Роль рынка в хозяйственном механизме общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении роли рынка в хозяйственном механизме общества.
Достижение поставленной цели потребовало решение основных задач:
1. Понятие рынка. Условия его возникновения. Элементы, субъекты и виды рынка.
2. Спрос и факторы, определяющие его изменения. Виды спроса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Понятие рынка. Условия его возникновения. Элементы, субъекты и виды рынка………………………………………………………………………………4
2. Спрос и факторы, определяющие его изменения. Виды спроса………………20
3. Механизм функционирования рынка…………………………………………...25
4. Функции рынка…………………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………………...32
Список используемой литературы………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

МАРКЕТИНГ.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

Спекулятивный спрос связан с высокими инфляционными ожиданиями, нерациональный спрос - с нарушениями рационального поведения покупателей.

Следующим видом спроса является экзогенный и зндогенный. Экзогенный спрос - спрос, изменение которого вызвано вмешательством правительства или внедрением каких-либо сил извне системы свободного рынка. Эндогенный, или внутренний, спрос - это спрос, который образуется внутри общества благодаря факторам, существующим в этом обществе.        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



3. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА

 

         Рынок как саморегулирующая подсистема в системе рыночной экономики невозможен без использования рыночного механизма. Последний обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие рыночных субъектов и их интересов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

         Известно, что любой хозяйственный механизм представляет совокупность элементов в их взаимосвязи, совокупность экономических законов, определяющих динамику движения элементов, а также организационную структуру экономической системы.

         Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции основных экономических законов рынка [10, c.79].

         Это важнейшие параметры рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

         На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противоречат друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период.

         Важно отметить, что рыночный механизм действует как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), действовать в конечном счете на пользу потребителей. Как это происходит?

         Неудовлетворенный спрос на модный товар повышает цену спроса, но удовлетворяет полностью потребность. У товаропроизводителей есть альтернатива: либо расширять производство и снизить цену и таким образом удовлетворить потребность большого числа покупателей; либо держать высокую цену до тех пор пока конкуренты не заполнят нишу на рынке и не отнимут клиентуру, а с ней не только сверхприбыль (от высоких цен) но и прибыль. Эта опасность побуждает производителя своевременно расширять производство, снижать цену своего товара до полного насыщения рынка. Такой механизм действует при наличии конкурентов.

         Действии такого механизма основано не на уговорах, а на естественном стремлении человека к благосостоянию.

         Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры рынка, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

         Конъюнктура рынка - это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени  экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг. Она определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями потребителей, состоянием товарных запасов и т.д. При этом соотношение спроса и предложения играет исключительно важную роль, ибо именно оно зачастую предопределяет судьбу продавцов и покупателей.

        Рыночный механизм можно охарактеризовать как механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу определения их количества, качества, структуры производства.

        Познание рыночного механизма требует уяснения тех экономических законов, которые лежат в основе его действия и использования. Такими законами являются: закон стоимости и полезности, закон изменения спроса и предложения.

                                                     Закон стоимости

       Согласно воззрениям английской классической и марксистской политической экономии закон стоимости - центральный закон товарного производства. Он состоит в том, что производство и обмен товаров, а следовательно, установление пропорций экономики осуществляется в соответствии с общественно необходимыми затратами труда.

Закон стоимости - это закон цен, которые суть денежное выражение стоимости. Закон стоимости реализуется через свои функции:

1. Распределение  труда, капитала и природных ресурсов между отраслями и сферами производства.

2. Стимулирование роста производительности труда и научно - технического процесса.

3. Дифференциация товаро - производителей.

         Важнейшее условие действия закона стоимости - наличии относительно свободного выбора рынка с рыночным механизмом. Закон стоимости становится регулятором производства, когда основная часть продукта труда принимает форму товара. Это имеет место при капитализме и в экономике смешанного типа.

Закон убывающей (предельной) полезности

 

         Анализ рыночного механизма невозможен без анализа теории предельной полезности. Еще в конце XIXв. Представители австрийской школы (Э.Бем-Баверк, К.Менгер, Ф. Визер) стали пропагандировать теорию предельной полезности. Суть этой теории в том, что ценность экономического блага, определяется полезностью последней (предельной) единицы этого блага, удовлетворяющий определенную потребность [7, c.305].

         Этот вывод в значительной мере основывается на законах Госсена - немецкого экономиста первой половины XIXв. Согласно первому закону по мере насыщения потребности степень удовлетворения от потребления каждой новой единицы блага уменьшается. Из этого закона Госсена следует закон убывающей предельной полезности, которому полезность экономического блага  есть убывающая функция его количества, используемого для удовлетворения потребности. Согласно теории предельной полезности потребитель может индивидуально определить полезность блага для себя, и, соответственно, в основе цены товара может быть полезность того или иного блага. 

 

 

 

Закон изменения спроса и предложения

 

         Закон спроса и предложения - важнейший закон рыночной экономики. Сторонники трудовой теории стоимости считают, что этот закон определяет колебания цен вокруг стоимости. Экономисты, приверженцы теории предельной стоимости, используют этот закон для объяснения ценообразования на товарных рынках и рынках услуг вне связи с проблемой стоимости.

         Закон изменения спроса и предложения состоит в том, что между ценой и предложением имеет место прямая связь, а между ценой и спросом - обратная. Это означает, что при прочий равных условиях при повышении цены предложение товаров и услуг возрастает, спрос на них уменьшается; при понижении цены предложение уменьшается, в то время как спрос растет.

         Таким образом, особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ФУНКЦИИ РЫНКА

 

         Сущность рынка находит свое выражение в его экономических и социальных функциях. Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Функции рынка [7, c. 160].

 

Главные экономические функции рынка:

 

1. Интегрирующая функция состоит в соединение сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребители не смогут удовлетворить свои потребности. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками и регионами экономического соглашения по созданию условий для функционирования единого всероссийского рынка.

2.  Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает: согласование производства и потребления в ассортиментной структуре: сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре; пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

        Рынок дает ответы на вопросы: что производить? Для кого производить? Как производить?

   Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться служить им».

3.    Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей создавать новую продукцию, необходимые товары с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль: стимулировать научно-технический прогресс и на его основе - интенсификацию производства и эффективность функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно. "Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей"

(О.Шик), а в результате - падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния [12, c.543].

4.    Ценообразующая (или эквивалентная) функция - установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство  товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и пользы.

5.    Контролирующая функция выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляются, в кокой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество  товаров и услуг.         

6.  Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена труда. Без рынка невозможно определить, насколько выгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, продавец подходящего покупателя.    

7.  Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении. Современный рынок превращается в "гигантский компьютер", собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии рынка и условия реализации товаров и услуг.    

8.     Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в  сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и установление соразмерности спроса населения с заработной платы. 

9.  Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно… Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя - в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

         Таким образом, при анализе функций было выяснено, что рыночный механизм хозяйствования имеет целый ряд очевидных преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние.

 

 

      

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Изучив тему курсовой работы «Роль рынка в хозяйственном механизме общества» можно сделать следующие выводы, что рыночная система – это взаимодействие и сочетание различных экономических структур, хозяйственной практики и правового обеспечения, экономической политики и многого другого. Отсутствие любого элемента немедленно вызовет сбои, приведёт  к неэффективному развитию экономической системы. Именно поэтому усиливаются роль и значение государства как гаранта цивилизованного развития рынка.

         Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит  вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес).

        В данной курсовой работе было рассмотрено классификация видов рынка.

        Самым крупным и всеобъемлющим является мировой рынок, включающий сфе­ру международного обмена. Под термином «мировой рынок» понимают любые това­рообменные процессы между странами, связанные с куплей-продажей всего множе­ства продукции, товаров, услуг, независимо от того, кто является агентом торговых операций. Обычно рынок  принято называть мировым, если он обладает следующи­ми признаками: а) участие в рынке многих стран; б) крупномасштабность сделок; в) регулярность товарообменных операций; г) ведение расчетов по торговым опера­циям в свободно конвертируемой валюте.

Информация о работе Роль рынка в хозяйственном механизме общества