Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:30, курсовая работа
Российский рынок шоколада растет, и причем достаточно быстрыми темпами. Начиная с 1997 года на российском рынке шоколада наблюдается рост производства — около 8% в год. В 2004 году эта тенденция сохранится, кроме того, усилится борьба за потребителя в сегменте элитного шоколада. Другой важной тенденцией является консолидация активов в отрасли, что можно проследить на примере деятельности ряда предприятий, например холдинга "Объединенные кондитеры".
Введение 2
Глава 1. Обзор российского рынка шоколада 2010-2011 г 3
1.1 Динамика основных участников рынка 3
1.2 Доля сегмента шоколада в объёме российского рынка кондитерских изделий 4
1.3 Бренды и тренды 7
1.3 Импорт шоколадной продукции 9
Глава 2. Российский рынок шоколада и шоколадных изделий: товарный и рекламный аспекты 12
2.1 Структура и масштабы российского рынка шоколадной продукции 12
2.2 Основные участники российского рынка шоколадной продукции 14
2.3 Рекламная активность производителей шоколада в России 16
Заключение 18
Список литературы 20
Шоколад
является одним из тех продуктов,
которые можно отнести к
Российский рынок шоколада
В
настоящее время наблюдается
несколько тенденций на рынке
шоколадной продукции. Во-первых, за счет
роста доходов населения
Несмотря на рост цен и снижение покупательской способности населения, рынок является относительно стабильным. Кроме того, считается, что шоколад является хорошим антидепрессантом, а коробка конфет – недорогим и универсальным подарком. Таким образом, даже при сокращении расходов населения, траты на шоколад существенно не снижаются.
В России объем сегмента шоколада составляет от 35 до 55% всего рынка кондитерских изделий.
Несколько лет назад российский рынок шоколада контролировали западные компании, которые прочно обосновались путем покупки отечественных фабрик, что давно стали резидентами. Именно они — Kraft Foods, Mars и Nestle – владели основной долей шоколадного (в прямом и переносном смысле слова) сегмента до того, как осенью 2008 года на сцене появился финансовый кризис. Именно с его появлением позиции иностранцев пошатнулись в связи с изменением валютного курса, и, как следствие, ростом стоимости конечных продуктов. Сильнее всего кризис ударил по импортерам, да оно и понятно: во-первых, их логистические нагрузки, и прежде немаленькие, возросли еще больше, а во-вторых, импорт традиционно концентрировался в премиальном сегменте кондитерских изделий, который и сам по себе серьезно «похудел» в связи с уменьшением доходов населения.
Итак, а что же произошло с рынком шоколада в целом?
2009-2010
годы не зачеркнули, разумеется,
кризисных явлений, но привели
их к более или менее
Компания | Динамика в 2010 г по отношению к 2009 |
Kraft Foods | + 0,9% |
Nestle | - 1,5% |
Объединенные кондитеры | + 1% |
Ferrero | + 0,4% |
Cadbury | - 0,2% |
Mars | - 0,2% |
Прочие производители | + 0,7% |
Доля сегмента шоколада оценивается достаточно скромно — 15-18% от всей кондитерки. При этом данные разнятся в зависимости от региона: где-то потребители предпочитают шоколад, где-то — мучные изделия. Накануне кризиса 2009 года рынок шоколада находился в стадии роста, приближаясь к этапу насыщения. Объем российского кондитерского рынка по состоянию за 2010 год оценивается экспертами на уровне 1350 тыс. тонн.
Кондитерский рынок состоит из бисквитной группы, группы сахаристых продуктов и группы шоколадных изделий. Сегмент шоколадной продукции, по разным оценкам, составляет от 680 до 750 тыс. тонн в структуре кондитерского рынка, то есть от 50 до 55% объема рынка.
По данным исследовательского агентства «Маркет Аналитика», в 2009 году рынок шоколада увеличился на 5,7%, и в натуральном выражении его объем составил 799,3 тыс. тонн, а в денежном выражении рынок прибавил в весе еще ощутимее — 16%. По данным того же агентства, примерно такими же цифрами выражается сокращение импорта, то есть рост рынка происходил исключительно за счет российского производства. .
Под влиянием кризиса сократились объемы потребления и производства. Однако наряду с негативным влиянием кризис традиционно играет и позитивную роль. Происходит передел рынка, обновление производственных и финансовых технологий. Как результат — на рынке остаются наиболее сильные компании, адаптировавшие стратегию развития к изменившимся условиям. По состоянию за 2010 год шоколадный рынок еще не полностью восстановился и пока находился в стадии посткризисной инерции. Однако спад замедлился и к концу года может полностью прекратился.
Оценка динамики рынка шоколада, сделанная агентством GLOBAL REACH CONSULTING в 2010 году, несколько скромнее: по его данным, объем продаж шоколадных изделий увеличился на 14% в стоимостном выражении. Зато анализ рынка за 1-й квартал 2011 года звучит вполне обнадеживающе: рост продаж составил 15% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
По оценке GLOBAL REACH CONSULTING, около 82% россиян потребляют шоколад в том или ином виде. Оценка аналитического агентства Euromonitor несколько скромнее: по его данным, только 73% отечественных потребителей регулярно покупают шоколадные изделия.
Наибольшей
популярностью у россиян
Под воздействием кризиса 2009 года спад
наблюдался во всех категориях шоколадного
рынка. Наиболее интенсивное сокращение
объемов продаж произошло в категории
сувенирного, импульсного ассортимента
— шоколадных конфет в коробках. Напротив,
меньше всего от кризиса пострадали категории
повседневного спроса, для личного потребления,
наиболее адаптированные к изменившейся
конъюнктуре рынка, – весовые конфеты,
шоколадные батончики, шоколадные плитки.
Весовые шоколадные конфеты и шоколадные
плитки практически не пострадали от кризиса.
Многие
производители в кризисный
О шоколадных плитках.
Наиболее емким в плиточном шоколаде является формат 100 г, доля которого в общем обороте сегмента составляет около 70%. К нишевым продуктам с более узкой потребительской аудиторией относятся плитки большого формата — 150-200 г, пористый, а также стиковый (порционный) шоколад. Что касается вкусовых предпочтений, то наиболее популярны у потребителей плитки с добавками. Продажи темного шоколада по объему превышают продажи молочного шоколада в несколько раз. В темном шоколаде больше какао-продуктов и меньше жира, что отвечает модным тенденциям.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) большинство россиян (79%) едят шоколад регулярно, причем наибольшей популярностью пользуется молочный (доля потребления — 42%), а 29% предпочитают горький шоколад. Существенно меньше тех, кто больше всего любит шоколадные батончики (5%) или белый шоколад (3%), а 19% к шоколаду и сладкому вообще равнодушны и не едят такие продукты.
Конфеты в коробках и без.
Под
влиянием кризиса значительно
Холдинг «Объединенные кондитеры», доля которого, по оценкам экспертов, равна 21% рынка вывел на рынок множество новинок. В то время как основной тренд современного кондитерского рынка — сужение сегмента премиум и переключение потребительского внимания на более дешевые сегменты, все новинки холдинга позиционируются в массовом сегменте. Кроме того, в связи с напряженной ситуацией с сетевым ретейлом, представители которого нашли свой способ выхода из кризиса (а именно повысили и без того непомерные входные бонусы и другие «поборы», которые ложатся на плечи производителей), холдинг принял решение о развитии собственного направления сетевой торговли. Так, в августе 2010 года холдинг «Объединенные кондитеры» совместно с РЖД объявил об открытии сети фирменных магазинов «Любимые с детства».
Однако, отметим, что подобные бизнес-решения на сегодняшний день доступны лишь таким гигантам шоколадной отрасли, как «Объединенные кондитеры». Многие не столь крупные компании, наоборот, закрыли сети собственных магазинов в последние два года, сочтя их содержание слишком высокой финансовой нагрузкой в нынешней нестабильной экономической ситуации. При этом нужно заметить, что и западные резиденты не стремятся повышать свои продажи подобным способом: ни у одной компании, входящей в четверку лидеров вместе с холдингом «Объединенные кондитеры» — Mars, Nestle, Kraft Foods, — нет сети фирменных магазинов на территории РФ. Однако их продажи и без того идут неплохо — коль скоро им удалось попасть в число лидеров российского рынка шоколада.
Что же сегодня необходимо для того, чтобы бренд хорошо продавался?
Для рынка шоколада характерен
высокий уровень
Очевидно,
что известность и доверие
— прерогатива марок с
Бренд имеет существенное значение на рынке шоколада. Степень брендированности шоколадных плиток, конфет в коробках и батончиков можно назвать высокой. В сегменте весовых конфет бренд имеет меньшее значение.
Бренды — лидеры рынка шоколада, по мнению экспертов:
- шоколадные плитки: шоколад «Аленка», «Риттер Спорт», Alpen Gold, «Воздушный», Milka;
- весовые шоколадные конфеты: «Батончики» от «Рот Фронта», суфле «Птица Дивная»;
- шоколадные конфеты в коробках: «Коркунов», «Рафаэлло», «Комильфо», «Бабаевский», «Вдохновение»;
-
шоколадные батончики: «Марс», «Сникерс»,
«Твикс», «Степ».
Позиции импортеров на рынке шоколада на сегодняшний день далеко не так сильны, как прежде. По разным оценкам, доля импорта составляет от 10 до 15%. Причем основная доля импорта приходит к нам из близлежащих Украины и Польши, что, в общем, и понятно — шоколад все-таки не вино, длительные перевозки его не красят, а, скорее, наоборот.
В 2009году на российский рынок странами-импортерами было поставлено порядка 112 тыс. тонн шоколадной продукции (без учета шоколада, ввозимого для промышленной переработки). Объем импорта в структуре российского потребительского рынка шоколадной продукции занимает долю около 15%. Главные импортеры – Украина, Германия, Польша, с совокупной долей в объеме российского импорта около 90%. Второй эшелон представляют Италия, Франция, Швейцария, Бельгия – совокупная доля около 5%».
Информация о работе Российский рынок шоколада и шоколадных изделий: товарный и рекламный аспекты