителей, либо попытаться увеличить их число. Последний путь был сопряжен с большими расходами, ибо многие испытывали к мотоциклам отрицательное отношение. В сознания этих людей мотоциклы ассоциировались  с черными кожаными куртками, пружинными ножами и преступлениями. И все  же фирма " Honda " пошла по второму  пути, развернув мощную Кампанию под  девизом "На мотоциклах " Honda " ездят  самые прекрасные люди". Кампания сработала, и многие изменили свое отношение  к мотоциклам.

Выбор индивида является результатом сложного взаимодействия факторов культурного, социального, личного  и психологического характера. Многие из этих факторов не поддаются влиянию  со стороны деятеля рынка. Однако они оказываются полезными для  выявления покупателей с повышенной заинтересованностью в товаре. Другие факторы поддаются воздействию  со стороны деятеля рынка и  подсказывают ему, как разработать  и оценить товар, наладить его  распространение и стимулирование сбыта, чтобы вызвать наиболее сильную  ответную реакцию потребителей.

Глава 3. Процесс принятия решения о покупке

Покупатель преодолевает несколько этапов на пути к принятию решения о покупке и ее совершению. На рис. 5 представлено пять этапов, через  которые проходит потребитель: осознание  проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция  на покупку. Из этой модели следует, что  процесс покупки начинается задолго  до совершения акта купли-продажи, а  ее последствия проявляются в  течение долгого времени после  совершения этого акта. Модель нацеливает деятеля рынка на внимание к процессу в целом, а не только к этапу  принятия решения.

Судя по модели, потребитель  преодолевает все пять этапов при  любой покупке. Однако при совершении обыденных покупок он пропускает некоторые этапы или меняет их последовательность. Так, женщина, приобретающая  привычную для себя марку зубной пасты, после осознания проблемы сразу принимает решение о  покупке, пропуская этапы сбора  информации и оценки вариантов. Однако мы с вами все же будем оперировать  полной моделью, представленной на рис. 5, поскольку в ней отражены все  соображения, возникающие, когда потребитель  сталкивается с новой для себя ситуацией, особенно если при этом предстоит  решить немало проблем.

Рисунок 5.

Процесс принятия решения  о покупке

Проследим за действиями Петровой Лены и попытаемся уяснить, каким образом она заинтересовалась покупкой дорогой фотокамеры и через  какие этапы прошла до момента  окончательного выбора.

1) Осознание проблемы

Процесс покупки  начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Он чувствует  разницу между своим реальным и желаемым состоянием. 
Нужда может быть возбуждена внутренними раздражителями. Одна из обычных человеческих нужд - голод, жажда, секс - возрастает до порогового уровня и превращается в побуждение. По прошлому опыту человек знает, как справиться с этим побуждением, и его мотивация ориентируется в сторону класса объектов, которые способны удовлетворить возникшее побуждение.

Нужда может быть возбуждена и внешними раздражителями. Женщина проходит мимо булочной, и  вид свежеиспеченного хлеба возбуждает у нее чувство голода. Она восхищается  новым автомобилем соседа или  смотрит телевизионный рекламный  ролик об отдыхе на Ямайке. Все это  может привести ее к осознанию  проблемы или нужды.

На этом этапе  деятелю рынка необходимо выявить  обстоятельства, которые обычно подталкивают человека к осознанию проблемы. 
Следует выяснить: a) какие именно ощутимые нужды или проблемы возникли; b) чем вызвано их возникновение; c) каким образом вывели они человека на конкретный товар.

Петрова может ответить, что она почувствовала нужду  в новом хобби. 
Случилось это в период "затишья" на работе, а думать о камере она начала после того, как одна из подруг рассказала ей о фотографии. Собирая подобную информацию, деятель рынка получает возможность выявлять раздражители, которые чаще других привлекают интерес индивида к товару. После этого можно разработать маркетинговые планы с использованием выявленных раздражителей.

2) Поиск информации

Возбужденный потребитель  может заняться, а может и не заняться поисками дополнительной информации. Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, потребитель, скорее всего, совершит покупку. Если нет, то нужда  может просто отложиться в его  памяти. 
При этом потребитель может либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками.

При слабо выраженной активности потребитель может просто усилить внимание. Лена станет в  этом случае просто более восприимчивой  к информации о фотокамерах. Она  будет обращать внимание на рекламу  фотоаппаратов, на фотоаппараты друзей, на разговоры о фотоаппаратах.

Или же Лена может  заняться активным информационным поиском, для чего будет выискивать печатные материалы, звонить друзьям и  собирать сведения о товаре какими-то другими способами. С каким размахом будет она вести поиск, зависит  от интенсивности побуждения, объема имеющейся у нее исходной информации, легкости сбора дополнительных сведений, ценностной значимости, которую она  придает дополнительным сведениям, и удовлетворения, которое она  получает от процесса поиска.

В поисках информации потребитель может обратиться к  следующим источникам:

1. Личные источники  (семья, друзья, соседи, знакомые).

2. Коммерческие (реклама,  продавцы, дилеры, упаковка, выставки).

3. Общедоступные  (СМИ, организации, занимающиеся  изучением и классификацией потребителей).

4. Источники эмпирического  опыта (осязание, изучение, использование  товара).

Относительное влияние  этих источников информации варьируется  в зависимости от товарной категории  и характеристик покупателя. Вообще говоря, потребитель получает наибольший объем информации о товаре из коммерческих источников, т. е. из источников, находящихся  под сильным влиянием деятеля  рынка. А вот самыми эффективными являются личные источники. Каждый вид  источников может по-разному сказываться  на принятии решения о покупке. Коммерческие источники обычно информируют, личные - узаконивают информацию и/или дают ей оценку. Например, врачи узнают о  новых лекарствах из коммерческих источников, но для оценки полученной информации обращаются к своим коллегам.

В результате сбора  информации повышается осведомленность  потребителей об имеющихся на рынке  марках и их свойствах. До начала сбора  информации 
Петрова знала только несколько марок фотокамер из полного комплекта доступных потребителю фотоаппаратов (см. крайний левый прямоугольник на рис. 6). Знакомые ей марки камер составляли ее комплект осведомленности. 
Вновь поступающая информация расширила рамки этого комплекта, а дополнительная информация помогла отсеять ряд марок из числа рассматриваемых. Оставшиеся марки, которые отвечали ее покупательским критериям, составили комплект выбора. Из этого комплекта Лена и сделает свой окончательный выбор.

В практическом смысле фирма должна разработать такой  комплекс маркетинга, который вводил бы ее марку и в комплект осведомленности, и в комплект выбора потребителя. Если марке не удастся проникнуть в эти комплекты, фирма упустит  возможность продажи своего товара. Необходимо, кроме того, выяснить, какие  еще марки входят в состав комплекта  выбора, чтобы знать своих конкурентов  и разработать соответствующую  аргументацию.

Рисунок 6.

Последовательность  компонентов, задействованных в  процессе принятия решения о покупке.

Что касается источников информации, которыми пользуются потребители, деятель рынка должен тщательно  выявить их, а затем определить их сравнительную информационную ценность. У потребителей следует, прежде всего, поинтересоваться, как они впервые  услышали о марке, какой еще информацией  располагают, какое значение придают  каждому из использованных источников информации. Подобные сведения будут  иметь решающее значение при разработке эффективной коммуникации с целевым  рынком.

3) Оценка вариантов

Потребитель использует информацию для того, чтобы составить  для себя комплект марок, из которого производится окончательный выбор. Вопрос заключается в том, как  именно совершается выбор среди  нескольких альтернативных марок, каким  образом потребитель оценивает  информацию.

Пролить свет на оценку вариантов помогают несколько основных понятий. 
Во-первых, существует понятие о свойствах товара. Мы считаем, что каждый потребитель рассматривает любой данный товар как определенный набор свойств. Вот некоторые свойства, интересующие покупателей в ряде товаров общеизвестных классов: a) Фотоаппараты: резкость фотоснимков, диапазон выдержек, увеличение, размеры, цена. b) Гостиницы: местоположение, чистота, атмосфера, стоимость. c) Зубной эликсир: цвет, эффективность действия, цена, вкус и аромат. d) Губная помада: цвет, упаковка, стойкость, престижность, вкус и аромат. e) Шины: безопасность, долговечность протектора, плавность езды, цена.

Информация о работе Сегментация потребителей в системе маркетинга