Роль рынка в хозяйственном механизме общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении роли рынка в хозяйственном механизме общества.
Достижение поставленной цели потребовало решение основных задач:
1. Понятие рынка. Условия его возникновения. Элементы, субъекты и виды рынка.
2. Спрос и факторы, определяющие его изменения. Виды спроса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Понятие рынка. Условия его возникновения. Элементы, субъекты и виды рынка………………………………………………………………………………4
2. Спрос и факторы, определяющие его изменения. Виды спроса………………20
3. Механизм функционирования рынка…………………………………………...25
4. Функции рынка…………………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………………...32
Список используемой литературы………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

МАРКЕТИНГ.doc

— 225.50 Кб (Скачать)


 

Курсовая работа

По дисциплине: «Маркетинг»

На тему: «Роль рынка в хозяйственном механизме общества»

 

 

                                                              Исполнитель:

                                                            

                                                                       Курс 5 группа Э-52

                                                                    Подпись

                                                                                   Дата сдачи работы

                                                               Руководитель:

                                                                                    к. эк. н., Е.В.Смирнова.

   Подпись

                                                        Дата проверки

                                                   Оценка

 

 

 

 

 

Арзамас 2006г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………………3

1.      Понятие рынка. Условия его возникновения. Элементы, субъекты и виды рынка………………………………………………………………………………4

2.      Спрос и факторы, определяющие его изменения. Виды спроса………………20

3.      Механизм функционирования рынка…………………………………………...25

4.      Функции рынка…………………………………………………………………...29

Заключение…………………………………………………………………………...32

Список используемой литературы………………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

        Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

        Глубокое преобразование российской социально - экономической системы в 90-х г.г. XXв. создали необходимые предпосылки к становлению рыночной экономики. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок. Марин, актуальность темы не верно. Возьми книгу Журавлева она по – моему желтая. Там найдешь актуальность…….

        Актуальность данной темы заключается в том, что рынок далеко не всегда выступает как основа экономики, хотя и был обязательным условием возникновения маркетинга.

        Цель курсовой работы заключается в изучении роли рынка в хозяйственном механизме общества.

        Достижение поставленной цели потребовало решение основных задач:

1. Понятие рынка. Условия его возникновения. Элементы, субъекты и виды рынка.

2.      Спрос и факторы, определяющие его изменения. Виды спроса.

3.      Механизм функционирования рынка.

4.      Изучение функций рынка.

        Теоретической основой для написания данной курсовой работы послужили работы отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме: Л.М. Куликов, В.Д. Камаева, А.М. Годин, Ф. Котлер.

       Данная курсовая работа состоит из четырех глав, заключения, списка используемой литературы, содержит 34 страницs машинописного текста, библиографический список используемой литературы включает 15 источников.

1.      ПОНЯТИЕ РЫНКА. УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ. ЭЛЕМЕНТЫ РЫНКА, СУБЪЕКТЫ И ВИДЫ РЫНКА

 

  В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их элемент, как рынок. Поэтому причины возникновение товарно-денежных отношений раскрывают и причины возникновения товарного обращения и рынка. Вместе с тем рынок (как отдельный элемент) - это сложное образование, он имеет свою собственную структуру, для его функционирования и развития необходимы специфические условия. Со времени возникновения рынка разные направления и школы экономической мысли неоднозначно толковали его сущность [8, c.109].

Рынок как одна из категорий товарного производства в процессе эволюции испытал важные количественно-качественные изменения, которые не могли не сказаться на его определении в последние свыше два столетия. В работах А. Смита и Д. Рикардо термин "рынок" не приобрел четкого политэкономического определения, поскольку его относили к внешним явлениям рыночной экономики, а потому использовали преимущественно для характеристики рыночного спроса.

      Рынок- одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики.

       Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

       Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит  вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

       Если говорить более обобщенно, то  рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

       В процессе развития рыночного хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.

Исторические условия возникновения рынка:

 

       Первое условие - общественное разделение труда и специализация.

       Общественное разделение труда - это исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.

       В основе экономического развития лежит естественное разделение труда - разделение функций между людьми исходя из половозрастных, физические, физиологических и других особенностей. Последующее экономическое развитие породило общественное разделение труда. Известны четыре разделение труда: отделение земледельцев от скотоводства; отделение ремесла от сельского хозяйства; выделение посредника-купца, отделение от производства торгового капитала; выделение научно-исследовательских, опытно-констукторских работ.

       Базирующаяся на разделение труда ориентации производителей на изготовление отдельных продуктов в их элементов называется специализацией.

       Специализация дает производителя немало преимуществ. Это объясняется принципом сравнительного преимущества, т.е. производить продукцию при относительно меньших издержках упущенных возможностей.

      Второе условие - экономическая обособленность производителей, полностью независимых в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, акционерные общества, государственные предприятия). Если  в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может. Д. Хайман писал, что рынки могут существовать не только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться [7, c. 209].

      Эти два условия выражают глубинное противоречие рыночной экономики, которое проявляется в объективной необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей из-за общественного разделения труда, а с другой- всеобщего обособления производителей. Именно последнее определяет наличие системы товарных, рыночных отношений.

      Третье условие - разрешение проблемы трансакционных издержек- издержек в сфере обмена, связанных  с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением на выбранную хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров.

      Понятие трансакционных издержек было введено  в экономическую теорию Р. Коузом в статье "Природа фирмы" (1937). Он доказал, что удельный вес трансакционных издержек особенно  велик в обществе, где права собственности определены (специфированы) слабо. Это характерно для стран с переходной экономикой.

      Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие- самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут ориентиры производителям для наиболее эффективных направлений их деятельности.

 

Субъекты рынка и его основные элементы

 

Рынок, представляя собой совокупность товарно-денежных отношений, возни­кающих в результате купли-продажи товаров и услуг, налаживает тем самым взаимо­действие трех главных экономических субъектов. Ими являются государство (правительство), предприятия, фирмы (бизнес) и домашние хозяйства.

  Государство как субъект рыночного хозяйства действует через систему государст­венных учреждений и бюджетных организаций, которые выполняют функции госу­дарственного регулирования экономики. Государство в лице правительства осуще­ствляет закупки широкого спектра товаров. На рынке труда государство закупает рабочую силу, необходимую для службы в государственных учреждениях и бюджет­ных организациях, на рынке средств производства и предметов потребления приоб­ретает у производителей товары общественного, государственного пользования, в том числе вооружение, здания, машины и ряд других товаров, поступающих в результате закупок в государственную собственность и частично предоставляемых затем насе­лению. В качестве продав­ца государство продает в основном услуги, но способно продавать землю, природные ресурсы, жилье, другие товары, находящиеся в государственной собственности, Обычно объем государственных продаж на рынке существенно ниже объема государственных закупок.

  Предприятия, фирмы функционируют ради получения дохода (прибыли) и явля­ются основными поставщиками на рынок разнообразных товаров и услуг. В ряде слу­чаев они могут продавать принадлежащие им имущественные ценности и матери­альные запасы, в том числе земельные участки, здания, сырье, оборудование. Торговые предприятия продают на. рынке все товары своего торгового ассортимента. Приобретают  предприятия на рынке в первую очередь рабочую силу у домашних хозяйств, необходимую им продукцию других предприятий, природные ресурсы у их владельцев, могут приобретать также деньги в виде кредитов и ценные бумаги.

  Домашнее хозяйство — это единица, состоящая из одного и более человек, функционирующая в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли, ка­питала, имущества, отдельных видов товаров и услуг потребительского назначения. Предметом покупок выступают потребительские товары и услуги.

  Таким образом, рынок оказывается на скрещивании множества дорог, по кото­рым в одну сторону, от продавца к покупателю, движутся продаваемые одними и по­купаемые другими ресурсы, продукция, товары, услуги, а в другую — направляются денежные потоки от покупателей к продавцам в виде платы за купленные товары [7, c.250].

  Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

Инструменты способствовали установлению равновесия на рынке.

  Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

Информация о работе Роль рынка в хозяйственном механизме общества