Роль региональных СМИ и коммуникаций в политических процессах

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

В современной России в условиях динамично развивающегося политического процесса, представляющего собой широкую палитру политических взаимодействий, все большее значение приобретает массовая коммуникация, важнейшим субъектом которой выступают средства массовой информации (СМИ). Они конструируют социально политическую реальность, программируют не только настоящее, но и будущее поведение политических факторов. Освещая политическую жизнь, СМИ предлагают социуму ценностно-смысловые модели, которые могут не только объединять общество, достаточно эффективно снимать социальную напряженность, но и в определенные моменты подрывать устойчивость политической системы, позитивную консолидацию политических сил путем формирования соответствующих ценностных установок.

Работа содержит 1 файл

1112_058 Региональная пресса в системе политеческих коммуникаций (на примере хабаровский сми ).docx

— 41.18 Кб (Скачать)

     "В  крае много общественно-политических  СМИ. Кроме ежедневных газет  работают около десяти еженедельников, как местных, так и сетевых", - отметил Олег Кульгин, генеральный директор-главный редактор ООО "Редакция газеты "Приамурские ведомости". По его мнению, специфика хабаровского печатного рынка в статичности и консерватизме; здесь хорошо приживается сетевая "желтая" пресса и сложно - издания для бизнес-аудитории.

     "Попытки  открыть ежедневную деловую газету  ничем не закончились. Деловая  активность в Хабаровске недостаточно  развита, востребованности в солидной регулярной газете пока нет", - констатирует Олег Кульгин. Сегодня в крае помимо федерального "Коммерсанта" с дальневосточной вкладкой и владивостокской газеты "Золотой рог" действует одна местная деловая газета - "Дальневосточные бизнес-вести" (5 тыс. экз., выходит ежемесячно, с 2002 г.). Газета позиционируется как издание для среднего и высшего управленческого звена, предпринимателей, активных представителей среднего класса, политических кругов. Распространяется, в основном, в Хабаровском крае, практикуется адресная рассылка по крупным предприятиям, администрациям субъектов ДФО. Как сообщил Евгений Николенко, генеральный директор ООО "Дальневосточные бизнес-вести", сейчас газета выходит в Приморский край, в планах - покрытие всего Дальнего Востока.

     Хабаровские издатели называют свой рынок сложным  и специфичным. "Он развивается  так, как позволяет экономическая  ситуация Дальнего Востока: имеющиеся  здесь резервы требуют серьезных  инвестиций, прежде всего в оборудование и профессионалов, - рассказывает Людмила  Болдырева, генеральный директор-главный  редактор ЗАО "Редакция газеты "Тихоокеанская  звезда". - По количеству изданий  Хабаровск уступает Владивостоку. По качеству рынок пока развит серьезно".

     Ниша деловых и общественно-политических журналов всегда занимала прочное второе место на журнальном рынке после женского глянца по доходам от рекламы и по праву считалась одной из самых богатых. Деловые СМИ - это конкретный издательский продукт для заданного читателя, образованного, платежеспособного, нацеленного на активное потребление. И если такая аудитория клиенту интересна, он запрашивает именно деловые газеты и журналы. Флагманы этих запросов - строительные компании, агентства недвижимости, страховые компании, банки, операторы сотовой связи, автодилеры. Но в целом разброс широкий - от финансовых структур до производителей керамической плитки, оптовых фирм.

     Но  в Хабаровске эта ниша практически  свободна: в крае работает единственное СМИ этой направленности - журнал "Дальневосточный капитал" издательства "Золотой рог" из Владивостока.

     Телевидение. Специфика телевидения. Какого прогресса  ни достигла бы телевизионная коммуникация, каким бы вездесущим и всепроникающим ни стал телесигнал, общество всегда будет нуждаться в телеинформации разных уровней: глобальной, представляющей всеобщий интерес, и локальной, адресованной отдельным группам телеаудитории. И поскольку одним из основных признаков аудиторной дифференциации всегда будет ее территориальная принадлежность, постольку всегда будет существовать потребность в центральных и местных телепрограммах.

     Практически каждый регион обладает собственными специфическими особенностями, многие из этих особенностей интегрируются  в национальный колорит, национальную специфику.

     Обычно  первым специфическим признаком  телевидения называют вездесущность, поскольку электромагнитные колебания, несущие телевизионный сигнал, проникают  в любую точку пространства (в  зоне действия телепередатчика).

     Вторая  особенность — передача сообщений  в форме аудиовизуальных образов (изображение + звук) — называется экранностъю. Свойство экранности роднит телевидение с кинематографом.

     Абсолютно уникальное, не присущее больше ни одному другому явлению в мире искусства  и средств массовой информации, качество телевидения — возможность отражения  события на экране в самый момент его свершения. Это то, что называется прямым (или "живым") эфиром, прямой трансляцией, передачей нефиксированного изображения. Такую специфическую  особенность называют непосредственностью  телевидения.

     Изображение на экране транслируется параллельно  с живой жизнью и воспринимается нами как часть этой жизни, что, с  одной стороны, обеспечивает замечательную  достоверность телеинформации, а  с другой — создает реальные условия  для манипуляции (чаще всего, недобросовестной) зрительским восприятием.

     Симультанность находится в прямой связи с непосредственностью телевидения, так же как с еще одним уникальным качеством телевидения — создаваемым телеизображением эффектом присутствия. Когда во время прямой трансляции с места события зритель наблюдает за ним на экране своего телевизора, он все время помнит, что все происходящее совершается сию минуту, на его глазах (хотя он и видит все через окуляр передающей телекамеры или, если угодно, глазами телеоператора); у зрителя возникает ощущение, что он сам, лично присутствует на этом событии — и это делает телевизионное изображение особенно достоверным, документальным.

     И наконец, еще одно удивительное, не присущее или присущее в меньшей  степени другим СМИ, свойство телевидения  — персонификация (олицетворение) сообщения.

     Газетное  сообщение, в сущности, анонимно. Звучащий по радио голос иногда узнаваем, но почти никогда не ассоциируется  с конкретным физическим обликом  человека, чей голос слышится из радиоприемника. На телеэкране перед  зрителем предстает совершенно реальный телесный облик носителя информации, что и позволяет его персонификации. Телевизионный репортер, телевизионный ведущий, телевизионный журналист, работающий в кадре, телевизионный персонаж в широком смысле этого понятия — конкретный человек, который нам нравится или не нравится, симпатичен или не совсем, вызывает доверие или не вызывает. Только на телевидении аудитории предлагается персонифицированная информация.

     Таким образом, телевидение заявляет о  себе как о наиболее эффективном  средстве массовой коммуникации, одновременной  взаимосвязи, а подчас и взаимодействия миллионов людей.

     Региональное телевидение появилось в конце 1990 годов как инструмент предвыборных технологий, но сегодня рост числа региональных ТВ-программ становится ведущей тенденцией развития ТВ-рынка в России.

     Феномен бурного развития регионального  ТВ связан с несколькими факторами: с одной стороны, население в  регионах проявляет повышенный интерес к местным событиям, с другой стороны, региональные администрации стремятся иметь собственный канал информирования населения.

     Интернет-СМИ. "СМИ стали аудиовизуальной окружающей средой, с которой мы непрестанно и автоматически взаимодействуем... Это почти постоянно присутствующий фон, ткань нашей жизни",— заявляет известный социолог М. Кастельс. Последнее десятилетие было отмечено расширением системы средств массовой информации вследствие бурного развития СМИ нового типа - интернет-СМИ. Появление этого феномена стало возможным благодаря прогрессу в сфере информационно-коммуникационных технологий, состояние которых оказывает влияние одновременно на изменения в системе средств массовой информации и на развитие современного общества, находящегося под влиянием новейших технологий в процессе превращения в информационное общество.

     Современная глобальная компьютерная сеть является важнейшей частью инфраструктуры современного общества. Основанная на технологиях  компьютерной передачи данных, сеть Интернет стала эффективной средой для осуществления массовой коммуникации, отличаясь от прежних информационно-коммуникационных сред важными особенностями, в первую очередь, расширенными возможностями в представлении информации за счет мультимедийности, интерактивности и гипертекстуальности.

     Интернет  появился в рамках развития информационного  общества и имеет с контекстом своего возникновения во многом схожую сущность: в его основе заложена сетевая структура, информационный обмен открыт для всех его участников и является трансграничным. Особенности  новой информационно-коммуникационной среды способствуют осуществлению  массовой коммуникации в современных  условиях. При этом инфраструктура Интернета может восприниматься как важная составляющая часть инфраструктуры нового информационного общества. Прогресс в этой информационно-коммуникационной среде является катализатором возникновения  средств массовой информации нового типа - интернет-СМИ. Новый элемент, появившийся в рамках системы СМИ, стал в ней важным звеном. Благодаря присутствию в динамично развивающейся информационно-коммуникационной среде онлайновые СМИ получили мощный импульс к развитию в количественном и качественном отношениях и с течением времени начинают играть все более заметную роль в информационных процессах, протекающих в обществе. Являясь следствием совершенствования технологий информационного обмена, новые интернет-СМИ сами превращаются в "проводников" новых знаний и выступают в качестве "испытательного полигона" для наиболее передовых технологий, все более широко внедряемых в различные сферы деятельности человека.

     Понятие "интернет-СМИ" до сих пор не определено законодательно. В условиях такого правового вакуума появляются различные интерпретации онлайновых средств массовой информации, многие из которых не способствуют прояснению сущности этого явления. Более того, несмотря на уже более чем десятилетнюю историю развития Интернета в России, пока еще не выработано общепринятого подхода к этому феномену: различные исследователи рассматривают Интернет и как канал распространения информации, и как новую коммуникационную среду, и как поле, в котором СМИ осуществляют свою деятельность, и даже как средство массовой информации.

     Развитие  интернет-технологий в Хабаровском крае проходит не так быстро, как хотелось бы. По-прежнему главными проблемами являются дорогие услуги провайдеров и незначительная доля пользователей Интернета, даже в крупных городах. По числу пользователей в процентном отношении лидерами среди городов являются Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Все активнее Интернет входит в жизнь органов государственной и местной власти. 

 

     Список  использованных источников и литературы

1.  Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики/ М. В. Шкондин. – М, 2009

2.  Федоров В. И. Дальний Восток. Средства массовой информации в условиях борьбы местных политических, административных и финансовых элит./ В.И. Федоров// Власть и управление на Востоке России. – 2009. - №4. – С. 129-134.

3.  Средства массовой информации России: Учеб. Пособие для студентов вузов / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др., Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2009.

4.  Информационная политика органов местного самоуправления: Сб. нормативных актов. – Обнинск: Изд-во Института муниципального управления, 2008.

5.  Региональные средства массовой информации и демократия в России: размышление над итогами исследования // Пресс-служба. - 2009.-№4. – С.14 – 21.

6.  Кошевой Д. "Губерния" всегда с нами. //Тихоокеанская звезда – 19 декабря 2008г.

7.  Деловая пресса в регионах // Медиа Атлас – 13 ноября 2008 г.

8.  Как издатели воюют за кадры // Работа.ru – 2008г.

9.  А. Ефремов. Общественная значимость деловых журналов. // Индустрия рекламы, 2008г.

10.  С. Салтанова. Печатный рынок Хабаровска.// Печатник.com.- 26 марта 2007 г.

11.  А. Мариинский. СМИ Дальнего Востока // Приамурсие ведомости.-1 января 2007 г.

13.  Рейтинг печатных СМИ. // TNC-2008 г.

Информация о работе Роль региональных СМИ и коммуникаций в политических процессах