Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:39, курсовая работа
В современной России в условиях динамично развивающегося политического процесса, представляющего собой широкую палитру политических взаимодействий, все большее значение приобретает массовая коммуникация, важнейшим субъектом которой выступают средства массовой информации (СМИ). Они конструируют социально политическую реальность, программируют не только настоящее, но и будущее поведение политических факторов. Освещая политическую жизнь, СМИ предлагают социуму ценностно-смысловые модели, которые могут не только объединять общество, достаточно эффективно снимать социальную напряженность, но и в определенные моменты подрывать устойчивость политической системы, позитивную консолидацию политических сил путем формирования соответствующих ценностных установок.
Содержание
В
современной России в условиях динамично
развивающегося политического процесса,
представляющего собой широкую
палитру политических взаимодействий,
все большее значение приобретает
массовая коммуникация, важнейшим субъектом
которой выступают средства массовой
информации (СМИ). Они конструируют
социально политическую реальность,
программируют не только настоящее,
но и будущее поведение
Деятельность СМИ непосредственным образом отражает состояние региональных социально-политических систем и процессов, доминирующие в них интересы – публичные, корпоративные, бюрократические. В зависимости от политической идентификации СМИ, в т.ч. региональные, в значительной степени воспроизводят оценки тех или иных групповых интересов, участвуют в установлении определенной «повестки дня».
Эта
«повестка дня» возникает на пересечении
усилий различных СМИ (федеральных
и региональных), СМИ и органов
государственной и
Коммуникативные свойства СМИ особенным образом проявляют себя в избирательных кампаниях, где выявляются определенные общественные ожидания и электоральные установки. Формирование последних составляет важнейший предмет деятельности СМИ, которые отражают состояние информационной культуры общества в целом, институтов власти и граждан, в частности, их способность быть субъектом политических и информационных отношений. К сожалению, использование разного рода манипулятивных технологий снижает статус СМИ как общественно значимого публичного института, превращая его в предприятие по производству ангажированной политической информации.
Это приводит, как свидетельствует практика, к обострению социально-политических отношений, снижению авторитета СМИ в обществе.
Роль
СМИ в региональном политическом
процессе особенно значима в кризисные
периоды общественного
Это обусловливает повышение роли СМИ в качестве посредника в диалоге между различными социальными и политическими общностями, между властью и обществом в целом.
Объектом исследования выступает современный политический процесс в России, как способ и форма реализации политической власти.
Предметом работы является СМИ г. Хабаровска в контексте их политических функций.
Основные цели и задачи:
Целью нашей работы является изучение функциональной роли СМИ в современном политическом процессе в РФ (на примере СМИ г. Хабаровска).
Конкретизацию
заявленная цель получает в решении
следующих исследовательских
1.
Рассмотреть СМИ в системе
современной публичной
2.
Изучить функциональное
3.
Определить роль СМИ в
Последовательное решение поставленных задач определило структуру работы.
1.
Теоретические основы
изучения роли
СМИ в политике
1.1
Понятие и виды
СМИ
Средство массовой информации (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технический комплекс, обеспечивающий создание, периодическую передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации c целью массовой коммуникации.
Современные СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличительные черты СМИ – это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.
Собственно
журналистика прямо связана с
использованием развитых технических
средств коммуникации — прессы (средств
распространения информации с помощью
печатного воспроизведения
Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.
Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной ин формации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.). Печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к “извлечению" информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.).
При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д. и т.п. Все это определяет множество положительных сторон при контакте с печатными изданиями, что делает их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации.
Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.
Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования.
Вторым
по времени появления средством
массовой коммуникации является радиовещание.
Наиболее характерной его чертой
является то, что носителем информации
в данном случае оказывается только
звук (включая и паузы). Радиосвязь
(использующая радиоволны — эфирное
вещание, осуществляемая по проводам —
проводное вещание) позволяет мгновенно
передавать информацию на неограниченные
расстояния, причем получение сигнала
происходит в момент передачи (или
— при передаче на очень большие
расстояния — с небольшой задержкой).
Отсюда возможность такой
Характерным для радио является вневизуальность - (лат. viceo «видение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов — звучащей речи, музыки, шумов. Но “монополия" звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории “увидеть”, как и кем создается “звуковая картина”.
Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно — передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки.
Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.
Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.
Как
и на радио, на телевидении возможна
организация оперативных
На телевидении “аудио” и “видео” могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи). Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ — и публицистических, и художественных, и научно-популярных.
К
этим видам СМИ в последнее
десятилетие присоединяется и активно
развивающийся четвертый тип
каналов информации — всемирная
компьютерная сеть (представленная в
наше время Интернетом), в которой
значительное место (наряду со специальной)
занимает массовая информация. Это электронные
версии и дайджесты газет, т.е. сетевые
газеты и журналы, радио- и теле – “сетевещание”,
сайты (“странички") отдельных журналистов,
притом оперативно меняющие содержание
и получаемые в режиме реального времени.
Таким образом, компьютерные сети соединяют
в себе возможности всех типов СМИ, правда,
печатные тексты могут читаться лишь с
монитора (и при необходимости распечатываться
на собственном принтере). Важно учесть
также, что наибольшая часть информации
передается на иностранных языках, что
затрудняет для многих полноценное освоение
информации даже при наличии в компьютере
программы-переводчика.
1.2
СМИ в системе
современной публичной
политики
СМИ
играют в политической жизни общества
существенную роль, имея самое непосредственное
отношение к его
Объединение
наций в сильные
Информация о работе Роль региональных СМИ и коммуникаций в политических процессах