Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:39, курсовая работа
В современной России в условиях динамично развивающегося политического процесса, представляющего собой широкую палитру политических взаимодействий, все большее значение приобретает массовая коммуникация, важнейшим субъектом которой выступают средства массовой информации (СМИ). Они конструируют социально политическую реальность, программируют не только настоящее, но и будущее поведение политических факторов. Освещая политическую жизнь, СМИ предлагают социуму ценностно-смысловые модели, которые могут не только объединять общество, достаточно эффективно снимать социальную напряженность, но и в определенные моменты подрывать устойчивость политической системы, позитивную консолидацию политических сил путем формирования соответствующих ценностных установок.
В демократических государствах явно преобладает рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью информирования и аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Эта модель соответствует сложившемуся там типу менталитета и политической культуры людей. Она предлагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В этих государствах запрещено законом использование СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды, однако в них различные политические силы для пропаганды своих идей и ценностей широко применяют методы преимущественно эмоционального воздействия, что особенно ярко проявляется в периоды избирательных кампаний., которое нередко может затмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуется тоталитарные, авторитарные и особенно этнократические режимы, обильно насыщая свою политическую пропаганду эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека. Здесь СМИ широко используют методы психологического внушения, основанные на страхе и вере, для разжигания фанатизма, недоверия или ненависти к политическим оппонентам, лицам других национальностей и всем неугодным.
Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние на политику СМИ осуществляют через информационный процесс. Основными этапами этого процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование сведений. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом зависят их последующие действия. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют их, а также выступают их комментаторами и распространителями. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление в доступной массовой аудитории форме и комментирование - важная задача всей системы СМИ. Информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио телевидением, а также от способа и форм подачи информации.
Роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. Они представляют собой сложный многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, обеспечивающих информирование населения о происходящей каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях.
С течением времени рассмотрение масс-медиа как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «формирующие», «развлекающие» и т. д. Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт масс-медиа характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этим СМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации».
Первопроходцами в поле изучения масс-медиа считают социологов Пола Лазарсфельда и Роберта Мертона.
Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:
К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом: интернет-блоги, чаты, форумы, конференции и т. д.
Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений.
Средства
массовой информации выступают активным
субъектом политического
Субъектами публичной политики являются граждане, СМИ, политики. Эффективная публичная политика строится на взаимодействии всех ее субъектов. Роль прессы в этом процессе связана с ее коммуникативной функцией, способностью связывать между собой всех участников диалога, а также участием СМИ в этом процессе как равноправного партнера.
Открытость политики вызвала к жизни эффективные механизмы, обеспечивающие «открытость» обществу. Главным из них стала коммуникация диалогического типа, где СМИ являются не только средством связи между политиками и гражданами, но и инициирующим субъектом в формировании «повестки дня». Вместе с тем, СМИ артикулируют интересы разных участников политического процесса, анализируют ситуацию, организуют обсуждение актуальных проблем. Потребность в диалоге становится особенно актуальной, когда разрабатывается и принимается новый политический курс. Его максимально открытое объяснение не только расширяет социальную базу государственной политики, но и формирует демократический тип отношений между властью и обществом. Стремление к диалогу декларируют все силы политически ответственные за современную ситуацию.
Так политический курс, либо субъект, в процессе диалога подвергается открытой общественной экспертизе.
Вопрос о том, в какой мере СМИ являются независимым социальным и политическим институтом и каковы пределы их влияния на аудиторию, возник уже с появлением в обществе первых печатных изданий. Свобода печати, проблема взаимодействия массовой коммуникации и власти стали предметом исследования в XVIII – XIX веках. В этот период была сформулирована классическая либертарианская модель отношений средств массовой информации и государства. Именно в это время печать оформилась как социальный и политический институт со специфическими формами организации, а также правилами поведения входящих в него индивидов.
Однако наибольшую остроту проблема взаимодействия массовой коммуникации и власти приобрела только в связи с появлением в начале XX века массовой аудитории и действительно массовых средств коммуникации. Это привело к качественному изменению способов взаимодействия власти с ними. На смену элитарной политической коммуникации пришло массовое политическое общение, рассчитанное не только на просвещенную публику, но и на широкую общественность. Массовая политическая коммуникация позволила обеспечить трансляцию информации на широкие социальные группы. Иными словами, средства массовой информации стали важнейшим политическим институтом.
Термин
«массовая коммуникация» в
Голландский теоретик Д. МакКуэйл предпринял попытку систематизировать и выделить основные модели массовой коммуникации. В частности, свои схемы он строил на основе практических исследований, опираясь на учение Г.Ласуэлла. Основная идея теории Ласуэлла заключается в том, что специфика любого коммуникативного процесса кроется в ответах на вопросы: «Кто передает Что Кому и с каким Эффектом?». Ученый определил, как следует функционировать средствам массовой информации, чтобы в обществе воспроизводились те или иные социальные ценности и тем самым обеспечивалась легитимность масс-медиа как социального института.
В
современной России массовая политическая
коммуникация играет ключевую роль в
процессах, связанных с формированием
гражданского общества в стране, обеспечивая,
тем самым, граждан основной информацией
о субъектах политического
Политические аспекты процессов массовой коммуникации находятся в самом центре исследовательского интереса автора данной диссертации. Воздействие средств массовой информации на политические предпочтения аудитории очевидно. Массовая политическая коммуникация как часть всей политической коммуникации понимается как процесс передачи политической информации, благодаря которому, она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической и социальной системами.
СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций.
Роль
СМИ в организации и
Обмен
сообщениями не безликий технический
процесс, который может игнорировать
особенности субъектов как
В каждом государстве власть практикует свои методы, приемы общения с народом. Они принимают различные формы. Самыми популярными и современными стали прямые включения – телемосты, смс-общения, прямые радиоэфиры и т.д. Преимущества интерактивного общения с политическими деятелями очевидны – это активизация участия граждан в политической жизни страны.
Печатные СМИ в рамках Хабаровского края наблюдаются очень любопытные тенденции структурного характера. Местные газеты в большинстве случаев как бы распадаются на две категории: газеты для края, рассчитанные не только и не столько на краевой центр, сколько на города и поселки, находящиеся в пределах этой области, и газеты городские. И они часто очень серьезно отличаются друг от друга, во-первых, аудиторией и, во-вторых, методами своей работы. Городская газета имеет большие преимущества для поддержания контактов с аудиторией: постоянного читателя проще приобрести в рамках города, чем области.
В
столице Дальневосточного федерального
округа работают три местных ежедневных
газеты - "Хабаровские вести", "Тихоокеанская
звезда", "Приамурские ведомости".
"Хабаровские вести" являются
официальным изданием городской
администрации, соучредителем "Тихоокеанской
звезды" и "Приамурских ведомостей"
выступает краевое
Периодичность выхода хабаровских "ежедневок" - от трех раз в неделю. Чаще других (в пятиразовом режиме) выпускается старейшая газета края "Тихоокеанская звезда" (выходит с 1920 г.). Она же имеет самый большой тираж из вышеперечисленных СМИ. По информации, полученной в редакциях, тиражи составляют: "Тихоокеанская звезда" - 34-42 тыс. экз., "Хабаровские вести" в зависимости от дней выхода - 5,5 и 28 тыс. экз., "Приамурские ведомости" - 9,7 и 20 тыс. экземпляров. "Приамурские ведомости" делают ставку на распространение в крае. Значительная часть тиража "Тихоокеанской звезды" (до 92%) и "Хабаровских вестей" (около 80%) реализуется в краевом центре. Хабаровские "ежедневки" читают и в соседних территориях - Еврейской автономной области (ЕАО) и Приморье.
Еженедельно печатаются приложения и спецвыпуски ежедневных газет. "Хабаровские вести" по пятницам выпускают информационно-развлекательное приложение "Хабаровск выходной", специализация номера "Приамурских ведомостей" по средам - бизнес-тематика, от "Тихоокеанской звезды" выходит информационно-рекламная "Хабаровская неделя" (12 тыс. экз., 20-24 полосы формата А3).
Информация о работе Роль региональных СМИ и коммуникаций в политических процессах