Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:30, курсовая работа
Российский рынок шоколада растет, и причем достаточно быстрыми темпами. Начиная с 1997 года на российском рынке шоколада наблюдается рост производства — около 8% в год. В 2004 году эта тенденция сохранится, кроме того, усилится борьба за потребителя в сегменте элитного шоколада. Другой важной тенденцией является консолидация активов в отрасли, что можно проследить на примере деятельности ряда предприятий, например холдинга "Объединенные кондитеры".
Введение 2
Глава 1. Обзор российского рынка шоколада 2010-2011 г 3
1.1 Динамика основных участников рынка 3
1.2 Доля сегмента шоколада в объёме российского рынка кондитерских изделий 4
1.3 Бренды и тренды 7
1.3 Импорт шоколадной продукции 9
Глава 2. Российский рынок шоколада и шоколадных изделий: товарный и рекламный аспекты 12
2.1 Структура и масштабы российского рынка шоколадной продукции 12
2.2 Основные участники российского рынка шоколадной продукции 14
2.3 Рекламная активность производителей шоколада в России 16
Заключение 18
Список литературы 20
Однако 2010 год внес свои коррективы в поставки продукции на российский рынок — был создан Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Стало ли его создание основой для структурных изменений рынка шоколада? Большинство уверены, что нет. Дело в том, что среди стран ближнего зарубежья только Украина занимает значимую позицию в структуре российского импорта, ее доля составляет порядка 75%. А вот доля Белоруссии в общем объеме рынка практически незаметна — всего 3%. Продукция из Казахстана же фактически отсутствует на российском рынке Помимо таможенных барьеров российский внутренний рынок саморегулируется через высокий уровень конкуренции.
В 2011 г на российском рынке сформировался устойчивый портфель основных брендов, вокруг которых сконцентрированы главные объемы рынка. Кроме того, высока лояльность потребителей к продукции отечественных производителей. В этих условиях импортерам достаточно сложно развивать свои позиции. Украинским производителям достигнуть таких показателей позволили следующие факторы: масштабность собственного бизнеса, развитие импорта как следствие этапного инвестирования средств в производственные площадки, расположенные на российской территории».
Бренды — лидеры рынка шоколада, по мнению экспертов.
Основные
компании рынка шоколада — Kraft, Nestle,
холдинг «Объединенные
Российский рынок кондитерских изделий в последние годы не стоит на месте, стабильно развиваясь и увеличиваясь. По оценке АЦВИ, в 2010 году объем розничных продаж шоколада и шоколадных изделий составил порядка 157.5 млрд. рублей, увеличившись на 9% по сравнению с предыдущим годом. Следует отметить, что под шоколадной продукцией подразумеваются шоколадные плитки и батончики, упакованные и развесные шоколадные конфеты, шоколадные вафли, драже, а также фигурный шоколад.
Несмотря на отсутствие значительной динамики в натуральном выражении, объемы рынка в стоимостном выражении растут, что обусловлено увеличением цен на продукцию шоколадных фабрик. Уровень цен на шоколадную продукцию в значительной степени определяется ситуацией на рынках сырья, а именно какао-бобов и сахара. Только за последние два месяца какао-бобы на мировом рынке поднялись в цене на 33%.
Несмотря на рост цен и
В отрасли используются различные подходы к классификации рынка шоколада, наиболее распространенными среди которых являются сегментация рынка по цене, по видам продукции, по уровню содержания какао-продуктов, по форме и консистенции, по массе упаковки и многие другие.
Рынок
шоколадной продукции, как и всех
прочих рынков, включает три сегмента:
экономичный, среднеценовой и премиальный,
в двух из которых – экономичном
и среднеценовом –
В докризисный период премиальный сегмент активно развивался, однако в условиях экономической нестабильности наметилась тенденция к снижению темпов его развития. Многие компании были вынуждены пересмотреть свою ассортиментную политику, главным образом, за счет снижения доли долю премиального сегмента в пользу более дешевого товара, а также выпуска экономичных упаковок, предназначенных для семейного потребления (например, компания Mars Russia выпустила батончики Mars, Snickers и Milky Way в упаковке по пять штук), и упаковок меньшего размера (например, Kraft Foods представила шоколадные плитки «карманного» формата под своим брендом Alpen Gold). Таким образом, ассортимент предлагаемых изделий увеличился, а прибыль производителей снизилась, что способствовало обострению конкуренции в среднеценовом и экономичном сегментах.
Рынок шоколадных изделий включает несколько основных сегментов: упакованные и развесные конфеты, шоколадные батончики, шоколадные плитки, и некоторые другие виды продукции. Сегмент развесных шоколадных конфет является самым крупным на рынке – по данным Euromonitor International, в настоящее время на него приходится около 35% всех продаж шоколадных изделий в стоимостном выражении. Сегмент развесных конфет - единственный, где лидирующие позиции удерживают отечественные компании. Именно для него в наибольшей степени характерно присутствие большого количества региональных производителей, продажи которых, как правило, ограничиваются рамками своих регионов.
Российский
рынок шоколада и шоколадных изделий
в высокой степени
Безусловный
лидер рынка – холдинг «
На втором месте располагается Mars–Russia с долей рынка 15%. Компанией производятся такие известные продукты, как шоколадные батончики Snickers, Mars, Bounty, Nuts, шоколад Dove. В 2008 году концерн приобрел компанию Wrigley, которая в свою очередь, двумя годами ранее приобрела Одинцовскую кондитерскую фабрику и вместе с ней шоколадный бренд «А.Коркунов». Благодаря этому Mars теперь представлен в традиционно популярном в России сегменте шоколадных конфет в коробках.
Доля компании Nestle с брендами «Золотая марка», «Путешествие», «Российский», «Сударушка» составляет порядка 11%. В 2007 году компания приобрела Рузскую кондитерскую фабрику, владеющую брендами «Комильфо» и «Рузанна», усилив, тем самым, свои позиции на шоколадном рынке России.
Компания Kraft Foods, выпускающая шоколад под такими брендами как Alpen Gold, Cote D’Or, Milka, Toblerone и «Воздушный» занимает около 11% рынка.
Доля итальянской компании Ferrero, выпускающей шоколад в премиальном ценовом сегменте (Kinder, Rafaello, Ferrero Rocher) составляет приблизительно 9%. В 2008 году Ferrero приступила к реализации инвестиционного проекта по строительству первой в России собственной фабрики во Владимирской области, открытие которой состоялось во второй половине 2010 года.
В
феврале 2011 года Норвежский концерн Orkla
Foods объявил о слиянии двух своих
российских кондитерских компаний —
ОАО «Кондитерская фабрика
Таким
образом, можно заключить, что, с
точки зрения конкуренции, рынок
шоколада испытывает влияние такой
тенденции как постепенная «
Продвижение и реклама относятся к ключевым факторам развития большинства товарных рынков, и рынок шоколада и шоколадных изделий не является исключением. Шоколадная продукция входит в ТОП-10 категорий по объему рекламных бюджетов на национальном телевидении и является категорией-лидером по объемам бюджетов среди продовольственных товаров.
Рекламный рынок, как в России, так и за рубежом, отличает высокий уровень волатильности, который выражается в чувствительности к изменениям внешней конъюнктуры. По оценкам АЦВИ, на рекламу шоколадной продукции в 2010 году было израсходовано 4.2 млрд. руб. включая НДС, или 2.6% бюджетов всего рекламного рынка. Прирост по отношению к кризисному 2009 году составил около 12%, однако, суммарные рекламные затраты производителей еще не достигли уровня 2008 года.
Все основные участники рынка шоколадной продукции используют рекламные возможности медиаканалов для стимулирования продаж, информирования потребителей, а также повышения их лояльности к бренду. Наиболее востребованным медиа среди игроков данной категории является национальное телевидение. Его доля в 2010 году составила около 86% от всех рекламных бюджетов, приходящихся на категорию. Трудно сказать, связана ли подобная популярность с высокой эффективностью телерекламы, однако, учитывая географию продаж шоколадной продукции, по соотношению охват/стоимость у телевидения в настоящий момент конкурентов практически нет. Примечательно, что в данной категории достаточно сильны позиции регионального телевидения: так, объемы бюджетов на региональном рекламном рынке составили порядка 12% от общего объема рекламных бюджетов категории. Из них на московское размещение пришлось 5 п.п.
Рассматривая активность участников рынка сквозь призму маркетинговых и рекламных затрат, можно условно разделить их на две группы. К первой группе относятся иностранные компании (Nestle, Mars, Kraft Foods, Ferrero), которые имеют значительный опыт в продвижении продукции при помощи прямой рекламы в разных странах.
Необходимо
отметить, что наибольшую рекламную
активность на протяжении последних
лет проявляют компании Mars, Kraft Foods
и Ferrero. Следует особо выделить компанию
Ferrero, которая демонстрировала
Вторая
группа – российские компании (кондитерская
фабрика «Победа», кондитерская фабрика
им. Н.К.Крупской, КФ «Славянка», «Русский
шоколад» и др.), по разным причинам не
осуществляющие широкомасштабное продвижение
продукции на рынке. Среди отечественных
компаний, рекламные бюджеты которых приближаются
к показателям транснациональных холдингов,
можно назвать холдинг «Объединенные
кондитеры», который увеличил объемы затрат
на рекламу на 43%.
На вопрос о перспективах российского рынка шоколада все эксперты как один отвечают: «Перспективы есть!» И это единодушие не может не радовать, оно означает, что отрасль, несмотря на все сложности финансового, административного и другого характера, активно развивается. Ожидания участников рынка и отраслевых аналитиков на ближайшее будущее сегмента шоколада побольшей части совпадают. Вот они:
• падение спроса на премиальную продукцию и рост спроса в экономсегменте;
• рост цен на шоколадную продукцию, обусловленный повышением стоимости какао-бобов;
•
в свете вышеназванных
• развитие участниками рынка производства шоколадных изделий меньших размеров;
• изменение формата упаковки соответственно современным тенденциям и потребительским предпочтениям.
Если говорить о перспективах развития ассортимента, то эксперты видят их в новых оригинальных вкусовых сочетаниях, экзотических добавках и начинках. Кроме того, перспективным видится такое направление развития, как создание более сложных видов продукции, — здесь речь идет в первую очередь о шоколадных конфетах и драже. Основные тренды и перспективы рынка шоколада можно определить следующим образом:
- шоколадные плитки: активно развивается сегмент порционных шоколадок;
- весовые шоколадные конфеты: потребители все более требовательны к качеству продукции;
-
шоколадные конфеты в коробках:
рынок растет, упаковка становится
все более интересной и
Информация о работе Российский рынок шоколада и шоколадных изделий: товарный и рекламный аспекты