Роль упаковка и маркировка в маркетинговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях конкуренции производители товаров вынуждены для максимизации своей прибыли и завоевания доли на товарном рынке производить качественную продукцию, а упаковка и маркировка является стимулятором потребителя к ее приобретению и имеет в конкурентной борьбе немаловажное значение. Поэтому задачей предприятия является удовлетворить спрос лучше и эффективнее, чем конкуренты. При непродуманном подходе к элементам упаковки происходит снижение как потенциального, так и реального спроса, и как следствие, уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………… 2-3
Глава 1. Упаковка и маркировка в маркетинговой деятельности
1.1. Маркировка товаров……………………………………………………………………………………………………………………4-9
1.1.1.Общие требования к маркировке товаров…………………………………………………………………………..10-11
1.1.2.Знаки в составе маркировки………………………………………………………………………………………………………12
1.1.3.Общая потребительская информация о товаре ……………………………………………………………………….13
1.1.4.Маркировка пищевых продуктов……………………………………………………………………………………….…14-15
1.1.5.Маркировка непродовольственных товаров ……………………………………………………………………………16
1.2. Роль упаковки ……………………………………………………………………………………………………………………......17-21
1.2.1.Классификация упаковки ………………………………………………………………………………………………………22-23
1.2.2. Требования, предъявляемые к упаковке торговыми предприятиями……………………24-27
Глава 2. Роль упаковки на примере знаменитых брендах…………………………………………………………...28-31
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………… 32
Список использованной литературы………………………………………………………………………………………………… 33

Работа содержит 1 файл

маркетинг курсовая.docx

— 268.27 Кб (Скачать)

 

 

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………… 2-3

Глава 1. Упаковка и маркировка в маркетинговой деятельности 

1.1. Маркировка товаров……………………………………………………………………………………………………………………4-9

1.1.1.Общие требования к  маркировке товаров…………………………………………………………………………..10-11

1.1.2.Знаки в составе  маркировки………………………………………………………………………………………………………12

1.1.3.Общая потребительская  информация о товаре ……………………………………………………………………….13

1.1.4.Маркировка пищевых  продуктов……………………………………………………………………………………….…14-15

1.1.5.Маркировка непродовольственных товаров ……………………………………………………………………………16

1.2. Роль упаковки ……………………………………………………………………………………………………………………......17-21

1.2.1.Классификация упаковки ………………………………………………………………………………………………………22-23

1.2.2. Требования, предъявляемые к упаковке торговыми предприятиями……………………24-27

Глава 2. Роль упаковки на примере знаменитых брендах…………………………………………………………...28-31

Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………… 32

Список использованной литературы………………………………………………………………………………………………… 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях конкуренции  производители товаров вынуждены  для максимизации своей прибыли  и завоевания доли на товарном рынке  производить качественную продукцию, а упаковка и маркировка является стимулятором потребителя к ее приобретению и имеет в конкурентной борьбе немаловажное значение. Поэтому задачей  предприятия является удовлетворить  спрос лучше и эффективнее, чем  конкуренты. При непродуманном подходе  к элементам упаковки происходит снижение как потенциального, так  и реального спроса, и как следствие, уровня прибыли, потеря конкурентных позиций  на перспективных потребительских  и товарных рынках, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия.

Поэтому разработка упаковки должна проводиться с учетом потребностей покупателей, она должна содержать  всю необходимую информацию, а  также иметь необходимую цветовую гамму, форму, размеры, которые должны быть выполнены с учетом правил и  требований законодательства. Все это  способствует увеличению продаж, сохранению желаемой прибыли на длительный период времени, очень актуально для  предприятий, стремящихся быть конкурентоспособными. В упаковке товаров и тары вне  зависимости от того, внутренние это  или экспортные поставки товаров, важную роль играет маркировка.

Актуальность темы состоит в  том, что при правильном выборе производителем упаковочного материала и маркировки, которые являются одними из основных средств товарной политики предприятия, будет удовлетворяться спрос  потребителя, и предприятие будет  развиваться.

 

 

1.Упаковка и маркировка в маркетинговой деятельности

1.1.Маркировка товаров

Маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.

Основные функции маркировки - информационная; идентифицирующая; мотивационная; эмоциональная.

В зависимости от места  нанесения различают маркировку производственную и торговую.

Маркировка должна соответствовать  требованиям стандартов, других нормативных  документов. Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями  стандартов на продукцию. Отдельные  требования к торговой маркировке устанавливаются  Правилами продажи отдельных  групп продовольственных и непродовольственных  товаров, а также региональными  Правилами розничной торговли. К  маркировке предъявляются общие  для товарной информации и специфичные  требования. Общие требования регламентируются Федеральным законом «О защите прав потребителей» и рассмотрены  ранее.

Специфичные для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность; однозначность текста, его соответствие потребительским  свойствам товара; достоверность - приведенные на маркировке сведения не должны вводить получателя и потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения; использование для маркировки несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Госкомсанэпиднадзора.

Производственная  маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные  ленты, клейма, штампы и др.

Этикетки наносятся типографским или иным способом на товар или  упаковку. Кроме того, они могут  быть самостоятельным носителем  информации, который приклеивается  или прикладывается к товару. Например, большинство упакованных в производственных условиях продовольственных товаров  имеют на упаковке этикетку, на которую  текст, рисунки и другая информация нанесены типографским способом. Этикетирование консервных банок осуществляется путем  приклеивания бумажной этикетки или  нанесения ее литографским способом. Иногда этикетку наносят непосредственно  на товар (например, маркировка на донышке  посуды, на электробытовых товарах).

Кольеретки - разновидность этикеток, имеют особую форму, наклеиваются на горлышко бутылок. Кольеретки не несут большой информационной нагрузки, в основном их назначение - эстетическое оформление бутылок. Применяются для бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом вместе с основной этикеткой, самостоятельного значения не имеют. На кольеретке могут быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или информационные знаки. Иногда на кольеретках вообще отсутствует информация.

Вкладыши - это разновидность этикеток, отличающиеся от них направленностью товарной информации, предназначенные для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (наименование организации, номер смены). Иногда вкладыши могут содержать краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь -функционального назначения. Тогда вкладыш приобретает дополнительные функции - рекламного листка или проспекта, но в отличие от них рекламная функция вкладыша не является основной, а реализуется через характеристику товара. Такие вкладыши часто встречаются в упаковке различных косметических средств. Наиболее часто применяют вкладыши для кондитерских изделий: конфет, печенья, пряников в коробках; для парфюмерно-косметических и лекарственных средств; товаров бытовой химии.

Бирки и ярлыки - носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются  к товару. Для них характерны меньшая  информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.

Контрольные ленты - это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они могут применяться в дополнение, реже взамен других носителей информации. Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической информации, цель которой - указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков и др. Контрольные ленты наиболее часто применяются для одежно-обувных товаров, причем у обуви сведения контрольной ленты чаще наносятся на подкладку или внутреннюю часть.

Клейма и штампы - носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.

Существует несколько  способов клеймения и штампования  товаров и упаковок: нанесение  клейма или штампа несмываемой краской, разрешенной органами Минздрава  РФ; выжигание электроклейма; выдавливание штампов; вдавливание пластмассовых  или казеиновых цифр, букв в продукт.

Наиболее распространенный способ, применяемый для большинства товаров, нанесение клейма или штампа несмываемой краской. Электроклейма выжигают в основном на тушках птиц.

Рельефная маркировка в виде выдавленных букв, цифр, иных условных обозначений встречается на металлических  консервных банках, реже на крышках  стеклянных банок. Кроме того, этим способом маркируют двигатели автомобилей, а также некоторые товары сложнотехнического назначения. Рельефная маркировка встречается  и на стеклянной упаковке (бутылки, банки), иногда на стеклянной посуде (например, на донышке граненых стаканов). Вдавливание  пластмассовых или казеиновых цифр применяется для маркировки сыров.

К клеймам и штампам  предъявляют следующие требования: четкость оттисков клейм; сохраняемость  независимо от внешних воздействий; безопасность применяемых способов клеймения и штампования; сохранение товарного вида продуктов и изделий, на которые наносят клейма и штампы; соблюдение установленных правил клеймения  и штампования.

Торговая маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные (или) кассовые чеки, упаковки и (или) товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или  эксплуатационные документы.

(Неотъемлемой частью  любого товара является его  маркировка - носитель актуальной  информации как о нем самом,  так и о предметах, связанных  с его обращением (например, его  таре и упаковке).

       Это  может быть как информация, требуемая  в законодательном порядке, так  и дополнительная информация, передаваемая  добровольно, исходя из ее необходимости  для производителей, потребителей  и прочих сторон, вовлеченных  в процесс обращения данного  товара.

      В общем  случае маркировка представляет  собой комплекс сведений в  виде текста, отдельных графических,  цветовых знаков (условных обозначений)  и их комбинаций, наносимый в  зависимости от конкретных условий  непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку) или  этикетку.

      Следует  подчеркнуть, что, принимая во  внимание всевозрастающие объемы  международной торговли, особое  значение приобретают знаки как  особые средства передачи информации, как правило, не базирующиеся  на текстовой основе или все  же использующие его некоторые  элементы для обеспечения их  понятности для пользователей.  Это обусловлено способностью  знаков в сжатой образной форме  предоставлять определенную информацию  об объекте, выделяясь среди  монотонной массы текстовой информации.

       Все  вышесказанное приобретает особое  значение в условиях, когда все  больше производителей используют  так называемую многоязыковую  маркировку, направленную среди  прочего на снижение стоимости  товаров, сбережение ресурсов  и ориентированную не на рынок  одной страны, а на все мировое  или региональное рыночное пространство  в зависимости от типа товара.

       При  этом существует необходимость  разработки и применения стандартных  международных требований к маркировке  товаров и знакам (их системам), которые были бы способны в сжатой форме, но в то же время достаточно полно передавать потребителю важную информацию о продукте. Эта необходимость подчеркивается постоянно возрастающей сложностью потребительских товаров и услуг на их основе, особенно в случаях, когда функциональные аспекты могут быть непонятны для потребителей с первого взгляда. Кроме того, в особых случаях информация о продукте и необходимые для потребителя предупреждения могут быть эффективно переданы в форме специальных знаков, учитывающих так называемые особые группы потребителей: детей, инвалидов и даже неграмотных пользователей.

       Это  становится особенно актуальным  в настоящее время, когда наша  страна испытывает необходимость  ускоренной интеграции в мировое  торговое сообщество на правах  равноправного партнера. Пока это  затруднено или даже порой  невозможно без гармонизации  требований к товарам и их  обороту, частью которых являются  требования к их маркировке.

       Настоящая  серия статей содержит краткий  обзор ситуации с маркировкой  товаров в Российской Федерации  и за рубежом по следующим  основным направлениям: общая потребительская  информация о товаре; предупредительная  маркировка; сертификационные знаки  (знаки соответствия); экологическая  маркировка; маркировка грузов (транспортная  маркировка); товарные знаки; штрихкоды;  специальная маркировка и пр.)

 

 

 

 

 

1.1.1. Общие требования к маркировке

Маркировку должен обеспечивать поставщик товара, будь то изготовитель, импортер или иная организация, которая  несет ответственность за качество маркировки и достоверность приводимой в ней информации в соответствии с действующим законодательством.

       Состав  и содержание маркировки товаров  должны быть достаточными для  обеспечения безопасного обращения  с ними. Информацию, требуемую для  выполнения маркировки, получают  из источников, компетентных в  вопросах, касающихся маркировочной  информации, и (или) в результате  необходимых самостоятельных исследований (испытаний), проводимых в соответствии  с действующей нормативно-технической  документацией. 

Информация о работе Роль упаковка и маркировка в маркетинговой деятельности